Посты Белых подвели Навального и Офицерова под суд

2 февраля 2017, 21:23 | Ирина Шабалина
Пересмотр дела «Кировлеса» на всех парах мчится к своему логическому концу. 2 февраля стороны допросили Алексея Навального и почти дослушали Петра Офицерова: рассказываем, зачем Никита Белых позвал политика в Киров и почему впоследствии «выглядел дураком».
Посты Белых подвели Навального и Офицерова под суд
Фото: Андрей Котельников

Зал Ленинского суда сегодня вновь был полон - завершающие стадии дела «Кировлеса» привлекают ряд федеральных СМИ, в том числе телевизионщиков. Заседание начали с ходатайств защиты об истребовании доказательств (4 дисков из производства по Вячеславу Опалеву и данных о взаиморасчетах КОГУП и его филиалов). Первое требовалось адвокатам по той причине, что на дисках могла быть полная запись прослушки Навального и Офицерова. Дело в том, что защитников смутило число: в производстве их клиентов дисков указано только 2.

Во второй пункт входила просьба исследовать, например, копии реестра платежных поручений от «ВЛК», копии расчётов между филиалами «Кировлеса» - Нагорским, Куменским, Кикнурским, Юрьянским, Кирово-Чепецким и другими, «перед которыми долгов у «ВЛК» тоже нет». «Я горячо поддерживаю это ходатайство. И уже четвертый раз в этом процессе обращаю внимание: это ключевой вопрос дела - просто взять и сравнить цены, Ваша честь, и Вы увидите, что было значительное число контрагентов, покупавших лес дешевле, чем Офицеров», - встал после Светланы Давыдовой Навальный. Завершая свое мини-выступление, он не удержался и напомнил про подписку о невыезде: «И в этот момент я приглашаю вас в отель «Хилтон», где я буду находиться какое-то время... и мы там все отпразднуем».

Однако судья Алексей Втюрин, несмотря на такую любезность, все же отклонил все заявленные ходатайства защиты. После объявления перерыва Навальный поднялся и, невзирая на приказание судьи «больше в протокол ничего не записывать», запальчиво заявил: «Да можете не записывать! Вы отклонили все наши ходатайства! Вы сейчас полностью встали на сторону обвинения!..»

Да, если и была надежда на иной итог пересмотра, то сейчас она явно угасла: сам оппозиционер в блоге указал, что приговор по «Кировлесу» будет обвинительным. Впрочем, по его же словам, избирательную кампанию это не остановит - как-никак, останется «моральное право» и «поддержка людей».

Спокойный сторонник мира

После обеда были быстро исследованы письменные доказательства, среди которых Светлана Давыдова зачитала также характеристику Офицерова, данную в партии «Яблоко». В документе за подписью председателя партии указано, что Петр Юрьевич является дружелюбным человеком, сторонником мирного решения проблем, спокойным и разбирающимся в своем деле.

Еще чуть-чуть - и пересмотр дошел до стадии допроса подсудимых. Спойлер: Офицеров говорил больше, чем Навальный. И поэтичнее.

Зачем Навального позвали в Киров

Адвокат экс-советника Никиты Белых, видимо, понимала, что Алексей справится и без ее вопросов. Поэтому задала только один, зато позволяющий говорить обо всем: «Что Вы можете сказать по существу предъявленного Вам обвинения?» Навальный не подвел - освещение деятельности Белых, Офицерова и «Кировлеса» длилось без пяти минут час. «Это обвинение абсолютно лживое и сфабрикованное и имеет политические мотивы, - с чувством начал оппозиционер. - Я действительно был советником на общественных началах, ни одного дня в жизни я не был чиновником. Белыха назначили в начале 2009 года, и он сформировал здесь свою команду, в том числе пригласил и меня».

«Он позвал, чтобы я помог разобраться, что здесь происходит с государственным имуществом. Ни у одного человека не было сомнений относительно моего статуса - моя политическая позиция уже была известна, - не стал скромничать Алексей, - и это редко бывает, чтобы человек с такими воззрениями, как у меня, оказался близок к действующему губернатору... Ну так вот, Белых проводил совещания, все бегали, хватались за голову: ужас, ужас, все разваливается. И огромной головной болью было предприятие «Кировлес», на котором работало почти 4 тыс. человек».

