Самые громкие дела 2021 года

30 декабря 2021, 17:05
В этом материале мы приведем самые громкие уголовные дела уходящего года, а также вспомним о приговорах, вынесенных судами.
Самые громкие дела 2021 года

Одним из самых громких дел 2021 года, без сомнения, стоит назвать дело Владимира Быкова, бывшего главы города и экс-спикера Заксобрания.

Дело Быкова

Напомним, уголовное дело, состоящее из 70 томов, было передано в суд 1 декабря 2020 года. Экс-главу города Кирова Владимира Быкова обвиняют в мошенничестве, организации растраты денежных средств, пособничестве в мошенничестве и получении взятки (в особо крупном размере).

Расскажем о ключевых моментах судебных заседаний, прошедших в этом году. Во-первых, стоит припомнить мартовский допрос Вадима Нелюбина, представителя компании «Типография Вятка». Он рассказал, что Быков на охоте предложил ему «расширить топливный бизнес», а именно заняться поставками топлива в «АТП». Нелюбин прикинул, что можно заработать на топливе, не соответствующем ГОСТу, с большим содержанием серы. По его словам, после этого он поговорил с Быковым, тот якобы отреагировал положительно и сообщил, что в «АТП» им поможет «свой человек» — Дубровин. Нелюбин также сказал, что Быков якобы получал от этого «бизнеса» 300 тыс. рублей в месяц, всего вышло около 8 млн рублей.

В апреле состоялся допрос бывшего главы администрации Кирова (2012-2014 годы) Дмитрия Драного. Он сообщил, что де-факто работники администрации подчинялись Быкову, хотя де-юре их начальником был Драный. С Быковым якобы согласовывали кандидатуры сотрудников, совет директоров «АТП» также подчинялся Быкову, отметил свидетель (к слову, сам Быков опроверг утверждение, что командовал работниками администрации и «АТП»). Также Драный рассказал о случае, когда порвал прямо на глазах у Быкова постановление об уменьшении аренды участка для «КЗОРС», поскольку заметил в нем ошибки, да и вообще счел, что это причинит ущерб муниципалитету. Быков пообещал разобраться. Впоследствии, несмотря на мнение Драного, плату все же снизили.

Отметим, что о возможном влиянии Быкова на сотрудников администрации и Совет директоров «АТП» также говорил свидетель Александр Преснецов, бывший замглавы администрации. Правда, говорил он это на допросе со следователем, а в суде «забыл» практически все, что было связано с Быковым.

В апреле также допросили бывшего главу «АТП» Евгения Катаева, который сообщил, что Чичибабин (бывший начальник отдела транспорта), Никулин и Медовиков (бывшие депутаты Думы) находились в близких отношениях с Быковым и якобы были подвержены его влиянию. Напомним, Чичибабин и Никулин являются фигурантами дела о хищениях в «Электронном проездном».

Водитель Быкова Денис Кулябин, также выступивший в суде, в свою очередь, отметил, что Быков хорошо общался с Яфаркиным (осужденным по делу парка Победы) и Медовиковым. По словам свидетеля, они вместе охотились. Однако что обсуждалось во время встреч, он сказать не смог.

В ходе допроса Анатолия Криволапова, фигуранта дела о печном топливе, которое поставляли в «АТП», он заявил, что ничего не знает о том, причастен ли к этому делу Быков. Впрочем, его показания в целом были достаточно невнятными. Другой фигурант этого дела, Сергей Бушуев, также сказал, что ничего не знает о причастности Быкова к данной истории. При этом в старых показаниях он утверждал, что Быков якобы контролирует «АТП».

Кировский предприниматель Леонид Яфаркин, в свою очередь, заявил в суде, что следователи якобы предлагали ему оговорить Быкова в обмен на свободу, и Яфаркин им ответил, что «лучше умрет за решеткой, чем оговорит человека»: «Было много заказной информации. Меня пугали, что я никогда не выйду с зоны. Пусть не выйду, но я скажу: этот человек — святой. Он как раб на галерах». Также он добавил, что относится к Быкову с глубоким уважением: «Просто на него поступил заказ. Быков взял очень много на себя, чтобы сделать что-то в городе. Он трудился как раб. Я сам удивлялся, как он все успевал? Редко мог вырваться отдохнуть, на охоту, например. И то — когда приезжали высокие гости. Не гордиться этим человеком я не могу. Пусть я умру на зоне, но никогда честь свою и порядочность не оставлю. И имя Быкова останется навсегда, как человека, который очень много сделал».

