Сбербанк — банк инновационного будущего
На вопросы в ходе пресс-конференции отвечал вице-президент ПАО Сбербанк, Председатель Волго-Вятского банка Сбербанка Пётр Колтыпин. «В 2017 году мы много раз встречались с членами Правления и управляющими головных отделений. Мы обсуждали самый важный вопрос – как сделать жизнь наших клиентов более комфортной, - начал рассказывать Петр Николаевич. - Мы постоянно стремимся делать все и сейчас, и в будущем, чтобы общение клиентов с банком было простым и понятным, сервис – удобным, решение вопросов – быстрым».
Банк создал свои лаборатории, где с помощью дизайн-мышления и выработки новых инновационных технологий удается быстро готовить новые и качественные продукты. «Время на разработку новых продуктов у нас существенно сократилось. Есть, конечно, и отдельные успехи, когда удавалось создать продукт за недели, - рассуждает Пётр Колтыпин. – Мы стремимся работать также как Google или Amazon, которые создают несколько десятков, сотен продуктов в кратчайшие сроки».
Квартира в один клик
Один из популярных на сегодняшний день сервисов, созданных в экосистеме Сбербанка, это «ДомКлик» : россияне могут, не выходя из дома, как говорится в один клик, подобрать себе недвижимость и прямо там же рассчитать ипотеку. «Все расчеты идут через «Центр недвижимости» Сбербанка, нет больше посредников, - объяснил спикер. - Клиенты экономят и время, и деньги: быстро оформляется сделка, документы в регистрационную палату посылает сам банк, то есть нашим клиентам уже не нужно посещать МФЦ. Но самое важное, что все это безопасно».
Тем временем жители Кирова с середины прошлого года получили возможность выбрать недвижимость с помощью виртуальной реальности: кировчане приходят в Центр ипотечного кредитования Сбербанка (ул.Воровского, 37) и, не выезжая из офиса, надев VR очки, могут прогуляться по квартирам, выбрав себе и затем уже купить ту самую. «Можно зайти в любую комнату, изучить планировку, оценить виды из окон и так далее. Это стало реальностью», - рассказал Петр Николаевич.
Кстати, в прошлом году в Сбербанке наблюдался взрывной рост в сфере жилищного кредитования: в ипотеку было выдано порядка 125 млрд рублей, что на 48,6% превышает аналогичные показатели 2016 года. По словам Колтыпина, россиян привлекли доступные ставки, а также удобные электронные сервисы, ускоряющие процесс покупки жилья в кредит. «Мы стремимся не просто помогать нашим клиентам решать квартирный вопрос, а создаем для них целую экосистему жилья, предлагая на каждом этапе реальную помощь в решении их вопросов», - отметил он.
Социальная сфера
Также Петр Колтыпин отметил, что Сбербанк формирует новую потребительскую культуру – безналичный мир, то есть снижение в обороте доли наличных денег. В 2017 году доля безналичного оборота в розничном товарообороте Волго-Вятского банка Сбербанка составила 27%. «Эта величина достаточно немаленькая, потому что если взять средние цифры по стране, то мы в тренде. Например, в Москве эта цифра составляет 55%, - рассказал Петр Николаевич. – На этот год мы ставим задачу преодолеть цифру в 41%: станет больше устройств самообслуживания».
Кроме того, в каждом из регионов обслуживания Волго-Вятского банка Сбербанка (всего 9 регионов – прим. ред.) реализованы совместные проекты, связанные с «Безналичным миром» и повышением финансовой грамотности населения.
Бизнес
Что касается бизнеса, то Сбербанк не только стал крупнейшим драйвером кредитования, но и создал платформы-помощники для ведения своего дела.
В 2017 году объем выданных Волго-Вятским банком ПАО Сбербанк кредитов для бизнеса достиг исторического максимума в 1,2 трлн рублей. Портфель кредитов малого и микробизнеса достиг 42 млрд рублей, что на 16% больше 2016 года.
