Время выбирать достойных

3 декабря 2009, 07:24 | Евгений Мальцев
В Вятской сельскохозяйственной академии выбирают ректора. С первого взгляда может показаться, что событие незначительное и касается совершенно узкого круга заинтересованных лиц. Но это мнение ошибочно.
Декан экономического факультета Вятской сельскохозяйственной академии Василий Беспятых.
Декан экономического факультета Вятской сельскохозяйственной академии Василий Беспятых.

То, как будет развиваться ВУЗ, какое образование будут получать здесь студенты и какие специалисты затем будут работать в различных отраслях реального сектора экономики, зависит напрямую от ректора. В преддверии этого события мы пообщались с одним из кандидатов на этот пост Василием Ильичом Беспятых.

- Василий Ильич, приближаются выборы ректора ВятГСХА 17 декабря, и сотрудникам академии необходимо сделать правильный выбор, ведь от него будет зависеть наша жизнь не только на ближайшие 2,5 года, но он определит стратегию развития академии на 10-15 лет. Что сегодня представляет сельскохозяйственная академия?

- Сегодня академия - это пять факультетов, на которых ведется обучение по 18 специальностям. В академии обучаются около 8 тысяч студентов, на 47 кафедрах работает 441 штатный преподаватель, из них 60 профессоров, докторов наук и 202 доцента, кандидата наук. Открыта аспирантура по 25 научным специальностям.

- Сегодня есть необходимость обстоятельно взвесить все «за» и «против», поближе познакомиться со всеми из кандидатов. Что Вы можете рассказать о себе?

- Я уроженец села Спасское Котельничского района. В 1977 году окончил с отличием экономический факультет Кировского сельскохозяйственного института. Имею ученую степень доктора экономических наук и ученое звание профессора, заслуженный деятель науки РФ. С 1 ноября 1995 года по настоящее время являюсь деканом экономического факультета. Факультет за последние 14 лет постоянно рос, улучшались все его показатели. Сейчас это крупнейший в стране факультет, на котором по разным формам обучаются около пяти тысяч студентов. В структуре внебюджетных доходов академии доля факультета достигает 75%. И обидно бывает за академию и факультет, за наших преподавателей, которые иногда работают за сравнительно низкую заработную плату с 8 до 21 часа в день, а то, что они приносят в академию, расходуется не по-хозяйски, а иногда и просто выдается в виде крупных шестизначных премий неизвестно за какие показатели. Причем среди поощряемых всегда присутствует председатель профкома академии.

- Какие основные моменты Вашей предвыборной программы кандидата на должность ректора?

- Сокращение непроизводственных расходов и расходов на аппарат управления, которые превышают все мыслимые размеры. Это позволит сократить учебную нагрузку до разумных пределов, повысить зарплату преподавателей; выделить средства на социальное развитие; обновить там, где требуется, материальную базу. Дополнительные средства можно получить через стандартизацию расходов по срокам, введение планирования и бюджетирования, увеличение норматива средств, остающихся в распоряжении факультетов, предоставление факультетам большей самостоятельности, введение системы экономии затрат и наведение порядка в вопросах аренды академического имущества. Необходимо разработать и активно реализовывать программу модернизации учебного процесса через информационные технологии, дать больше прав и творческих свобод преподавателю, внедрять систему контроля знаний студентов, открывать новые специальности, востребованные рынком. Требуется активизировать научную работу преподавателей и сотрудников через объединение образовательной и научной деятельности; всестороннюю помощь в возрождении учебно-опытного хозяйства; активизацию хоздоговорной работы на более благоприятных экономических условиях для сотрудников и через создание на базе академии малых предприятий; поддержку приоритетных научных направлений и научных школ; создание механизма экономической заинтересованности авторов научных разработок. Необходимо разработать систему социальных гарантий преподавателям и сотрудникам, в том числе через участие в национальных проектах.

- Как Вы считаете, что мешает вузу развиваться более эффективно?