Осенью в суде допросили гендиректора «КЗОРС» (предприятие, фигурирующее в деле парка Победы) Светлану Киселеву. Отметим, что в ее старых показаниях говорилось, что Яфаркин ранее якобы сообщил ей об обещании Быкова помочь и поспособствовать решению вопросов «КЗОРС», а также о выполнении этого обещания (помощь с изменением зоны участка и т.д.). В суде Киселева подтвердила, что Яфаркин ей говорил о том, что вопрос согласован с Быковым. Действительно ли это было так, она не знает, это лишь слова Яфаркина, подчеркнула Киселева.

Допрошенный в декабре экс-глава «АТП» Николай Дубровин отметил, что Владимир Быков никогда не принимал участия в работе Совета директоров АТП, также он добавил, что «не в курсе того, влиял ли Быков на членов Совета директоров». «С Владимиром Васильевичем мы близко не взаимодействовали, никаким доверенным лицом я не был», — добавил Дубровин. О поставках топлива он с Быковым не общался, никаких указаний тот ему якобы не давал.

Отметим, что многие свидетели, о которых мы не написали и которые не так известны, сообщили суду, что либо вообще не в курсе о причастности Быкова к делам о печном топливе, о хищениях в «Электронном проездном» и о парке Победы, либо «забыли» все, что происходило в предыдущие годы, либо вообще не слышали о Быкове. Показания против него дали лишь несколько человек. Сам Быков, считающий себя невиновным, объяснил это давлением следствия на них: по его мнению, правоохранительные органы оказывали давление и на Медовикова, и на Мамедову, и на фигурантов «Электронного проездного».

Дела Шульгина и Палюха

Дела бывшего главы администрации Кирова Ильи Шульгина и экс-министра информационных технологий и связи Юрия Палюха мы объединили в один блок, во-первых, потому что их начали судить в один день (29 декабря), во-вторых, потому что обоим предъявили похожее обвинение.

По версии следствия, в конце 2019 года Илья Шульгин и глава УДПИ Алексей Ишутинов согласовали доставку 20 некачественных камер, которые должны были отслеживать правонарушения на дорогах. Поставка оборудования была реализована, в результате МО «Город Киров» причинен материальный ущерб в размере 21 млн рублей.

Отметим, что Шульгина и Ишутинова судят по пункту «в» части 3 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Защищают подсудимых адвокаты Вильданов и Михайловских.

Юрия Палюха судят вместе с руководителем центра стратегического развития информационных ресурсов и систем управления Дмитрием Поповенко. Их также обвиняют в превышении должностных полномочий (пункт «в» части 3 статьи 286 УК РФ). По версии следователей, в конце 2019 года обвиняемые изменили состав, а также оказали влияние на членов приемной комиссии, которая давала оценку техническому состоянию 74 средств фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Поставку данного оборудования осуществили в рамках госконтрактов по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги», однако состояние камер не соответствовало техзаданию. Когда об этом стало известно, контракты пришлось расторгнуть. В результате государству в лице КОГБУ «Центр стратегического развития информационных ресурсов и систем управления» причинен ущерб в размере свыше 93 млн рублей. Кроме того, из-за действий обвиняемых, как считает следствие, в региональный дорожный фонд не поступили запланированные средства в размере около 90 млн рублей от выплаты штрафов за нарушения правил дорожного движения, которые должны были фиксировать новые камеры.

Палюха и Поповенко защищают адвокаты Мария Клевачкина и Евгений Симонов.

«Лесное» дело

Здесь мы расскажем об одной истории, которую разделили на два уголовных дела. Речь идет о деле Андрея Плитко (бывшего вице-губернатора области), Андрея Туева (экс-директора КОГСАУ «Кировгослесхоз») и Алексея Ушнурцева (коммерческого директора КОГСАУ «Кировгослесхоз»), а также деле Алексея Шургина (бывшего министра лесного хозяйства). Им вменяют порядка 18 эпизодов получения взяток от лесопользователей.

По версии обвинения, Плитко решил использовать свои полномочия для получения взяток от предпринимателей, желающих заключить договоры купли-продажи древесины и аренды лесных участков, находящихся в госсобственности. Он решил создать организованную группу из сотрудников минлесхоза и «Кировгослесхоза». В группу Плитко якобы вовлек Туева и Шургина. Позже в группу вошел Ушнурцев.

По версии гособвинителя, Плитко координировал их действия, принимал решения о взятках, обеспечивал конспирацию, юридическую безопасность. Участники группы должны были через Шургина докладывать Плитко о договоренностях по поводу дачи взяток. Шургину должен был вести переговоры с лицами, которые занимаются лесозаготовкой, и склонять их к даче взятки. Туев должен был из числа этих людей выявлять заинтересованных и заключать договоры. Тем же самым должен был заниматься Ушнурцев.

