Кто дал добро на «расхищение» сотен миллионов федерального бюджета?

1 апреля 2024, 20:00 | Елена Овчинникова
В «сером доме» озадачились, кто мог «увести» четверть миллиарда рублей, отпущенных федеральным бюджетом на приобретение и установку в Кирове Интеллектуальных транспортных систем (ИТС).
Кто дал добро на «расхищение» сотен миллионов федерального бюджета?
Фото: Newsler.ru

О чем Newsler.ru рассказал источник из Министерства транспорта, ссылаясь на то, что в течение двух лет ждал и надеялся на то, что хотя бы депутаты «поднимут вопрос о возможном разбазаривании федерального финансирования». И, если считать, что каждый из депутатов владелец, как минимум, одного транспортного средства, народные избранники не могли не заметить на городских дорогах отсутствие ИТС.

Интеллектуальная система против «чайников»

Как пояснил собеседник, если не все, то немало российских городов вошли в программу обеспечения муниципалитетов Интеллектуальными транспортными системами, без которых выполнение федерального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД), по сути, невозможно. Так как ИТС обеспечивают удаленную настройку светофоров, замеры транспортных потоков, их регулирование и многое другое, что активно влияет на безопасное и беспробочное движение автотранспорта.

В список «программных городов» был включен и Киров, где процесс активного интегрирования ИТС был разбит на два этапа - в 2022-2023 годах. А 2024-й становился завершающей установку фазой по введению в эксплуатацию всего комплекса «интеллектуального дорожного присмотра».

На что из федерального бюджета - в 2022-м - было выделено 122 млн рублей, а Минтрансом определен генподрядчик «Ростелеком», в «анамнезе» которого указано: российская телекоммуникационная компания, предоставляющая услуги связи, цифровые услуги и сервисы населению и другим организациям. Или основной провайдер услуг широкополосного доступа в Интернет, интерактивного телевидения, сотовой, местной и дальней телефонной связи.

При том что Ростелеком, как питерский подрядчик, оказался в Кирове «популярен» как одна из сторон концессионного договора, подписанного в 2019 году главой горадминистрации Ильей Шульгиным. Согласно которого «Ростелеком» должен был обеспечить областной центр новыми светильниками, получив за то 617 миллионов рублей. Интересно, что новый губернатор Александр Соколов еще в 2022-м оценил итоги работы «Ростелекома», заявив, что «в Кирове без фонарика невозможно ходить».

Кто подарил сотни миллионов

Федеральные средства были перечислены Минтрансом в городскую казну, так как заказчиком работ стала горадминистрация. И в конце 2022 года, возможно, по требованию Вячеслава Симакова, вступившего в октябре в должность сити-менеджера, независимой экспертной комиссией была дана оценка работы «известного провайдера». Итогом проверки стал длинный - почти из 20 пунктов - список «замечаний»: от нерабочего состояния и несоответствия техзаданию смонтированного оборудования до отсутствия сетевого взаимодействия, - что исключало возможность принятия ИТС в эксплуатацию.

Но когда Ростелеком получил за якобы выполненную работу 90 процентов отчислений, в мае 2023 года Минтранс РФ поинтересовался у кировского подведомства: почему деньги, выделенные ГРБС (госбюджетное распределение), получены, но за приемку объекта не отчитались? Фактически прямо указав на то, что в получении очередного транша на 2023 год рассчитывать области не стоит.

Вопреки «здравым действиям» (обязать подрядчика устранить нарушения, определенные комиссией еще в декабре 2022 года, а в случае неисполнения внести Ростелеком в Реестр недобросовестных подрядчиков и заняться поиском иного исполнителя), вероятнее всего, областное, а не городское руководстве в мае 2023 года приняло решение о приемке в эксплуатацию уже признанных «негодными» смонтированные системы. Что объяснялось просто: не будет подписанного Акта приемки, федералы не только не продолжат финансирование программы, но и потребуют возврата первого транша.

Чему глава горадминистрации Вячеслав Симаков вряд ли активно сопротивлялся, так что «приемочные документы» были подписаны руководством Департамента городского хозяйства (ДГХ). Возглавил который после чехарды управленцев Дмитрий Кондратов. Занявший, по мнению депутатского корпуса, «расстрельную должность». Ведь именно в мае 2023 года на финише судебного процесса выносился приговор Илье Шульгину, принявшего в эксплуатацию «дорожные комплексы», не соответствующие техзаданию. Да и не надо иметь специального образования, чтобы понять, что в неработающую систему невозможно интегрировать новые комплексы ИТС. Или, если рассуждать в рамках обычного разума, невозможно налепить котлет из мяса, которого нет.

Но в 2023 году история с «компьютеризацией дорожного управления» повторилась как под копирку: финансирование получено, подрядчик произвел закупку и установку комплексов ИТС, работы вновь получили оценку независимой экспертизы не лучшую, чем по итогам предыдущего года. Что не может вызывать удивление, так как итог был заранее предсказуем. Даже при условии, что партия новых ИТС была закуплена в соответствии с техзаданием.

Завершающий этап «обломился»?

Если судить по тому, что уже дважды не состоялись торги по поиску нового подрядчика - на завершение программы в 2024 году, - по причине отсутствия претендентов, то можно смело предположить, что история с завершением второго этапа тоже получилась не совсем гладкой. Или совсем гадкой.

«Во-первых, Москва готова выделить не 149 обещанных миллионов рублей, а только 45, на которые невозможно приобрести и смонтировать недостающее оборудование. Да и любому профессионалу понятно, что даже за «полторы сотни лимонов» не доделаешь того, чего нет. И взяться за исполнение «такого подряда» может только тот, у кого, видимо, единственное желание поскорее угодить на нары», - говорит о сегодняшних событиях собеседник.

Он же заявил, что и ему не чужды рассуждения о том или о тех, кто рискует пойти этапом:

«Я не говорю, что сядут, я говорю о тех, кто может быть причастен... Департамент городского хозяйства - да, так как, вероятно, знали о неготовности Системы. Но вряд ли их решение было принято самостоятельно, а не по требованию, вероятно, Симакова. Или он не знал об экспертном заключении? Если спросите о Минтрансе, то ответ тот же - да, вероятно, ведь переговоры с Москвой велись в этом ведомстве. Был ли «советник» рангом выше министерского? Предполагаю, что мог быть, но это дело следствия. Еще бы сказал про ГИБДД... Они, конечно же, ничего не закупают, не монтируют и не подписывают, но наверняка знают, что должно быть, и чего нет. У нас почему-то не принято судить за возможное сокрытие информации о преступлении, но каждый руководитель при вступлении в должность подписывал документ об обязанности «сообщать в органы» о всех фактах нарушения закона. Даже на уровне вероятной подготовки к преступлению».

Комментарии (15)К последнему
Добрый ослик | 1 апреля 2024, 20:03 #
Кто, кто, турук мак то
Aleks52 | 1 апреля 2024, 20:23 #
То же самое было в чепецке с рекой школой...
Ирина Виноградова (Лагода) | 1 апреля 2024, 21:05 #
Им простят этот брак на 250 000 000 руб.? С налогоплательщиков собирают денежки, отдают нечестным руководителям и не заставят вернуть за брак или на свои деньги переделать работу? Получается, что государство-плохой хозяин и в нём "рука руку моет".
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии. Также вы можете войти через социальные сети:
Читайте в СМИ