- Административно-управленческий персонал должен делать все, чтобы в вузе было комфортно работать преподавателям и учиться студентам. Количество студентов в вузе последние годы постоянно снижалось, как и количество преподавателей, рос только аппарат управления и затраты на его содержание. В этом плане совсем непонятна линия на увеличение учебной нагрузки практически на 10% при полученной академией прибыли в большом размере и постоянных отговорках, что нет денег. И совсем уж больно бывает смотреть, как студенты-инвалиды или уважаемые профессора с трудом поднимаются на 4-5 этажи главного корпуса возле неработающего годами лифта. Можно назвать еще целый ряд недоработок действующей администрации: банкротство учхоза; срыв плана приема на агрономический факультет в 2009 году; отсутствие стратегического планирования в академии, в результате академия так и осталась академией, тогда как все государственные вузы города по два раза повысили свой статус. Я внимательно ознакомился с программой ректора С. Л. Жданова десятилетней давности и пришел к выводу, что полностью выполнен лишь один пункт программы - установлена тесная связь с профкомом сотрудников.

- Как будет строиться Ваша политика в сфере развития факультетов?

- Считаю, что факультетам нужно дать как можно больше самостоятельности в решении всех учебных проблем и вопросов, связанных с совершенствованием материальной базы. Необходимо будет и совершенствовать наш «хозяйственный портфель», в частности необходимо возродить факультет охотоведения и его славные традиции, необходимо думать и об открытии новых специальностей, например в области лесного хозяйства, земельно-имущественных отношений и других, а в перспективе - об открытии лесохозяйственного факультета. Потребность в данных специалистах в Кировской области очень большая, а возможность получения соответствующего образования в нашем регионе отсутствует.

- Какие основные задачи должна выполнять администрация академии?

- По теории управления, в области которой мною подготовлено несколько монографий и учебных пособий, ректор и проректоры должны выполнять три конкретных функции: стратегическое управление, представительская и консультационная деятельность. Стратегическое управление предполагает, что у академии должна быть четко сформулирована и доведена до каждого сотрудника миссия вуза (главная цель). Ее отсутствие приводит к тому, что обслуживающий персонал не всегда понимает, что главными фигурами в академии являются студенты и преподаватели, а качественная подготовка студентов - это залог ее процветания. Представительская деятельность предполагает, что все серьезные решения в области экономики сельского хозяйства в Кировской области должны приниматься с учетом мнения ректора академии. Так было многие годы, учитывая специализацию области, но в последние десятилетия реализация этой функции во многом ослаблена. Необходимость ее восстановления обусловлена приходом в область нового молодого губернатора, экономиста по образованию, и новой более профессиональной команды менеджеров. Для реализации в полном объеме представительской функции необходимо поддержание профессиональных качеств руководителя на самом высоком уровне, т.е. самому быть примером и в науке, и как преподавателю, и как личности; участвовать во всех областных мероприятиях, в разработке и экспертизе нормативных документов через привлечение ведущих ученых вуза; продвижение наиболее достойных руководителей подразделений и ученых в избираемые органы управления областью и областного центра. Консультационная функция предполагает осуществление управления вузом на принципах коллегиальности, благожелательности и высокого профессионализма, оптимизацию затрат и управленческого персонала академии.

- Как повысить конкурентоспособность вуза и сделать привлекательными для студентов сельскохозяйственные специальности?

- Это очень серьезная проблема. Для привлечения абитуриентов на сельскохозяйственные специальности необходимо разработать и принять план профориентационной работы. Кроме того, необходимо будет активизировать работу по открытию новых специальностей, по которым у академии есть материальная база и квалифицированный преподавательский состав. Необходимо активизировать работу по созданию вузовского центра с включением в него НИИ, с.-х. техникумов и училищ, передовых с.-х. предприятий сельских школ и районных образовательных центров. Как и десять лет назад приходится говорить о необходимости создания попечительского Совета академии с включением в него руководителей всех заинтересованных в подготовке квалифицированных специалистов предприятий и организаций, а также органов управления образованием области. Ко мне уже подходило несколько представителей организаций, поставляющих, например, современную с.-х. технику с предложениями о взаимовыгодном сотрудничестве. Так мы можем развивать базу учебных и производственных практик через участников вузовского центра и попечительского Совета. На базе имеющихся филиалов и привлечения других с.-х. техникумов и училищ необходимо начать работу по организации дистанционного обучения специалистов и бакалавров. Необходимо также начать совместно с фондами поддержки малого бизнеса работу по популяризации сельского бизнеса.

