Мосунов: «Стар Плюс» «сигналит» по закону
На прошлой неделе были озвучены результаты проверки Контрольно-счетной палаты Кировской области областной целевой программы (ОЦП) «Развитие сети телевещания на 2005-2009 годы». С интерпретацией результатов проверки, данной некоторыми кировскими СМИ, оказался не согласен исполнительный директор ООО «Стар Плюс Киров» Александр Мосунов:
- Во-первых, необходимо сразу разделить областную целевую программу, по сути своей - строительство передатчиков на территории районов области и субсидию на вещание - оплата услуг связи по трансляции сигнала. Связаны эти два процесса исключительно логически. То есть если бы в 2004 году не задумали строить сеть передатчиков, то и субсидии сегодня не было.
- Каким образом связан механизм получения субсидии и ОЦП?
- Субсидия на вещание никаким образом не связана с ОЦП. Средства идут на оплату услуг Областного радиотелевизионного передающего центра (ОРТПЦ) и ФГУП «Космическая Связь» (ГПКС) из копейки в копейку. Кроме того субсидия не компенсирует других затрат, которые несет ООО «Стар Плюс Киров» (учредитель телекомпании и СМИ «ТВ 43 Регион») на вещание. А именно - доставку сигнала до ОРТПЦ, оборудование внутри ОРТПЦ, персонал, обслуживающий работу оборудования и т. д. ОЦП - это программа строительства сети передающих устройств в области. Субсидия, исходя из «буквы закона», - возмещение понесенных затрат. То есть сначала мы оплачиваем все сами.
- Расскажите тогда подробнее об этой программе.
- Такие программы существуют практически во всех субъектах РФ, так что Кировская область все это придумала не сама, а основывалась на примере соседних регионов. Напомню, что в 2004 году телевидение из Кирова могли видеть чуть более половины населения области. К примеру, в Вятские Поляны кассеты отправляли на автобусе. Так что жителям области были доступны только 2 телеканала. Правительство области решило исправить ситуацию и построить собственную сеть вещания. Сначала цель была - 100% жителей области должны видеть программы местной телекомпании. Затем в связи со сложностями бюджета и кризисом цифра была уменьшена и сейчас она составляет 75%. Конкретнее можно сказать так: для того, чтобы человек увидел сигнал из областного центра, его (сигнал) надо «поднять» на спутник, затем принять в районе и подать на передатчик, а их в области насчитывается 33. ОЦП и есть строительство этих устройств.
- То есть после принятия ОЦП деньги начали поступать на телеканал?
- Нет. Ни одной копейки из ОЦП «Развитие сети телевещания на 2005-2009 годы» ООО «Стар Плюс Киров» не получало. Программа - это строительство объектов связи (передатчиков, вышек, отвод земли и т. д.). Был проведен конкурс, и его выиграл Областной радиотелевизионный передающий центр (ОРТПЦ), государственная, кстати, компания. Они и занимаются строительством всех объектов. «Стар Плюс Киров» появились в этой программе только в 2006 году. Когда вся программа была под угрозой срыва.
- Что значит срыва?
- В 2005 году, когда началось строительство сети, вопрос о вещателе не был решен. И в связи с изменением федерального законодательства ОРТПЦ не мог проводить разработку частот для программы без компании-вещателя. Есть письмо ОРТПЦ на имя губернатора о «срочном решении вопроса, иначе ОРТПЦ потеряет спутниковый ствол и частотные разрешения». С другой стороны - в тот момент времени просто не существовало никаких обязательств правительства перед вещателем, то есть никаких средств в бюджете на компенсацию затрат вещателя не было предусмотрено. А заключать договор аренды с ФГУП «Космическая Связь» (тоже государственная компания) надо было уже с 1 мая, иначе зарезервированный ресурс отберут и получить его можно будет только в 2008 году. А это 370 тыс. руб. собственных денег ежемесячно. Кроме того необходимо было получать лицензию на вещание в области, что также стоит денег. И вот тут оказалось, что только ООО «СПК» согласилось принять участие в этом проекте. Все остальные ТК города отказались, так как необходимо было тратить собственные средства. Только в том году это составило около 5 млн. рублей.
- А почему все отказались? Ведь на первый взгляд это такие рекламные возможности... то есть возможность заработать на рекламе?
- Вещание в области является заведомо убыточным и никогда никакими рекламными доходами не компенсировать убытки, связанные с затратами на вещание. Общероссийским каналам, в отличие от региональных, федеральный бюджет компенсирует 100% этих затрат в городах с населением менее 200 тыс. человек. А мы вещаем в некоторых районах, где население менее 5 тысяч человек. Возьмем, например, не самый маленький Малмыж и покажем:
- г. Киров - аудитория 650 тыс. человек, затраты на вещание 280 тыс. руб. /месяц;
- г. Малмыж - аудитория 12 тыс. человек, затраты на вещание 380 тыс. руб. /месяц.
- Получается, что телекомпания все это время тратила собственные средства?