Навальный рассказал, что о КОГУП говорили на каждом совещании, потому что у него не было денег даже на зарплаты - предприятие брало кредиты на эти цели. «Поэтому Беллых поручил мне разобраться, что там происходит, дать объективную оценку», - добавил он. С этой целью он и присутствовал на большом количестве заседаний: вскоре выяснилось, что у КОГУП огромные убытки, огромные задолженности и оно буквально находится в банкротном состоянии.

«Опалев долго всех убеждал, что «Кировлес» ещё можно спасти, потому что у них много остатков, которые можно еще продать, поэтому дайте нам еще леса в аренду. Я анализировал состояние предприятие, и, наверное, первый выяснил, что «Кировлес» спасти невозможно, что никаких остатков там нет и оно будет обанкрочено», - махал руками экс-советник, добавляя: все это никак не связано с Офицеровым.

Не будем переписывать версию причины дачи Опалевым именно таких показаний - это можно вспомнить здесь.

Офицеров начитался Белых

Ближе к середине оппозиционер включил в повествование товарища по скамье подсудимых. «Офицеров, к сожалению, читал призывы губернатора Белых в интернете. Он тогда только приехал и строчил посты: приезжайте сюда, все предприниматели, мы сделаем лучшую область для бизнеса. И они ехали, я с ними со всеми встречался... Вот, Опалев говорит, что видел, как я обедал с Офицеровым. Да я целыми днями с кем-нибудь обедал! Я занимался, как и все в команде губернатора, привлечением инвестиций. Ну так вот, начитался, пришёл Офицеров ко мне и сказал, что хотел бы заняться здесь лесной деятельностью. Все закричали: отлично, Офицеров! Если ты продашь остатки «Кировлеса», все будут тебе благодарны».

Все действия с «Кировлесом», подчеркнул Навальный, Офицеров производил сам: сам приехал, сам познакомился, сам заключил договор, «никакого давления не было, никаких указаний никто не давал». «Потом Офицеров, объехав все лесхозы, поставлял мне альтернативную информацию о КОГУП - что никаких остатков там нет, что не продают ему, да и не ему одному», - продолжил Алексей. По его словам, «эти 16 млн рублей никогда не обсуждались на совещаниях ввиду мизерности такого объема».

После этого Навальный рассказал весьма комичную историю, в которую Никита Юрьевич попал из-за «Кировлеса»: «Когда Опалев убедил всех, что не все потеряно, Белых ездил в Пермский край к какому-то своему товарищу, директору предприятия. Он убедил его, что КОГУП продаст им 50 тыс. тонн баланса в год, ему все жали руки, какой Белых молодец, были какие-то публикации... А потом - опа! - «Кировлес» не может ничего поставить. Как вы понимаете, все были в бешенстве, потому что из-за сказок губернатора для нас открыли квоты... В итоге никто так ничего и не поставил, Белых выглядел дураком...»

«Потом я понял, что с «Кировлесом» вообще ничего не получился, плюнул и перестал им заниматься, а меньше чем через год уехал», - подытожил Навальный. «А теперь давайте более конкретно, Алексей Анатольевич», - остановил этот поток Евгений Черемисинов, когда очередь задавать вопросы дошла до него.

Отвечая прокурору, оппозиционер рассказал, что подходы к решению проблемы «Кировлеса» были абсолютно разные, и в итоге никакие конкретные меры предложены не были. Сам он предлагал «2 вещи»: чтобы «Кировлес» пытался продавать на бирже и чтобы продавали централизованно, через головной офис. По его воспоминаниям, на совещаниях в правительстве обсуждалось, что Опалев саботирует поставку леса. «Белых во всех районах предприниматели жаловались на «Кировлес», - отметил он.

«ВЛК» была эпизодом в огромном списке проблем «Кировлеса», - подчеркнул Навальный. - И меня интересовал не договор с «ВЛК», а отсутствие у «Кировлеса» товарных остатков. На них жаловались в каждом районе. У Белыха какое-то время был романтический настрой насчёт кировских лесов: мол, сейчас кто-нибудь приедет и все исправит. Офицеров, вот, пытался его идею реализовать на практике: зарегистрировал здесь фирму, нанял людей, платил им зарплату - в общем, сделал всё, как призывал Белых, за что и поплатился и ездит сюда четвертый год...»

