Белых на суде заявил о плохих отношениях с налоговой

27 сентября 2017, 18:16 | Репортеръ
В Пресненском районном суде Москвы 27 сентября продолжился допрос экс-губернатора Кировской области Никиты Белых, который пытается доказать, что решает все правительство, а не «мы, Никита Юрьевич, божьей милостью и голосами избирателей».
Фото Александр Щербак / ТАСС
Фото Александр Щербак / ТАСС

Допрос Никиты Белых не вместили в себя и три заседания, обвинению нужно хотя бы еще одно. Перед тем как прокурор начала заваливать его вопросами, экс-губернатор попросил время «отразить несколько моментов». Например, он снова сделал акцент на кировских законах. Мол, в уставе Кировской области говорится, что правительство - коллегиальный орган, и именно правительство, а не губернатор издает распоряжения, сообщает «Медиазона». То есть он, находясь в должности губернатора, был обязан лишь подписывать коллегиально принятые акты правительства. Такой акцент он сделал из-за того, что обвинение утверждает, что именно «Белых принимал решение».

«Регламент четко указывает, что принятые на совещании решения - это решения совещания, подчеркиваю, совещания, а не губернатора, - цитирует слова подсудимого zona.media. - Когда в протоколе говорится «мы постановили», имеется в виду не «мы, Никита Юрьевич, божьей милостью и голосами избирателей губернатора», а это совещание как коллегиальный орган принимает решения». Белых пытался донести до обвинения, что это совершенно разные вещи, и на это стоит обратить внимание.

Губернатор - маленький человек

Так вышло и с НЛК. По словам подсудимого, к 15 декабря 2013 года представители НЛК обещали подготовить новую концепцию своего инвестпроекта. Принять или отклонить данную заявку должно было правительство области, а не он сам как губернатор. Декабрь - месяц предновогодней суеты, поэтому приняли положительное решение до праздников. Задержанный подчеркнул на суде, что этот вопрос обсуждался всеми участниками собрания.

По словам Белых, заместитель председателя правительства области Георгий Мачехин сообщил ему, что в случае своевременного предоставления заявки департаменты постараются дать заключение до конца года. «Это было мнение зампредседателя правительства, а не мое указание», - настаивал Белых. По его словам, тогда он не давал никаких указаний по этому поводу: все решения были приняты коллегиально.

Экс-губернатор упорно пытался доказать, что прокуроры специально «создают видимость» его заинтересованности и необходимости дать «безусловные указания относительно НЛК». В подтверждение своих слов он ссылался на копии протокола совещания у губернатора и докладные записки. «Обвинение как будто специально не замечает всех этих важных обстоятельств», - говорил на суде Белых.

Дружба с налоговиками

После этого бывший глава региона стал рассказывать, кто не был его другом, пока он был «на троне». По его словам, с руководством налоговой службы области у него не было хороших взаимоотношений. Белых подчеркнул, что с главой УФНС Светланой Чарушиной у него были «скорее плохие отношения, чем хорошие». Мол, было много разногласий, к тому же он был против ее назначения.

«Я считал, что она своей политикой отпугивает инвесторов, в результате чего ряд предприятий был вынужден перерегистрироваться на территории других регионов», - объяснял экс-губернатор.

По его словам, он постоянно получал жалобы от предприятий на нее. «Мы часто спорили на совещаниях, и я открыто высказывал свои мысли о недостатках работы налоговой службы», - говорил он. Поэтому приписывать ему дружбу с руководством УФНС просто-напросто глупо. А если дружбы не было, значит, на налоговые проверки он не мог влиять. «Эта мысль абсурдна и является попыткой обвинения преподнести обсуждения вопросов взаимодействия представителей коммерческих структур и области с налоговыми органами в выгодном обвинению свете, абсолютно не соответствующим действительности», - говорил он на суде.

Кстати, эти слова подтвердила и сама Чарушина, указывая в своих в показаниях, что никаких просьб от губернатора по поводу проверок не поступало.

