Время выбирать достойных
То, как будет развиваться ВУЗ, какое образование будут получать здесь студенты и какие специалисты затем будут работать в различных отраслях реального сектора экономики, зависит напрямую от ректора. В преддверии этого события мы пообщались с одним из кандидатов на этот пост Василием Ильичом Беспятых.
- Василий Ильич, приближаются выборы ректора ВятГСХА 17 декабря, и сотрудникам академии необходимо сделать правильный выбор, ведь от него будет зависеть наша жизнь не только на ближайшие 2,5 года, но он определит стратегию развития академии на 10-15 лет. Что сегодня представляет сельскохозяйственная академия?
- Сегодня академия - это пять факультетов, на которых ведется обучение по 18 специальностям. В академии обучаются около 8 тысяч студентов, на 47 кафедрах работает 441 штатный преподаватель, из них 60 профессоров, докторов наук и 202 доцента, кандидата наук. Открыта аспирантура по 25 научным специальностям.
- Сегодня есть необходимость обстоятельно взвесить все «за» и «против», поближе познакомиться со всеми из кандидатов. Что Вы можете рассказать о себе?
- Я уроженец села Спасское Котельничского района. В 1977 году окончил с отличием экономический факультет Кировского сельскохозяйственного института. Имею ученую степень доктора экономических наук и ученое звание профессора, заслуженный деятель науки РФ. С 1 ноября 1995 года по настоящее время являюсь деканом экономического факультета. Факультет за последние 14 лет постоянно рос, улучшались все его показатели. Сейчас это крупнейший в стране факультет, на котором по разным формам обучаются около пяти тысяч студентов. В структуре внебюджетных доходов академии доля факультета достигает 75%. И обидно бывает за академию и факультет, за наших преподавателей, которые иногда работают за сравнительно низкую заработную плату с 8 до 21 часа в день, а то, что они приносят в академию, расходуется не по-хозяйски, а иногда и просто выдается в виде крупных шестизначных премий неизвестно за какие показатели. Причем среди поощряемых всегда присутствует председатель профкома академии.
- Какие основные моменты Вашей предвыборной программы кандидата на должность ректора?
- Сокращение непроизводственных расходов и расходов на аппарат управления, которые превышают все мыслимые размеры. Это позволит сократить учебную нагрузку до разумных пределов, повысить зарплату преподавателей; выделить средства на социальное развитие; обновить там, где требуется, материальную базу. Дополнительные средства можно получить через стандартизацию расходов по срокам, введение планирования и бюджетирования, увеличение норматива средств, остающихся в распоряжении факультетов, предоставление факультетам большей самостоятельности, введение системы экономии затрат и наведение порядка в вопросах аренды академического имущества. Необходимо разработать и активно реализовывать программу модернизации учебного процесса через информационные технологии, дать больше прав и творческих свобод преподавателю, внедрять систему контроля знаний студентов, открывать новые специальности, востребованные рынком. Требуется активизировать научную работу преподавателей и сотрудников через объединение образовательной и научной деятельности; всестороннюю помощь в возрождении учебно-опытного хозяйства; активизацию хоздоговорной работы на более благоприятных экономических условиях для сотрудников и через создание на базе академии малых предприятий; поддержку приоритетных научных направлений и научных школ; создание механизма экономической заинтересованности авторов научных разработок. Необходимо разработать систему социальных гарантий преподавателям и сотрудникам, в том числе через участие в национальных проектах.
- Как Вы считаете, что мешает вузу развиваться более эффективно?
- Административно-управленческий персонал должен делать все, чтобы в вузе было комфортно работать преподавателям и учиться студентам. Количество студентов в вузе последние годы постоянно снижалось, как и количество преподавателей, рос только аппарат управления и затраты на его содержание. В этом плане совсем непонятна линия на увеличение учебной нагрузки практически на 10% при полученной академией прибыли в большом размере и постоянных отговорках, что нет денег. И совсем уж больно бывает смотреть, как студенты-инвалиды или уважаемые профессора с трудом поднимаются на 4-5 этажи главного корпуса возле неработающего годами лифта. Можно назвать еще целый ряд недоработок действующей администрации: банкротство учхоза; срыв плана приема на агрономический факультет в 2009 году; отсутствие стратегического планирования в академии, в результате академия так и осталась академией, тогда как все государственные вузы города по два раза повысили свой статус. Я внимательно ознакомился с программой ректора С. Л. Жданова десятилетней давности и пришел к выводу, что полностью выполнен лишь один пункт программы - установлена тесная связь с профкомом сотрудников.
- Как будет строиться Ваша политика в сфере развития факультетов?
- Считаю, что факультетам нужно дать как можно больше самостоятельности в решении всех учебных проблем и вопросов, связанных с совершенствованием материальной базы. Необходимо будет и совершенствовать наш «хозяйственный портфель», в частности необходимо возродить факультет охотоведения и его славные традиции, необходимо думать и об открытии новых специальностей, например в области лесного хозяйства, земельно-имущественных отношений и других, а в перспективе - об открытии лесохозяйственного факультета. Потребность в данных специалистах в Кировской области очень большая, а возможность получения соответствующего образования в нашем регионе отсутствует.
