ФАС уличила Заксобрание в нарушении закона о конкуренции

8 июля 2022, 15:23
Антимонопольное ведомство потребовало отменить региональный Закон, позволяющий КОГБУ «Транспортный комитет Кировской области» без конкурса оказывать услуги по содержанию и обеспечению корректного функционирования дорожных камер на территории всей Кировской области.
Один из результатов работы Транспортного комитета Кировской области.
Один из результатов работы Транспортного комитета Кировской области.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кировской области направил в региональное УФАС коллективное обращение от нескольких организаций, пожаловавшихся на нарушение их прав из-за принятия областного Закона, который, фактически, позволяет КОГБУ «Транспортный комитет Кировской области» без конкурса оказывать услуги по содержанию и обеспечению корректного функционирования дорожных камер на территории всей Кировской области. Этот закон был принят Заксобранием Кировской области в апреле 2022 года.

Зачем создали еще одно предприятие

КОГБУ «Транспортный комитет Кировской области» было создано в конце февраля 2021 года под предлогом «достижения установленных целевых показателей национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», повышения уровня безопасности дорожного движения и соблюдения Правил дорожного движения». Полномочия и персонал вновь созданного областного учреждения были переданы от «Центра стратегического развития информационных ресурсов и систем управления» и «Дорожного комитета Кировской области».

Как говорилось тогда в документах, в частности в пояснительной записке и обосновании необходимости создания данного учреждения, вновь создаваемое областное предприятие «Транспортный комитет Кировской области» наделен полномочиями в сфере дорожной деятельности, что «позволит обеспечить надлежащее функционирование единой информационной среды в дорожно–транспортном комплексе, что позволит повысить эффективность расходования средств регионального дорожного фонда и обеспечить достижение запланированных результатов реализации на территории Кировской области национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Дескать, все это «требует наличия специальных знаний и навыков в сфере информационных технологий, сопряженных с дорожной деятельностью (обеспечение введения и функционирования автоматических пунктов весогабаритного контроля, автоматических специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения, интеллектуальной транспортной системы)».

Помимо этих функций, «Транспортный комитет» наделен полномочиями осуществлять деятельность в сфере оказания услуг по обеспечению работы спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (в том числе на транспорте общего пользования и дорожной технике), управления организацией дорожного движения, реализации проектов «Умный проезд», «Единая транспортная карта Кировской области». За учреждением закрепили на праве оперативного управления помещения, которые занимал «Центр стратегического развития информационных ресурсов и систем управления». Штат предприятия — 34 человека.

«Транспортный комитет» увлекся тратами?

Как тогда обещали чиновники, финансирование деятельности вновь созданной организации будет проходить за счет средств дорожного фонда Кировской области и оказание услуг по обеспечению работы спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Так, в 2021 году выделено свыше 104 млн рублей на его деятельность, куда включили, помимо трат на зарплату и прочие расходы, еще и обеспечение работы комплексов автоматических специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения почти на 44 млн рублей. И, вообще, предприятие будет получать доход.

Чиновники регионального минтранса заверяли: вновь созданное предприятие не потребует выделения дополнительных средств из бюджета области.

Впрочем, уже тогда депутаты могли бы предположить, что за очередным создаваемым под крылом регионального правительства предприятием могут стоять чьи-то интересы. Или, вообще, это банально еще одна бюджетная «кормушка», созданная под благовидным, но таким, если вдуматься, надуманным предлогом.

Это, собственно говоря, отчасти и подтверждается: на содержание учреждения, вопреки обещаниям при его создании, было потрачено из облбюджета свыше 80 млн рублей, плюс дополнительные расходы на покупку оборудования и техники. В процессе трат казны региона чиновники, похоже, позабыли, что нужно еще и работать. Так, выяснилось, что основные задачи, для которых и создавалось это областное предприятие, не выполняются.

С момента создания «Транспортного комитета» ситуация в части выполнения региональных проектов и нацпроекта БКД, мягко говоря, не улучшилась. Целевые показатели в части количества камер фотовидеофиксации нарушений ПДД на 2021 год, согласно паспорту нацпроекта «Безопасные и качественные дороги Кировской области», составляет 133 единицы, в части размещения автоматических пунктов весогабаритного контроля - 2 единицы достигнуты не были.

Кроме того, в 2021 году не организованы процедуры приобретения комплексов фотовидеофиксации для размещения их на аварийных рубежах дорог регионального значения, а также размещение автоматических пунктов весогабаритного контроля транспортных средств.

