Убыток «Вятавтодора» составил почти 70 млн рублей
Выручка «Вятавтодора» в 2021 году составила 5,4 млрд рублей, из которых 80 процентов, а это 4,4 млрд рублей — это контракты на строительство, ремонт и содержание дорог. За 2021 год компания заключила 222 государственных и муниципальных контракта на этот вид деятельности.
43 процента выручки приходится на содержание автодорог. В прошлом году «Вятавтодором» обслуживалось 11,7 тыс км, из них 9,2 тыс км — дороги местного значения.
Помимо этого, «Вятавтодор» занимался сбором и транспортировкой ТКО и строительством мусорного полигона. Перевезя свыше 100 тысяч тонн отходов компания заработала 567 млн рублей. В текущем 2022 году «Вятавтодор» выиграл лоты на общую сумму 430,5 млн рублей и продолжит заниматься отходами.
В прошлом году компания завершила первый этап строительства межмуниципального полигона для Свечинского и Шабалинского районов Кировской области. Объект введен в эксплуатацию в ноябре прошлого года. Здесь по плану будет размещено 117,61 тысяч кубометров отходов, захоронение начнется уже в мае 2022 года. Второй этап будет завершен в текущем году.
Также «Вятавтодор» зарабатывает на перемещении и хранении задержанных транспортных средств. В 2021 году компания эвакуировала 4016 автомобилей и заработала 8,7 млн рублей.
Однако несмотря на то, что выручка выросла, убыток «Вятавтодора» по итогам 2021 года составил 69,6 млн рублей.
Одна из причин — финансирование содержания опорной сети по контракту составляет 60 процентов от нормированной потребности. Значительный убыток компания несет в зимний период. Стоимость только очистки от снега и обработки песко-соляной смесью фактически составляет порядка 300 млн рублей. По госконтракту «Вятавтодор» получает на это лишь 200 млн рублей. Также убыток объяснили ростом в 2021 году строительных и инертных материалов, ростом ГСМ.
Стоимость битума выросла в 2 раза по сравнению с 2020 годом, инертные материалы подорожали на 50-60 процентов, ГСМ — на 20 процентов.
При этом техника «Вятавтодора» износилась на 75 процентов. До сих пор используются старые энергоемкие машины и оборудование, что ведет к повышению затрат на топливо и т.п. Поэтому технику покупают в лизинг, платежи по которому составляют 300-350 млн рублей в год.
В 2021 году в лизинг закуплено 42 единицы дорожной техники на сумму 244,7 млн рублей. В 2022 году купят в лизинг еще 55 единиц техники, стоимостью 200 млн рублей. При этом обслуживание кредитов предприятию обошлось в прошлом году в 37 млн рублей.
Несмотря на это, по итогам 2022 года «Вятавтодор» планирует получить выручку в размере 4,9 млрд рублей, где от дорожной деятельности она снова составит львиную долю — 4 млрд рублей. На 1 апреля компания уже заключила контрактов на 3,3 млрд рублей.
Интересно, что «Вятавтодор» не обнародует самого интересного: сколько из этих денег уйдет на подряды, возможно, «не чужой» премьеру регправительства Александру Чурину компании с пропиской в Серпухово - ЗАО «Энерготранс-С». Приход компании на дорожный сектор области и рост прибыли совпал с приходом в правительство Кировской области самого Александра Анатольевича.
Как отметил источник в «Вятавтодоре», «Энерготранс-С», вероятно, получает еще и предоплату по контрактам. Помимо этого есть версия, что материалы на строительство автодорог, удорожание которых отмечено в официальной информации, ее озвучит и.о. министра транспорта региона Юрий Шевелев, также закупаются «Вятавтодором» на, возможно, аффилированном Чурину «АБЗ-Оричи».
Напомним, что по итогам 2020 года выручка «Вятавтодора» составила 5,2 млрд рублей, прибыль — 3 млн рублей.