- Именно так. Можно начать с начала и примерно сосчитать. К примеру, в 2006 на аренду ствола (спутникового) было потрачено около 3 млн руб. Эти средства не были компенсированы. В ноябре 2006 года к спутнику добавилось уже вещание в области. На оплату услуг ОРТПЦ потрачено собственных средств более 500 тыс. руб. А только за 2006 год - около 4 млн руб. В 2007 ввели новое оборудование, оплата услуг ОРТПЦ составила около 800 тыс. руб. и ГПКС - 370 тыс. руб. в месяц. А к июлю 2007 года - 7 млн. руб. Только после этого был в категорической форме поставлен вопрос о компенсации затрат. Иначе телевещание в области будет прекращено. Впервые компенсация затрат на вещание появилась в 2008 году. Был разработан юридически обоснованный механизм - субсидия. Но только на 10 часов в день. А исходя из концепции «Областной целевой программы» (ОПЦ), лицензию получали на круглосуточный показ. И в 2010 году вещание происходило в круглосуточном режиме, несмотря на то, что субсидия предусматривалась только на 10 часов. Убытки телекомпании (без компенсации) от этого составили около 5 млн рублей.
- Каким образом вы получали субсидии? В обход конкурса?
- Получение субсидии - это не конкурсная процедура. Субсидия носит заявительный характер. То есть подать заявку может любой. Затем комиссия рассматривает заявки и распределяет средства, предусмотренные в бюджете, пропорционально количеству получателей. Таким образом нельзя сказать, что кто-то дал телеканалу субсидию. Мы подавали документы (как это предусмотрено законом) и если удовлетворяли условиям, получали эту субсидию.
- Кто, кроме вас, может претендовать на получение субсидии?
- В настоящее время претендовать на нее может только СПК из-за того, что только у нас в лицензии есть почти все районы области. Следовательно, если кто-то хочет, может получить вещательную лицензию в области и претендовать на эту субсидию.
- От чего зависит размер субсидии?
- Размер субсидии зависит только от стоимости услуг ОРТПЦ и ГПКС. Она увеличивается из-за ввода в эксплуатацию нового оборудования и ежегодного повышения стоимости услуг по трансляции ОРТПЦ. Размер субсидии рассчитывается на основании цен, предоставляемых ОРТПЦ. Например, в 2009 году они увеличились более чем на 15%. Соответственно, департамент информации, получая от ОРТПЦ сведения о планируемом увеличении цен, увеличивает размер субсидии. Кроме того, в 2006 году работали 4 передатчика, в 2007 - 12, а в 2009 уже 33. Это, вполне естественно, привело к увеличению субсидии.
- Также вставал вопрос и об оборудовании и передатчиках. В чем здесь загвоздка?
- Этот вопрос не совсем к нам. Прием оборудования в аренду не является обязанностью ни СПК, ни вообще кого бы то ни было. Если сейчас выставить это оборудование на конкурс, то никто не будет в нем участвовать, так как это еще дополнительные затраты для телекомпании и новые убытки. Другими словами - есть оборудование, которое правительство будет сдавать в аренду (выставит на конкурс). Но взять в аренду никто никого не заставит. Оборудование, на мой взгляд, целесообразнее передавать в аренду ОРТПЦ, так как там эксплуатируют его.
- Но утверждают, что передатчики работают незаконно?
- Все передатчики используются на законных основаниях. На вещание есть лицензия, есть лицензия на частоту, объекты сданы и используются ОРТПЦ для телевизионного вещания. А если идет речь об оборудовании, которое арендует «Стар Плюс Киров»? В то время, когда мы брали оборудование в аренду, не было обязательного конкурса. Этот закон появился значительно позже. Просто тот, кто говорит об этом, путает сроки.
- Что произойдет, если сейчас прекратить субсидировать телевизионное вещание в области?
- Если сейчас это сделать, то будет «похоронено» несколько десятков миллионов рублей бюджетных денег. Все это многомиллионное оборудование не будет работать. Так как никто не будет вещать в области из-за убыточности. Затраты на это в разы превосходят «потенциальные» доходы от рекламы. Еще хочу отметить, что выделение субсидии проверяла Прокуратура области и не нашла нарушения закона.
- Если это убытки и постоянные нападки на телекомпанию, зачем вы это делаете?
- Это социальная ответственность. Мы живем и работаем в нашей области. Мы понимаем, насколько важно телевизионное вещание для жителей области. Есть люди, которые только и говорят о том, что готовы много сделать. Мы не говорим, мы делаем. Впоследствии слышим исключительно упреки от людей, не разбирающихся в данном вопросе. Можно с полной уверенностью сказать, что вещание в области сохранилось благодаря участию в этом проекте в том числе именно телекомпании «43 Регион».
А насчёт телевидения в районах: сполошной триколор и областные новости смотрят лишь когда тарелка глючит
...Хотя... Аполитично рассуждаю - областное и, особенно, "глобальное" ТВ - инструмент прошедших и грядущих PR (точнее, ER)-компаний.