- Какие основные задачи должна выполнять администрация академии?
- По теории управления, в области которой мною подготовлено несколько монографий и учебных пособий, ректор и проректоры должны выполнять три конкретных функции: стратегическое управление, представительская и консультационная деятельность. Стратегическое управление предполагает, что у академии должна быть четко сформулирована и доведена до каждого сотрудника миссия вуза (главная цель). Ее отсутствие приводит к тому, что обслуживающий персонал не всегда понимает, что главными фигурами в академии являются студенты и преподаватели, а качественная подготовка студентов - это залог ее процветания. Представительская деятельность предполагает, что все серьезные решения в области экономики сельского хозяйства в Кировской области должны приниматься с учетом мнения ректора академии. Так было многие годы, учитывая специализацию области, но в последние десятилетия реализация этой функции во многом ослаблена. Необходимость ее восстановления обусловлена приходом в область нового молодого губернатора, экономиста по образованию, и новой более профессиональной команды менеджеров. Для реализации в полном объеме представительской функции необходимо поддержание профессиональных качеств руководителя на самом высоком уровне, т.е. самому быть примером и в науке, и как преподавателю, и как личности; участвовать во всех областных мероприятиях, в разработке и экспертизе нормативных документов через привлечение ведущих ученых вуза; продвижение наиболее достойных руководителей подразделений и ученых в избираемые органы управления областью и областного центра. Консультационная функция предполагает осуществление управления вузом на принципах коллегиальности, благожелательности и высокого профессионализма, оптимизацию затрат и управленческого персонала академии.
- Как повысить конкурентоспособность вуза и сделать привлекательными для студентов сельскохозяйственные специальности?
- Это очень серьезная проблема. Для привлечения абитуриентов на сельскохозяйственные специальности необходимо разработать и принять план профориентационной работы. Кроме того, необходимо будет активизировать работу по открытию новых специальностей, по которым у академии есть материальная база и квалифицированный преподавательский состав. Необходимо активизировать работу по созданию вузовского центра с включением в него НИИ, с.-х. техникумов и училищ, передовых с.-х. предприятий сельских школ и районных образовательных центров. Как и десять лет назад приходится говорить о необходимости создания попечительского Совета академии с включением в него руководителей всех заинтересованных в подготовке квалифицированных специалистов предприятий и организаций, а также органов управления образованием области. Ко мне уже подходило несколько представителей организаций, поставляющих, например, современную с.-х. технику с предложениями о взаимовыгодном сотрудничестве. Так мы можем развивать базу учебных и производственных практик через участников вузовского центра и попечительского Совета. На базе имеющихся филиалов и привлечения других с.-х. техникумов и училищ необходимо начать работу по организации дистанционного обучения специалистов и бакалавров. Необходимо также начать совместно с фондами поддержки малого бизнеса работу по популяризации сельского бизнеса.
- Как Вы планируете решать жилищные проблемы молодых преподавателей?
-Это еще одна сложная проблема, требующая своего решения. Надо отметить, что за прошедшие десять лет упущено много возможностей войти в национальный проект по строительству жилья. Целый ряд вузов смогли для своих сотрудников построить коттеджи в пригороде за счет федеральных средств. Например, как Нижегородский инженерно-экономический институт в селе Княгинино. Для этого ректору нужно быть чрезвычайно активным в «пробивании» этих вопросов в Москве, а не рассчитывать на то, что за нас это будут делать. Жилищную проблему работников академии необходимо решать следующим образом: следует разработать специальную программу содействия приобретения и строительства жилья сотрудниками академии, для чего использовать самые разнообразные механизмы, включающие льготное кредитование, создание строительных кооперативов и других. При этом можно взаимодействовать с известными строительными организациями, такими как Кировский сельский строительный комбинат, который предлагает строить на льготных условиях, участвовать в программах софинансирования строительства жилья для преподавателей и др.
- Как Вы относитесь к тому, что в академии становится все больше арендаторов?
- Считаю, что в этом вопросе нужно строго исполнять закон - сдавать в аренду только то и для того, что связано с образовательным процессом. К тому же надо максимально развивать конкурентную среду. Так, например, наличие нескольких арендаторов в корпусе Д академии, оказывающих услуги ксерокопирования, привело к тому, что стоимость этой услуги в два раза ниже, чем в ВГУ и ВГГУ. Сдача объектов в аренду должна быть полностью прозрачной и конкурентной. Только тогда можно на аренде что-то заработать, а главное - обеспечить высокое качество услуг при приемлемых для студентов и преподавателей ценах.
- Чем должны руководствоваться делегаты конференции при выборах ректора?
- Ситуация сейчас такова, что все зависит конкретно от каждого делегата. Голосование будет тайным. Ничьи советы слушать не стоит. Советы, как правило, и остаются только советами. Помочь академии может только сам коллектив своим правильным выбором. И, конечно, нужен ректор - профессиональный менеджер, который будет не досиживать два года, а, сохраняя все лучшее, что есть в академии, сможет направить ее к новым рубежам, сделает ее по-настоящему конкурентоспособным, современным, уважаемым и востребованным вузом. ®