«Малый бизнес состоит из микро- и более крупных кредитов. Мы дали своим клиентам пользоваться кредитами до 5 млн рублей без залога. Кроме того, срок рассмотрения кредита сократился с 3-х до одного дня. В планах на этот год – дать клиенту возможность получить деньги даже не приходя в банк. Я думаю, что в 2018 году эта задача точно будет решена», - сказал спикер.
«Бизнес класс» для кировских предпринимателей
В ведении своего дела помогает платформа «Деловая среда», созданная Сбербанком для помощи нынешним или будущим предпринимателям. Портал создан для владельцев малого и среднего бизнеса: на платформе «Деловая среда» размещены готовые траектории, инструкции и сервисы для старта и управления бизнесом. Также сервис помогает вести бухгалтерию и писать отчеты.
Программа «Бизнес класс» разработана Сбербанком совместно с Google. «Это бесплатная образовательная программа, направленная на развитие существующего предпринимательского кластера и для начинающих предпринимателей, - пояснил Петр Колтыпин. – С помощью нее бизнесмены смогут разобраться в маркетинге, финансах, бухгалтерии, управлении ресурсами».
Обучение в «Бизнес классе» включает в себя 8 модулей по одной теме с короткими видеоуроками, которые ведут профессиональные преподаватели. Это уроки о формулировании бизнес-идеи, о финансах, маркетинге, правовом сопровождении, исследовании рынка. После прохождения каждого модуля участник должен ответить на вопросы и перейти к следующей теме, а в конце пройти итоговое тестирование. Из тех, кто успешно проходит обучение, выбирают 250 человек. Эти предприниматели посещают очные мастер-классы в своем городе, также им назначают личного наставника. Курс рассчитан на 5 месяцев. В неделю обучение занимает около 3 часов.
В 2018 году эта программа будет запущена в Кирове, Перми и Удмуртии.
Помимо этих платформ, Сбербанк планирует внедрить финансового консультанта, который будет помогать клиентам. Например, консультант будет советовать, как удешевить свои траты на логистику, на управление финансами, расскажет, как правильно работать с рынками/партнерами/конкурентами, проанализирует бизнес. То есть консультанты будут подсказывать, как и что делать на том или ином этапе в бизнесе.
Будущее сейчас
«Сейчас настолько быстро меняется мир, что важно постоянно развиваться для того, чтобы быть готовым к этим изменениям, - рассуждал глава Волго-Вятского банка Сбербанка Петр Колтыпин. – На сегодняшний день важными трендами считаются «мягкие» и «цифровые» навыки, вопросы коллаборации, многозадачность и искусственный интеллект».
Что касается последнего пункта, то, по словам Петра Колтыпина, искусственный интеллект сейчас внедряется везде. «Визуализация, звук, биометрия, анализ данных – это все объединяет искусственный интеллект, который позволяет компании очень быстро развиваться и сократить издержки», - пояснил спикер.
Сейчас, по его словам, более 60% всех банков мира (в том числе Сбербанк) вкладываются в искусственный интеллект. На него [интеллект] можно переложить максимально широкий спектр задач.
Кроме того, активно развивается робототехника. Так, например, Сбербанк, чтобы решить проблему с заменой запчастей у терминалов, приобрел 3D-принтеры, которые быстро печатают детали. Также в контактном центре банка появится робот по имени Анна, который будет отвечать на вопросы предпринимателей. Например, где находятся банки с функцией самоинкассации и где расположено ближайшее от клиента отделение банка.
Больше чем банк
В общей сложности можно отметить 4 приоритетных направления развития Сбербанка до 2020 года:
- использование лучшего клиентского опыта и создание единой масштабной экосистемы вокруг клиента;
- технологическое лидерство на рынке;
- формирование новых навыков и компетенций работников банка, подход к управлению персоналом «команда вместо иерархии»;
- усовершенствование HR-культуры.
«Мы уже давно вышли за рамки традиционной финансовой структуры. Сбербанк больше, чем банк, потому что не боится расширять границы своих возможностей и играть на опережение», - резюмировал спикер.