Аналитик о возможном исчерпании ФНБ: «Хороших решений тут нет»

25 января 2023, 14:18
Представитель ФГ «Финам» прокомментировала новость о возможном скором исчерпании Фонда национального благосостояния.
Аналитик о возможном исчерпании ФНБ: «Хороших решений тут нет»

Как мы писали ранее, в конце прошлого года из ФНБ был потрачен 1 трлн рублей на покрытие дефицита госказны. Об этом сообщает издание mk.ru. По мнению экспертов, без основного источника пополнения в виде сырьевых сверхдоходов Фонд будет постепенно иссякать. В 2024 году он может быть полностью исчерпан, предупредили участники сентябрьского совместного совещания членов правительства и Центробанка.

Мы обратились к аналитикам с вопросом, к каким, по их мнению, последствиям для России может привести исчерпание средств ФНБ, если таковое случится, можно ли это предотвратить и при каких условиях.

Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам»:

«Как известно, после введения западными странами санкций на международные резервы России в конце февраля прошлого года бюджетное правило было приостановлено. Это позволило направить все дополнительные нефтегазовые доходы бюджета на финансирование увеличившихся почти на 26% расходов и, кроме того, перечислить в октябре-декабре из ликвидной части ФНБ средства в эквиваленте почти 3 трлн рублей на счет Казначейства на покрытие бюджетного дефицита. Кроме того, средства ФНБ используются для инвестиций в инфраструктурные проекты, поддержку компаний. За 2022 год, по данным Минфина, общий размер ФНБ снизился с 13,57 трлн рублей до 10,4 трлн рублей, а его ликвидная часть — с 8,43 трлн рублей (7,3% ВВП) до 6,1 трлн рублей (4,6% ВВП). При этом активы в единственно ликвидной сейчас для российского бюджета валюте — юане — составляли на 01.01.23 около половины ликвидной части ФНБ.

Новая концепция бюджетного правила, применяющаяся с начала этого года, предполагает значительно более мягкие параметры накопления ФНБ, чем правило, действовавшее с 2017 года, о чем предупреждали аналитики ЦБ РФ в записке еще в августе прошлого года. Бюджет 2023 года сверстан из прогнозной цены Urals чуть выше $70/баррель. Базовый объем нефтегазовых доходов, установленный на 2023-2025 годы на уровне 8 трлн рублей (такое сочетание достигается, например, при цене Urals чуть выше $60/баррель и объеме добычи около 10 млн баррелей/с), представляется сейчас труднодостижимым, так как цена российской экспортной нефти Urals к Brent упала в декабре — первой половине января до $45-50/баррель вследствие резкого расширения дисконта к бенчмарку Brent после вступления в силу эмбарго ЕС и потолка цен на морские перевозки российской нефти.

С февраля предстоят аналогичные санкции по российским нефтепродуктам, что может привести к дополнительному сокращению нефтегазовых доходов бюджета, хотя мы ожидаем постепенного повышения цены российской нефти в этом году, по мере адаптации экспортеров к новым условиям и сокращения дисконта. Тем не менее, недобор нефтегазовых доходов по отношению к базовым 8 трлн рублей при цене нефти $50-55/баррель и объеме добычи 10 млн баррелей/с может составить от 0,6 до 1,2 трлн рублей. Для компенсации выпадающих нефтегазовых доходов с 13 января Минфин продает валюту (юани) из ликвидной части ФНБ (на начало года — 309 млрд юаней). По нашим оценкам, при указанных выше предпосылках по цене нефти и объему ее добычи, резервов в юанях было бы достаточно для компенсации выпадающих доходов более чем на 2-3 года. Однако при более низких ценах нефти и/или более низких объемах добычи юаневая часть ФНБ может закончиться раньше. Кроме того, средства ФНБ могут дополнительно расходоваться на покрытие даже запланированного бюджетного дефицита и инвестиций в инфраструктуру (в пределах 2,9 трлн рублей в 2023 году и 1,3 трлн рублей в 2024 году).

В принципе, даже и в случае исчерпания ликвидной части ФНБ финансировать дефицит бюджета можно и за счет дальнейшего увеличения заимствований Минфина (благо долговая нагрузка государства остается весьма низкой, около 20% ВВП). Но если траектория бюджетного дефицита будет складываться выше той, что заложена в бюджет, в какой-то момент (вероятно, на горизонте 2024-2025 годов), возможно, правительству придется задумываться о повышении налоговой нагрузки и/или сокращении бюджетных расходов. К сожалению, «хороших» решений тут нет — и то, и другое оказывает угнетающее влияние на экономическую активность, а в экономике в этом году и так ожидается второй год отрицательных темпов роста».

Ранее мы публиковали мнение по данной ситуации заместителя директора аналитического департамента Freedom Finance Global Георгия Ващенко.

Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