Провинциальный губернатор

Тогда прокуратура попросила обвиняемого вспомнить 2014 год. По их мнению, весной 2014 года в гости в правительство Кировской области приходил бизнесмен Юрий Судгаймер. «Зачем он приходил? Что обсуждали?» - спрашивала прокурор.
«Наверное, я должен был начать словами: «Я прекрасно помню этот замечательный весенний день, звучала капель, светило солнце...» Но я не помню этот день, приезжал ли ко мне именно 5 марта 2014 года господин Судгаймер. Встреча не оставила следа в буднях провинциального губернатора, в моей душе, сердце и уме», - съехидничал Белых.
По словам экс-губернатора, у него было множество встреч с предпринимателями, и вспомнить какую-то определенную - невозможно.

Поразмышляв, Никита Белых все же вспомнил, что встреча с Судгаймером была. «Насколько я помню, он приехал для того, чтобы представить новое руководство предприятий, которое с приходом Судгаймера менялись достаточно часто», - сказал обвиняемый. Услышав это, гособвинение стало допытываться: «Вами высказывались требования о передаче 200 тысяч евро, может, иной суммы?» На что был получен ответ: «Нет, даже иной суммы». После этого, по информации zona.media, между прокурором и Белых завязалась перепалка, пока их не прервала судья.

После замечания прокурор вновь попытался «расколоть» Белых, спрашивая о взятке в 200 тыс. евро от Судгаймера весной 2014 года. «Не было ее», - все настаивал Белых. Бывший губернатор Кировской области несколько раз повторил, что ничего не знает о деньгах, якобы привезенных из Казахстана, и ни о чем-либо еще, что мог бы привозить Судгаймер.

Документы = деньги

В июне 2016 предприниматель позвонил Белых и сказал, что ему надо передать документы в Москве. На это дело экс-губернатор отправил свою помощницу Татьяну Катанкину, которая забрала конверт и передала водителю. Спустя несколько дней конверт оказался в руках Никиты Белых. Открыв его, он обнаружил вместо документов деньги.

«Уже в Кирове я открыл конверт, обнаружил там 50 тысяч евро. Эти деньги я передал 13 июня 2016 года во время своего дня рождения Алексею Пыхтееву с просьбой, чтобы он внес эти деньги на счет Военно-исторического общества. Вот собственно и все», - утверждал подсудимый. Деньги были внесены в фонд уже после задержания Белых.

Прокурор спросил, какие вообще документы могут передаваться губернатору от бизнесменов. «Да любые, - ответил Белых. - Это могли быть и письма, и обращения, и какие-то заявки, проекты. Передача документов была одной из основных функций представительства». Это Белых назвал «доступностью и открытостью власти по отношению к бизнесу».

Под конец заседания прокуратура стала расспрашивать Никиту Белых о человеке по фамилии Якубук. «Это был человек, который представлял интересы собственника (Судгаймера - прим.) в «Лесхозе» и НЛК, - объяснял подсудимый. - Возможно, входил в совет директоров, но физически находился в России, в отличие от Судгаймера, который не является гражданином России и «не баловал» ее визитами. Якубук же был готов принимать решения и приезжать в Киров на рабочие совещания».

На этом закончилось третье заседание, отведенное под допрос Белых. Остатки вопросов гособвинения перенесли на следующую неделю. В этот же день, 4 октября, прокурор хочет допросить и бывшего собственника НЛК Альберта Ларицкого.

Арест Никиты Белых

Белых арестовали 24 июня 2016 года в Москве. Ему инкриминируют два эпизода взяточничества - 200 тыс. евро от Альберта Ларицкого, 400 тыс. частями от Юрия Судгаймера.

Читайте по теме Дело Никиты Белых
Дело «КРИКа»: представитель потерпевшего не смог ответить на большинство вопросов
Суд не стал прекращать преследование Белых по 285-й статье
Прокурор предложил прекратить преследование Белых по одной из статей
Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