Вопросы у стороны обвинения кончились столь быстро, что Алексей почти искренне расстроился: «Замечательно! А как же: Алексей Анатольевич, как Вы получили деньги из этих 16 млн рублей? Куда вы дели 16 млн рублей? Как эта растрата произошла? Я понимаю: вы знаете, что этих денег не было, но вы же их записали в обвинение!» Судья также не воспользовался предложением спросить что-нибудь. Селфи с командой Навального во время перерыва Алексей Втюрин делать тоже не стал, хотя его очень звали.

«Отгрузка мусора»

Петру Офицерову его адвокат сначала помогала вопросами. Хотя, как оказалось, он и сам неплохо справляется: «В конце 2008 года начали крутить призывы губернатора Белых - меня это заинтересовало, и я решил съездить посмотреть, что происходит в Кирове на самом деле. Холодным февральским утром я слез с поезда «Вятка», взял такси и поехал по всем предприятиям, которые занимались лесом. Я потратил целый день, на следующий уехал. Тогда я узнал о крупнейшем предприятии «Кировлес», и позднее, одевшись соответственно - костюм, рубашка, галстук - приехал в Киров. Позавтракал в кофейне недалеко отсюда и поехал в «Кировлес». Там сидела грустная секретарша и ни на что не реагировала».

В такой манере, максимально подробно, погружаясь в тонкости лесного бизнеса, Петр Юрьевич рассказал еще раз начало эпопеи с «Кировлесом». В частности, он остановился на пунктах договора с КОГУП, из-за которых сделку многие называли невыгодной. Оказалось, договор составляли на предприятии, и Офицеров настоял на изменении только двух пунктов: исключения момента с предоплатой («ввиду природной недоверчивости») и внесения указания об ответственности «Кировлеса» за отгрузку «мусора вместе леса».

По его словам, несколько недель договор не подписывался, а потом Опалев сказал: возьмете Буру (дочь его гражданской жены - прим.) на работу - подпишем». Так как зарплата там была небольшая, Офицеров согласился. Вскоре оказалось, что хорошего леса у КОГУП не было, поэтому найденные Офицеровым варианты работы с другими странами «даже не обсуждались в «Кировлесе». «Опалев изображал княгиню Ярославну и рыдал, что нужно продавать низкосортную древесину», - вспомнил он также.

Контракт с «Кировлесом», продолжил предприниматель, разорвали по инициативе «ВЛК», так как клиенты последней часто жаловались, что в вагонах либо половина - труха, либо 25 кубов вместо обещанных 40.

Вскоре, поинтересовавшись у прокуратуры, как долго они намерены допрашивать Офицерова, судья неожиданно объявил: еще на прошлой неделе он записался к врачу, а потому, несмотря на возмущение адвокатов, заседание на сегодня завершено. Таким образом, сторона обвинения свои вопросы Петру Юрьевичу задаст уже завтра.

Читайте по теме Суд над Навальным
Советник Белых и «грабитель «Кировлеса»: чем запомнился Навальный в Кирове
Прокурор запросил для Навального 20 лет колонии особого режима
Россия предложила снять с контроля «дело Кировлеса»
Комментарии (10)К последнему
Гость_ОПГ Белых | 2 февраля 2017, 22:02 #
Не надо называть политиком этого тупого жулика, члена ОПГ Белых, если бы не продажные прокуренки, подчиняющиеея брату-прокурору Белыха, этот тупой жулик, не способный ни на что, кроме создания фирмы-прокладки для вывода денег из КОГУП, давно бы сидел. Ведь судья Блинов дал ему реальный срок меньший, чем просили эти прокуроры, так впервые в Российской истории эти продажные прокуренки попросили сменить реальный срок условным.
Гость_Прокурор | 2 февраля 2017, 23:05 #
Политики как правило плохие хозяйственники. Но какая цука подставила пушистого?
Гость_Стас | 3 февраля 2017, 09:15 ответил Гость_Прокурор #
Белого и пушистого сдал с потрохами другой советник Антон Помойка.
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