В Демьяново «куют» свидетелей

25 июля 2012, 20:44 | Марина Куклина
В поселке Демьяново продолжается расследование уголовных дел, возбужденных вследствие недавнего конфликта. Полиция по-прежнему занята поиском виновных в разжигании «массовых беспорядков», используя при этом все способы воздействия.
В результате межнационального конфликта все 8 уголовных дел были возбуждены в отношение местных жителей.
В результате межнационального конфликта все 8 уголовных дел были возбуждены в отношение местных жителей. Фото: Николай Липатников

Конфликт в поселке Демьяново уже давно закончился, тем не менее, волнения среди местного населения не улеглись до сих пор. Сейчас недовольство народа подогревается не столько самой стычкой, сколько действиями органов следствия, которые уже в течение месяца ищут организаторов, подстрекателей и главных участников конфликта. На допросах, а вернее, на «частных беседах» в отделении полиции побывало уже более ста человек, пояснявших, что никаких «массовых беспорядков» не было и весь конфликт мог быть разрешен в течение получаса, если бы власть вовремя и правильно отреагировала на просьбы демьяновцев вмешаться.

По словам адвоката Василия Драверта, сейчас основным описанием тех самых массовых беспорядков является то, что местное население пришло к лесопилке с палками и арматурой. «У нас в Уголовном кодексе про палки ничего не прописано. В законе об оружии сказано, что оно подразделяется на два вида - холодное и огнестрельное. Палки и доски ни к тем, ни к другим не относятся. Вообще, все уголовное дело строится только на предположениях и слухах. Достаточно почитать статью 212 УК РФ, по которой возбуждено дело, чтобы понять, что ни один из признаков ее не попадает под ситуацию, - говорит Василий Иванович. - Насилия не было - никто из дагестанцев не обратился с заявлением в полицию, потерпевших с их стороны нет, погромов на лесопилке тоже. Поджог произошел уже после стычки, и кафе вообще принадлежало азербайджанцу, а разбитое у ЗИЛа стекло нельзя считать уничтожением личного имущества». По истечении достаточного времени создается все большее ощущение того, что обе стороны - и дагестанская, и местная - были дезинформированы и стравлены друг с другом.

Так, по мнению демьяновцев, их изначально ждали на пилораме - ни полиция, ни местная власть не шли на переговоры на берег реки, а напротив, даже проводили их на лесопилку. «Изначально молодежь собиралась у реки 21 июня. Тогда местные предприниматели и я в том числе уговорили их разойтись по домам. Была договоренность встретиться в воскресенье 24 июня. К этому времени должен был подъехать Нух, чтобы решить все вопросы, - рассказывает предприниматель Сергей Долгополов. - Но уже на следующий день стало известно, что дагестанцы едут с оружием, и тогда уже взрослые люди начали собираться на берегу реки».

Не меньшую роль в обострении ситуации сыграли и сами сотрудники полиции, прибывшие для оцепления лесопилки. По словам местных жителей, они заранее предупредили дагестанцев, что демьяновцы идут толпой, убивать. Не удивительно в таком случае, почему те начали отстреливаться и палить из своего оружия, едва завидев местное население. Однако сейчас местные жители уже не видят смысла разбираться, кто прав, а кто виноват в случившемся столкновении.

Гораздо больше недовольства вызывает то, что происходит в поселке сегодня. По словам Сергея Долгополова, в настоящее время уровень напряженности в Демьяново гораздо выше, чем 21 и 22 июня. Народ устал от действий приехавших сюда сотрудников полиции, которые всеми силами пытаются найти виновных, как выражаются они, «террористов». Во что это выльется, пока представить трудно.

Как сделать «железного» свидетеля

Одним из таких не по своей воле оказался Валерий Мургин. Молодого человека по телефонному звонку пригласили на пятиминутную беседу в отделение полиции. Вместо этого задержался он там... на 12 часов. «Телефон отбирают, двери закрывают, и начинаются угрозы, психологическое давление и рукоприкладство, - рассказывает Валерий. - Говорили, что «мы сделаем из тебя «железного свидетеля», чтобы закрыть Александра Опарина». Как выяснилось, Опарина полицейские увидели на одной из фотографий с доской в руках, а поскольку в массовых беспорядках его уличить сразу не смогли, решили для начала закрыть за нераскрытое преступление годичной давности, когда в поселке были подожжены два КамАЗа.

Сначала, по словам молодого человека, заставляли признаться в том, что он был заказчиком поджогов, а Александр - исполнителем, потом в том, что исполнителем был он. А в третьем варианте он только подвозил мужчину к месту преступления и видел, как тот пошел в сторону транспорта. «Я согласился с третьим вариантом только для того, чтобы выйти оттуда. Меня допрашивали 10 человек. После этого заставили написать явку с повинной, дать признательные показания на камеру следователю и показать в присутствии понятых, куда я якобы отвез Опарина», - признается Валерий. Спустя некоторое время молодой человек все же позвонил мужчине, в отношении которого ему пришлось дать показания, и все ему рассказал. Сейчас его объяснительная вместе с жалобой направлена прокурору района, но никаких действий пока не последовало.

По мнению адвоката, следователь как опытный юрист наверняка понимает, что согласно диспозиции ст. 212 УК РФ незаметных признаков массовых беспорядков быть не может. После массовых беспорядков остаются убитые и раненные люди, уничтоженные, разрушенные и разграбленные жилища, магазины, учреждения, автомобили и соответственно могут быть получены показания об этих последствиях и о применении оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, чего не случилось в Демьяново. Сотрудники же полиции до передачи материалов расследования следователю в течение трех недель требовали от ста с лишним опрошенных с пристрастием жителей указать на организаторов и активных участников массовых беспорядков или самим признаться в этом с применением даже детектора лжи. Изучение же признаков этого преступления полицейские оставили на потом, сообщив повсюду преждевременно, что установили факт массовых беспорядков, хотя не знают, как они выглядят.

Сейчас у местных жителей остается масса вопросов, на которые пока ответов нет. Почему местная власть не приняла участия в разрешении конфликта и не предотвратила его? Почему не привезли Нуха или его представителей для переговоров? Почему прибывшие УАЗики не перекрыли выход с реки и почему «сбежал» прокурор района, который шел вместе с демьяновцами до лесопилки и почему своими заявлениями они только подогревали дагестанцев?

Читайте по теме Конфликт в Демьяново
Защита осужденного за терроризм владельца демьяновской лесопилки: это акт мести
Верховный суд оставил в силе приговор предпринимателю, осужденному за терроризм
Демьянскому предпринимателю Куратмагомедову дали 8 лет колонии за терроризм
Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