Отметим, что все фигуранты уголовных дел признали вину, за исключением Андрея Плитко.

Хищения в «Электронном проездном»

В этом блоке мы объединили уголовные дела бывшего депутата Дмитрия Никулина, экс-руководителя Центральной диспетчерской службы Александра Рыболовлева, бывшего начальника отдела транспорта Олега Чичибабина и экс-главы «Электронного проездного» Анатолия Ганьбы.

Повторные суды по делам Никулина, Рыболовлева, Чичибабина и Ганьбы прошли весной этого года. Все фигуранты признали вину. Напомним, по версии обвинения, Быков создал преступную группу для хищения денег через ЦДС и «Электронный проездной», вовлек в нее Чичибабина и Никулина, последний привлек Ганьбу. Никулин якобы отвечал за реализацию преступных схем.

Чичибабин на своем суде рассказал, что Быков якобы велел ему помогать Никулину, поддерживать его, и пообещал, что «деньгами не обидит». Никулин же сообщил на заседании следующее: «Быков предложил мне работать в ЦДС, что и произошло в 2009 году. Сперва я стал заместителем, в 2010 году — директором. В дальнейшем у нас состоялся разговор, на котором глава города Быков потребовал от меня отрабатывать оказанное доверие. Я должен был продумать схему и в дальнейшем совершать хищения в ЦДС и «Электронном проездном», что и происходило в дальнейшем. Для данных хищений я привлек Рыболовлева, Ганьбу. Также Быков мне сказал, что мне будет помогать Чичибабин — начальник отдела транспорта». Никулин также попросил прощения у своих избирателей за доверие, которое не оправдал.

Отметим, что Рыболовлева приговорили к 3 годам и 1 месяцу лишения свободы, Никулина — к 3 годам лишения свободы, Чичибабина — к 2 годам и 6 месяцам лишения свободу, Ганьбу — к 2 годам и 9 месяцам. В срок зачли время, проведенное под домашним арестом.

Приговор Дубровина

28 июля в Кирове вынесли приговор Николаю Дубровину, бывшему руководителю «Автотранспортного предприятия». Напомним, его обвиняли по двум эпизодам взяточничества (часть 6 статьи 290 УК РФ) и двум эпизодам коммерческого подкупа (часть 3 статьи 204 УК РФ).

Следствие и суд установили, что с 2013 по 2017 годы Дубровин, находясь на должности заместителя директора и гендиректора АО «АТП», незаконно получил от Дмитрия Никулина (он тогда был депутатом гордумы), коммерческий подкуп в сумме 1,7 млн рублей и взятку в 2,9 млн рублей.

«Денежные средства предназначались за совершение действий в интересах бывшего депутата Кировской городской Думы Дмитрия Никулина, компании ООО «Электронный проездной» и МБУ «Центральная диспетчерская служба», связанных с заключением сделок о приобретении АО «АТП» у подкоторольных Дмитрию Никулину организаций товаров и услуг, том числе навигационного оборудования и различного программного обеспечения», — уточнили в следкоме.

В этот же период Николай Дубровин получил подкуп от Вадима Нелюбина (тогда он был замдиректора ООО «Типография Вятка») в 800 тыс. рублей и взятку в 1,8 млн рублей за совершение действий в интересах Нелюбина и представляемых им компаний ООО «Промбытсервис» и ООО «Типография «Вятка». Все это привело к тому, что в «АТП» поступало некачественное топливо.

Суд приговорил Дубровина к 8 годам и 6 месяцам лишения свободы в колонии строгого режима. Также ему назначили штраф в размере 7,5 млн рублей.

Новое дело Белых

На днях было завершено расследование второго дела, возбужденному в отношении экс-губернатора Кировской области Никиты Белых. Как сообщает «Коммерсант», 13 декабря текущего года Белых предъявили обвинение: ему вменили превышение должностных полномочий и злоупотребление ими при выделении сотен миллионов рублей «Кировской региональной ипотечной корпорации».

Как отмечает издание, Белых начал знакомство с материалами дела в колонии под Рязанью, где сейчас отбывает наказание по первому уголовному делу — получение взятки. Правда, по второму уголовному делу Белых свою вину отрицает и считает обвинение абсурдным. Известно, что защитники бывшего губернатора подали жалобу в прокуратуру, поскольку следователи не предоставили им материалы этого уголовного дела, предложив адвокатам Белых изучать дело вместе с их подзащитным — на зоне.

Напомним, Никита Белых был задержан в июне 2016 года в московском ресторане при получении 150 тыс. евро наличными. Как утверждало следствие, это часть взятки общей суммой в 400 тыс. евро, которую Белых получил от кировских предпринимателей.

Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