Добавили полномочий

Дальше-больше: в апреле текущего года на утверждение депутатов регионального парламента выносится Закон, наделяющий КОГБУ «Транспортный комитет Кировской области» без проведения конкурсных процедур оказывать платные услуги по содержанию и обеспечению корректного функционирования камер дорожного видеонаблюдения.

Учитывая, что главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на данные цели, является Минтранс Кировской области, который в свою очередь является и главным учредителем КОГБУ «Транспортный комитет Кировской области» , можно предположить, что этот закон фактически развязывает руки областному предприятию как в части формирования цены услуг, так и в части их трат по своему усмотрению.

Похоже, это возмутило потенциальных поставщиков: несколько компаний направили в адрес областного бизнес-омбудсмена коллективное обращение на нарушение их прав и ограничение конкуренции. Тот, в свою очередь, обратился в региональный антимонопольный комитет. Ведомство провело мониторинг, изучило опыт других регионов и пришло к выводу, что определение исполнителя на такие работы в других субъектах Федерации определяется конкурентным способом. Также в ФАС решили, что рынок таких услуг в Кировской области является конкурентным и эти работы и услуги может поставлять не только «Транспортный комитет Кировской области».

Как следует из выводов антимонопольного ведомства, «наделение Законом КОГБУ «Транспортный комитет Кировской области» полномочиями единственного исполнителя на оказание услуг по обеспечению работы и содержания работающих в автоматическом режиме специальных технических средств и обработке информации о нарушении ПДД без проведения конкурентных способов закупок, лишает потенциальных участников закупок возможности принять участие в конкурентной борьбе и предложить наиболее выгодную цену, способствующую эффективному расходованию бюджетных средств».

УФАС признало, что действия Заксобрания, наделившего «Транспортный комитет Кировской области» полномочиями единственного поставщика, ограничивают круг хозсубъектов, у которых такие услуги могут быть приобретены, а это говорит о нарушении закона о конкуренции. Антипомопольное ведомство потребовало в срок до 15 июля отменить Закон, иначе, как предупредили в ФАС, будет возбуждено соответствующее дело.

Кому выгодно, чтобы камеры не работали?

В свою очередь, по информации источника из УМВД, с начала 2022 года половина комплексов, располагаемых в городе Кирове, вообще не работает, а оставшаяся половина работает некорректно. При этом процедур по поиску поставщика на оказание услуг обслуживания дорогостоящего оборудования и его корректного функционирования опубликовано не было ни одним балансодержателем комплексов.

Почему нет мер реагирования на данный факт со стороны УМВД и Прокуратуры области остается неясным. Более того, от прокуратуры же Минтрансом было получено согласование проекта данного закона, на что, судя по видео пленарного заседания, сослался Председатель регионального Заксобрания в ответ на возражения своих коллег о возможном противоречии федеральному антимонопольному законодательству и необходимости согласования его с региональным УФАС.

Так же примечателен тот момент, что согласно пояснительной записке к законопроекту, он не требует дополнительных затрат из бюджета области. По информации из серого дома, в настоящее время «Транспортный комитет Кировской области» запросил увеличение штатной численности учреждения за счет именно бюджетных средств, под предлогом заключенного контракта на обслуживание дорожных камер между Транспортным комитетом и МКУ «УДПИ» г. Киров.

В тоже время, несмотря на наличие действующего уже как месяц контракта, со слов источника из УМВД, камеры в оранжевых контейнерах не функционируют вообще, мобильные комплексы фиксации правил нарушения остановки и стоянки функционируют не в полном объёме, так же частично не функционируют камеры стоящие на перекрестках города, а если и работают, то некорректно.

Показательно в данном моменте, что Кировская область вошла в список регионов с самыми высокими показателями по аварийности на дорогах, бездействии и халатном отношении властей к исполнению нацпроекту БКД, не говоря уже о недополученных десятках миллионов рублей областным бюджетом из-за неработающих камер, на приобретение которых в свою очередь бюджет выделяет немалые средства.

Комментарии (4)К последнему
алекс алекс | 8 июля 2022, 18:43 #
Я сразу предупреждал,добром эти камеры не кончатся ..
2 | 8 июля 2022, 18:59 #
Докладчик докладывает противоположное убеждение! Кто виноват кто будет отвечать!?
Стас Пофиг | 8 июля 2022, 22:21 #
сейчас палюха посадят и этими займутся
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