«Энерготранс-С» готовился к захвату дорожного рынка?

21 марта 2023, 08:30
Асфальтобетонные заводы «Вятавтодора» в районах Кировской области могли быть проданы втихаря, да еще и за копейки. Вырисовывается интересная схема, которая уже реализована в Яранске: АБЗ «Вятавтодора» снижает объемы выпуска смеси для ремонта дорог, якобы делает вид, что участвует в закупках, вероятно, отдавая таким образом преимущество «Энерготранс-С».
«Энерготранс-С» готовился к захвату дорожного рынка?

Депутаты Заксобрания Кировской области получили отчет Контрольно-счетной палаты по работе АО «Вятавтодор». Ведомство проверяло формирование, полноту и своевременность поступления в бюджет дивидендов по акциям предприятия.

Не имеет смысла даже предполагать, почему этого не было сделано ранее, учитывая содержание отчета, каждая из 36 страниц которого замаркирована «Для служебного пользования». И, судя по рассказам народных избранников, выдавалась чуть ли не под роспись, похоже, во избежание  обнародования.

Содержание отчета, во многом, подтверждает ранее опубликованные расследования Newsler.ru событий и схем с участием «Вятавтодора». Но некоторые его части, не хотелось бы думать, что специально, но все-таки носят разрозненный характер, который не позволяет, образно говоря, увидеть леса за деревьями.

Newsler.ru проанализировал отчет и, учитывая его объемы и темы, разбил на несколько публикаций.

Захват дорожной отрасли начался бы с Яранска?

Мы обратили внимание на тот факт, что «Вятавтодор» продал заводу «Сельмаш» долю в праве общей долевой собственности на железнодорожный тупик в Яранске. Здесь же завод приобрел у «Вятавтодора» склад ГСМ с топливораздаточними колонками и земельный участок. Общая сумма сделок - 2 млн рублей.

Перед продажей землю размежевали на два участка, затраты на это, по информации «Вятавтодора», проводились за счёт покупателя.

Проверка КСП установила, что железнодорожный тупик является недвижимой вещью, участвующей в обороте, как единый объект. Поэтому межевание, похоже, могло быть сделано с нарушением закона.

Обоснование стоимости продажи имущества в ходе проверки не представлено, есть только справка о рыночной стоимости по земельному участку - 995 тыс рублей, которую подготовила оценщик ООО «НЭО Корпорация» Копанева Т. В. за счёт покупателя после совершения сделки.

Однако по данным публичной кадастровой карты и выписки из ЕГРН, кадастровая стоимость проданного земельного участка свыше 1,7 млн рублей. Это выше стоимости продажи почти в два раза (или на 782,8 тыс рублей). Так что КСП поставила под вопрос экономическую выгоду сделки для «Вятавтодора». В тоже время КСП считает, что продажа имущества заводу «Сельмаш» имеет признаки сделки с заинтересованностью генерального директора. Причем проведена сделка без извещения Совета директоров Общества, что также является нарушением.

КСП сообщает: гендиректор АО «Вятавтодор» Сморкалов С. В. ранее являлся и руководителем ЗАО «Энерготранс-С», учредителем которого было АО «Завод «Сельмаш».

Но вся соль в том, что на приобретённом «Сельмаше» участке размещён свой (конкурирующий для «Вятавтодора») АБЗ, что дополнительно указывает на нецелесообразность для областного предприятия сделки, которая повлекла «усиление» конкурента.

«Энерготранс-С» поднялся за счет «Вятавтодора»?

До 2021 года Яранский АБЗ был самым крупным, после АБЗ в Радужном, производителем асфальтобетона в структуре «Вятавтодора».

Но в 2021 году АБЗ вдруг в 2,3 раза сократил производство асфальтобетонной смеси. Выборочный анализ аукционов на ремонт автодорог в Яранском районе в том же году показал, что «Вятаватодор» заявлялся на 7 аукционов, но лишь в одном сделал ценовое предложение. А победителем по всем аукционам было признано ЗАО «Энерготранс-С».

Как сообщает КСП, в Вятавтодоре» пояснили: все решения по участию в закупочных процедурах, в том числе, по ценовым предложениям, принимались гендиректором, коим на тот момент был Сергей Сморкалов. Напомним, он возглавил «Вятавтодор» в феврале 2020 года, был единственным владельцем ООО Частной Охранной Организации «Сельмаш», числится директором ЗАО «ЭнергоТранс-С» (участник общества - АО «Завод «Сельмаш»).

