Прощай, IKEA: как изменится рынок мебели после ухода шведского гиганта

19 июля 2022, 13:59 | Репортеръ
5 июля стартовала финальная распродажа покинувшей Россию торговой сети IKEA. Эксперты рассказали, грозит ли стране дефицит и рост цен на мебель и товары для дома после ухода шведского гиганта, способны ли российские производители компенсировать утрату и какие вызовы стоят перед ними.
Прощай, IKEA: как изменится рынок мебели после ухода шведского гиганта
Фото: istockphoto.com

Как следует из опроса ВЦИОМ, сеть IKEA оказалась на первом месте в списке западных компаний, об уходе которых с рынка России сожалеют люди. IKEA опередила даже «Макдоналдс», Apple и другие крупные бренды. Об этом пишет журнал «Профиль».

По информации издания, с рынка страны уходит действительно важный игрок: так, по данным Forbes, в 2020 году выручка IKEA в РФ равнялась 245,6 млрд рублям, а по итогам 2021-го продажи выросли еще на 31%, отмечали в Retail.ru.

Первая IKEA открылась в Москве еще в 2000 году. Как считают потребители, IKEA принесла в Россию новую культуру потребления, так как у сети товар всегда находится рядом и в наличии. Кроме того, у IKEA есть удобный сайт, в котором можно спланировать помещения, бесконфликтный возврат товара, отзывчивая служба поддержки, удобство в плане сборки мебели и т.п., сообщают клиенты сети. Также эксперты отмечают в работе IKEA такие характеристики, как понимание конъюнктуры рынка и производственных связей, хорошее качество товаров, скандинавский дизайн, который пришел на замену так называемым «бабушкиным» интерьерам, полный спектр товаров для дома в монобрендовой концепции и т.д.

Чему научились у IKEA российские производители?

Как пишет «Профиль», сейчас российская мебельная индустрия развивается, и IKEA сыграла в этом важную роль. IKEA сотрудничала с десятками российских поставщиков, и работать на шведов было выгодно, отмечает директор по исследованиям и разработкам рекламного агентства КРОС Ксения Касьянова. По ее словам, понятные технологии и предсказуемый спрос со стороны лидера рынка — это удобнее, чем взаимодействие с множеством мелких заказчиков. Для ряда фабрик IKEA была единственным, якорным покупателем.

При этом специалисты IKEA контролировали производственные процессы, соблюдение графика поставок и оптимизацию издержек. «Шведской компании было важно, чтобы он разделял ее ценности. Представители IKEA посещали производственные площадки, проводили аудит по собственному стандарту IWAY. Они ратовали за ответственное отношение к персоналу и к природе, ведение бизнеса без коррупции. Словом, было чему поучиться», — сказал замдиректора по маркетингу «Ангстрем» (фасады для кухонь и каркасы для кроватей) Дмитрий Степанов.

Тимур Иртуганов из Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) подчеркнул, что IKEA научил российских мебельщиков оперировать не отдельными предметами или коллекциями, а всем интерьером, что раньше в стране почти не делали. Глядя на шведов, производители из России стали увеличивать сроки гарантии, улучшать обслуживание.

Кроме того, по словам экспертов, с приходом IKEA выросла планка требований потребителя в плане стиля мебели: например, клиенты чаще всего стали выбирать скандинавский стиль. Российским мебельщикам также пришлось соответствовать новым желаниям россиян.

Кому достанется освободившаяся ниша?

Сейчас до сих пор неясно, кому достанутся российские мощности IKEA, передает журнал «Профиль». Шведская компания эксплуатировала 4 собственные фабрики, а также работала с поставщиками. Купить активы уходящего концерна могут холдинг АФК «Система», ритейлеры Hoff, Mr.Doors и «Твой дом», однако ни одной сделки пока не было.

Фото: istockphoto.com

Гендиректор мебельной фабрики «Мария» Ефим Кац заявил, что после ухода IKEA спрос частично перераспределится между средними и небольшими ритейлерами, которые были в тени. Арт-директор студии дизайна «Инстильер» Юлия Шаталова заявила, что главными бенефициарами станут гипермаркеты, в которых можно купить бюджетную российскую или белорусскую мебель: к примеру, Hoff или «Леруа Мерлен».

Однако прогнозировать, кто займет освободившуюся нишу, сложно, сообщили в издании. Так, по мнению экспертов, мебельная индустрия в нашей стране консолидирована несильно, поэтому нового лидера, который объединит всех поставщиков в ближайшее время, не будет. Кроме того, прогнозы на рынке затруднены и потому, что в нем есть кустарные производства: это ИП и самозанятые мастера, изготавливающие мебель на заказ. Точных данных о них нет, так как чаще всего они работают в серой зоне.

Также эксперты называют маловероятным замещение IKEA импортными брендами из «дружественных» стран. Как сообщил президента Гильдии маркетологов Игорь Березин, например, Китай на данный момент занимает прочные позиции в таких сегментах рынка, как пластиковые и садово-дачные изделия. Но остальная китайская мебель вряд ли станет очень популярной в России, и к тому же данная страна не особо стремится замещать. Также остро встает вопрос логистики. По мнению экспертов, должна быть создана компания, отслеживающая процесс доставки.

Что происходит со спросом и ценами?

Как следует из данных АМДПР, в 1-ом квартале рынок мебели вырос на 20% в годовом выражении, а аналитики CloudPayments зафиксировали рост онлайн-продаж мебели в январе-июне на 40%. «Авито.Услуги» в июне заявляли, что спрос на изготовление мебельных изделий на заказ вырос на 30%. Некоторые эксперты отмечают, что все ниши перераспределились между другими мебельными компаниями, поэтому производители справились с наплывом клиентов и спросом. Однако другие предполагают, что после ухода IKEA спрос превысил предложение.

Что касается прогнозов, то в дальнейшем риск дефицита мебели может отступить из-за снижения покупательской способности россиян, так как из-за инфляции люди начнут экономить. Согласно стресс-сценарию АМДПР, по итогам текущего года продажи мебели в РФ упадут вдвое по сравнению с показателями 2021-го года. Эксперты прогнозируют, что к осени рынок придет к стагнации — без падения и без роста спроса.

А что же с ценами? Как пишут в журнале «Профиль», за год цены на мебель прибавили 11,8%, что выше официальной инфляции. А за первый квартал 2022 года мебель выросла в цене еще на 12,5%. В АМДПР дают прогноз, что по итогам этого года мебель подорожает как минимум на 30%.

О чем беспокоятся отечественные мебельщики?

Как заявил Тимур Иртуганов, из-за событий последних месяцев стало ясно, что мебельная отрасль зависит от импортных комплектующих. «По некоторым позициям зависимость достигает 90% или даже 100%», — сказал он.

Как пояснил Ефим Кац, очень сложно заменить некоторые импортные комплектующие, не потеряв при этом в качестве: например, ОО «Мебельная фабрика «Мария» в кухнях использует немецкую фурнитуру, найти которой достойный аналог в России и ближнем зарубежье невозможно. А цехах «Ангстрем» в основном немецкое и итальянское оборудование, сказал Дмитрий Степанов.

Помимо этого, как пишут в издании, в РФ не производят фурнитуру: в этом плане на рынке правят мировые бренды, например, Hettich, Hafele, GTV, Blum, Boyard; не производят связующие смолы, составляющие до 20% массы ДСП; а также иные декоративные материалы (лаки, краски, акрил, термопластик, искусственный камень и пр).

Теги: IKEA
Читайте по теме Ситуация на Украине
Путин ответил на вопрос о новой волне мобилизации
Закон об освобождении осужденных за военную службу могут принять на этой неделе
Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