- Как Вы планируете решать жилищные проблемы молодых преподавателей?

-Это еще одна сложная проблема, требующая своего решения. Надо отметить, что за прошедшие десять лет упущено много возможностей войти в национальный проект по строительству жилья. Целый ряд вузов смогли для своих сотрудников построить коттеджи в пригороде за счет федеральных средств. Например, как Нижегородский инженерно-экономический институт в селе Княгинино. Для этого ректору нужно быть чрезвычайно активным в «пробивании» этих вопросов в Москве, а не рассчитывать на то, что за нас это будут делать. Жилищную проблему работников академии необходимо решать следующим образом: следует разработать специальную программу содействия приобретения и строительства жилья сотрудниками академии, для чего использовать самые разнообразные механизмы, включающие льготное кредитование, создание строительных кооперативов и других. При этом можно взаимодействовать с известными строительными организациями, такими как Кировский сельский строительный комбинат, который предлагает строить на льготных условиях, участвовать в программах софинансирования строительства жилья для преподавателей и др.

- Как Вы относитесь к тому, что в академии становится все больше арендаторов?

- Считаю, что в этом вопросе нужно строго исполнять закон - сдавать в аренду только то и для того, что связано с образовательным процессом. К тому же надо максимально развивать конкурентную среду. Так, например, наличие нескольких арендаторов в корпусе Д академии, оказывающих услуги ксерокопирования, привело к тому, что стоимость этой услуги в два раза ниже, чем в ВГУ и ВГГУ. Сдача объектов в аренду должна быть полностью прозрачной и конкурентной. Только тогда можно на аренде что-то заработать, а главное - обеспечить высокое качество услуг при приемлемых для студентов и преподавателей ценах.

- Чем должны руководствоваться делегаты конференции при выборах ректора?

- Ситуация сейчас такова, что все зависит конкретно от каждого делегата. Голосование будет тайным. Ничьи советы слушать не стоит. Советы, как правило, и остаются только советами. Помочь академии может только сам коллектив своим правильным выбором. И, конечно, нужен ректор - профессиональный менеджер, который будет не досиживать два года, а, сохраняя все лучшее, что есть в академии, сможет направить ее к новым рубежам, сделает ее по-настоящему конкурентоспособным, современным, уважаемым и востребованным вузом. ®

Справка
Беспятых Василий Ильич родился 1 января 1955 года – доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, автор свыше 160 научных и методических работ, 15 монографий, 20 учебных пособий. Беспятых В.И. заведует кафедрой «Организации производства и предпринимательства» ФГОУ ВПО «Вятская ГСХА». С 1995 года является деканом экономического факультета. Член экономического совета при губернаторе Кировской области, председатель экспертного совета по проведению обязательной публичной независимой экспертизы законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства, эксперт ООН в области планирования природоохранной деятельности. Как научный руководитель Беспятых В.И подготовил через аспирантуру и соискательство 34 кандидатов экономических наук. В.И. Беспятых активно участвует в подготовке и переподготовке управленческих кадров. Он является одним из лучших преподавателей в реализации Президентской программы подготовки управленческих кадров с их дальнейшей стажировкой за рубежом. Почти 30 лет Беспятых работает в Вятской государственной сельскохозяйственной академии. Читает блок дисциплин по управлению и маркетингу, успешно реализует свои управленческие знания при руководстве кафедрой и факультетом. Экономический факультет зарабатывает для академии более 75 % внебюджетных средств и стабильно в течение 14 лет улучшает все показатели деятельности.
Комментарии (3)
Гость_Сума палата | 4 декабря 2009, 15:43 #
Лучше предоставить право выбирать ректора коллективу Академии без давления рекламы. Коллектив должен решать без влияния из вне. Претендентам на высокую должность ненавязчивый совет: в слове "портфель" ударение ставте на второй слог.
Гость_--- | 7 декабря 2009, 20:38 #
а в стове "маркетинг" - на первый.
Гость_Анна | 13 января 2010, 01:53 #
Я являюсь студенткой 2 курса ВятГСХА и могу заявить,что наш декан-самый лучший!!! Жаль,что после выборов он принял решение об увольнении...
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