Аналогично сделке по продаже имущества в Яранске, «Вятавтодор» готовился продать другие земельные участки. Уже были заключены договоры межевания с ООО «ГеоПлан».

Все это земли, на которых располагаются АБЗ: в Нолинском, Сунском районах, Радужном. Кроме того, «Вятавтодор» планировал продать АБЗ в Слободском, Омутнинском, Афанасьевском, Подосиновском, Уржумском, Нолинском и Немском районах.

КСП выяснило, что еще в сентябре 2021 года отделу «подготовки производства и механизации» было поручено подготовить фотоотчет и техническую информацию по немодернезированным АБЗ для их оценки. А в конце сентября «Вятавтодор» заключил договор на оценку рыночной стоимости всех своих АБЗ с Девятьяровым А.В.

По результатам оценки, рыночная стоимость семи АБЗ составила всего лишь 19,2 млн рублей.

Кстати, этот же оценщик работал и по уже свершившимся сделкам в Подосиновском районе в поселке Демьяново, где недвижимость, которая ранее была частью имущественного комплекса АБЗ, досталась ООО «Крона» вообще за 500 тысяч рублей. Несмотря на то, что по кадастру это имущество стоит 715,8 тыс. рублей.

Кроме того, по мнению КСП, при определении стоимости продажи не учтена возможность использования собственником объекта ж/д путей, прилегающих к земельному участку, что объективно должно увеличивать цену имущества. КСП приходит к неутешительному, но такому очевидному выводу: имеются признаки занижения стоимости проданного имущественного комплекса в п. Демьяново.

«Вятавтодор» сократил добычу песка, «Энерготранс-С» приобрел карьер

Производство асфальтобетона, добыча песка и песчано-гравийной смеси (ПГС), а также их продажа, принесли пусть не значительный, но положительный результат. Так, на продаже за 2020-й и 2021 года «Вятавтодор» заработал 37,1 млн рублей.

Однако за последние два с лишним года «Вятавтодор» неуклонно сокращает добычу ископаемых, при том, что работы, в которых используются песок и ПГС, растут.

В 2020 году предприятие использовало 11 песчаных карьеров и 7 карьеров ПГС. С этого момента их количество начинает сокращаться: в 2021 году используется уже 9 песчаных карьеров и 6 карьеров ПГС. На начало октября 2022 года - 5 песчаных карьеров и 6 карьеров ПГС.

Можно предположить, что и это не случайно: Newsler.ru уже сообщал о том, что, возможно, «Энерготранс-С» вовсю начинает разработку недр.

КСП обеспокоено, что сокращение собственной добычи ископаемых может поставить «Вятавтодор» в зависимость от сторонних поставщиков песка и ПГС, а значит, вырастет себестоимость дорожных работ. Кстати, с учетом того, что АБЗ остаются в собственности «Вятавтодора», проблема выглядит актуальной.

Усугубляется ситуация еще и тем, что смесь должна производиться по новым ГОСТам. А из 23 асфальтобетонных установок на 18 АБЗ - 18 выпущены более 30 лет назад. На момент проверки только 5 АБЗ «Вятавтодора» имели возможность работать по новому ГОСТу (в Радужном, Омутнинске и Малмыже), а также 2 модернизированные установки в Котельничском и Яранском районах. Остальные 18 АБЗ требуют модернизации или замены.

Это, в свою очередь, повышает риски для «Вятавтодора» в плане неучастия в новых торгах и срыв работ. А если предприятие увеличит закупки материалов, то это скажется на финансовом положении.

КСП указывает на недочет работы минтранса региона, как отраслевого органа, в ведомственной подчинённости которого находится предприятие, и самого «Вятавтодора», которые в течение двух лет, данных для перехода на новый ГОСТ, не озаботились проблемой модернизации производства.

Будет ли следствие искать в «Вятавтодоре» «чуринский след»?
Константин Русских: Отчет КСП по «Вятавтодору» должен быть обнародован
Бастрыкин потребовал доклад по уголовному делу «Вятавтодора»
Комментарии (31)К последнему
Михалыч! | 21 марта 2023, 09:04 #
вот это БОМБА с утра, даже глаза открылись О_О
Андрей@ | 21 марта 2023, 09:18 #
А посадки будут?
Эрик | 21 марта 2023, 10:37 #
однозначно нет)))
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