Мосунов: «Стар Плюс» «сигналит» по закону

29 апреля 2010, 03:01 | Евгений Мальцев
Исполнительный директор ООО «Стар Плюс Киров» Александр Мосунов высказал свою точку зрения на результаты «телевизионной» проверки, которую провела КСП.
Исполнительный директор ООО «Стар Плюс Киров» Александр Мосунов.
Исполнительный директор ООО «Стар Плюс Киров» Александр Мосунов.

На прошлой неделе были озвучены результаты проверки Контрольно-счетной палаты Кировской области областной целевой программы (ОЦП) «Развитие сети телевещания на 2005-2009 годы». С интерпретацией результатов проверки, данной некоторыми кировскими СМИ, оказался не согласен исполнительный директор ООО «Стар Плюс Киров» Александр Мосунов:

- Во-первых, необходимо сразу разделить областную целевую программу, по сути своей - строительство передатчиков на территории районов области и субсидию на вещание - оплата услуг связи по трансляции сигнала. Связаны эти два процесса исключительно логически. То есть если бы в 2004 году не задумали строить сеть передатчиков, то и субсидии сегодня не было.

- Каким образом связан механизм получения субсидии и ОЦП?

- Субсидия на вещание никаким образом не связана с ОЦП. Средства идут на оплату услуг Областного радиотелевизионного передающего центра (ОРТПЦ) и ФГУП «Космическая Связь» (ГПКС) из копейки в копейку. Кроме того субсидия не компенсирует других затрат, которые несет ООО «Стар Плюс Киров» (учредитель телекомпании и СМИ «ТВ 43 Регион») на вещание. А именно - доставку сигнала до ОРТПЦ, оборудование внутри ОРТПЦ, персонал, обслуживающий работу оборудования и т. д. ОЦП - это программа строительства сети передающих устройств в области. Субсидия, исходя из «буквы закона», - возмещение понесенных затрат. То есть сначала мы оплачиваем все сами.

- Расскажите тогда подробнее об этой программе.

- Такие программы существуют практически во всех субъектах РФ, так что Кировская область все это придумала не сама, а основывалась на примере соседних регионов. Напомню, что в 2004 году телевидение из Кирова могли видеть чуть более половины населения области. К примеру, в Вятские Поляны кассеты отправляли на автобусе. Так что жителям области были доступны только 2 телеканала. Правительство области решило исправить ситуацию и построить собственную сеть вещания. Сначала цель была - 100% жителей области должны видеть программы местной телекомпании. Затем в связи со сложностями бюджета и кризисом цифра была уменьшена и сейчас она составляет 75%. Конкретнее можно сказать так: для того, чтобы человек увидел сигнал из областного центра, его (сигнал) надо «поднять» на спутник, затем принять в районе и подать на передатчик, а их в области насчитывается 33. ОЦП и есть строительство этих устройств.

- То есть после принятия ОЦП деньги начали поступать на телеканал?

- Нет. Ни одной копейки из ОЦП «Развитие сети телевещания на 2005-2009 годы» ООО «Стар Плюс Киров» не получало. Программа - это строительство объектов связи (передатчиков, вышек, отвод земли и т. д.). Был проведен конкурс, и его выиграл Областной радиотелевизионный передающий центр (ОРТПЦ), государственная, кстати, компания. Они и занимаются строительством всех объектов. «Стар Плюс Киров» появились в этой программе только в 2006 году. Когда вся программа была под угрозой срыва.

- Что значит срыва?

- В 2005 году, когда началось строительство сети, вопрос о вещателе не был решен. И в связи с изменением федерального законодательства ОРТПЦ не мог проводить разработку частот для программы без компании-вещателя. Есть письмо ОРТПЦ на имя губернатора о «срочном решении вопроса, иначе ОРТПЦ потеряет спутниковый ствол и частотные разрешения». С другой стороны - в тот момент времени просто не существовало никаких обязательств правительства перед вещателем, то есть никаких средств в бюджете на компенсацию затрат вещателя не было предусмотрено. А заключать договор аренды с ФГУП «Космическая Связь» (тоже государственная компания) надо было уже с 1 мая, иначе зарезервированный ресурс отберут и получить его можно будет только в 2008 году. А это 370 тыс. руб. собственных денег ежемесячно. Кроме того необходимо было получать лицензию на вещание в области, что также стоит денег. И вот тут оказалось, что только ООО «СПК» согласилось принять участие в этом проекте. Все остальные ТК города отказались, так как необходимо было тратить собственные средства. Только в том году это составило около 5 млн. рублей.

- А почему все отказались? Ведь на первый взгляд это такие рекламные возможности... то есть возможность заработать на рекламе?

- Вещание в области является заведомо убыточным и никогда никакими рекламными доходами не компенсировать убытки, связанные с затратами на вещание. Общероссийским каналам, в отличие от региональных, федеральный бюджет компенсирует 100% этих затрат в городах с населением менее 200 тыс. человек. А мы вещаем в некоторых районах, где население менее 5 тысяч человек. Возьмем, например, не самый маленький Малмыж и покажем:

  • г. Киров - аудитория 650 тыс. человек, затраты на вещание 280 тыс. руб. /месяц;
  • г. Малмыж - аудитория 12 тыс. человек, затраты на вещание 380 тыс. руб. /месяц.

- Получается, что телекомпания все это время тратила собственные средства?

- Именно так. Можно начать с начала и примерно сосчитать. К примеру, в 2006 на аренду ствола (спутникового) было потрачено около 3 млн руб. Эти средства не были компенсированы. В ноябре 2006 года к спутнику добавилось уже вещание в области. На оплату услуг ОРТПЦ потрачено собственных средств более 500 тыс. руб. А только за 2006 год - около 4 млн руб. В 2007 ввели новое оборудование, оплата услуг ОРТПЦ составила около 800 тыс. руб. и ГПКС - 370 тыс. руб. в месяц. А к июлю 2007 года - 7 млн. руб. Только после этого был в категорической форме поставлен вопрос о компенсации затрат. Иначе телевещание в области будет прекращено. Впервые компенсация затрат на вещание появилась в 2008 году. Был разработан юридически обоснованный механизм - субсидия. Но только на 10 часов в день. А исходя из концепции «Областной целевой программы» (ОПЦ), лицензию получали на круглосуточный показ. И в 2010 году вещание происходило в круглосуточном режиме, несмотря на то, что субсидия предусматривалась только на 10 часов. Убытки телекомпании (без компенсации) от этого составили около 5 млн рублей.

- Каким образом вы получали субсидии? В обход конкурса?

- Получение субсидии - это не конкурсная процедура. Субсидия носит заявительный характер. То есть подать заявку может любой. Затем комиссия рассматривает заявки и распределяет средства, предусмотренные в бюджете, пропорционально количеству получателей. Таким образом нельзя сказать, что кто-то дал телеканалу субсидию. Мы подавали документы (как это предусмотрено законом) и если удовлетворяли условиям, получали эту субсидию.

- Кто, кроме вас, может претендовать на получение субсидии?

- В настоящее время претендовать на нее может только СПК из-за того, что только у нас в лицензии есть почти все районы области. Следовательно, если кто-то хочет, может получить вещательную лицензию в области и претендовать на эту субсидию.

- От чего зависит размер субсидии?

- Размер субсидии зависит только от стоимости услуг ОРТПЦ и ГПКС. Она увеличивается из-за ввода в эксплуатацию нового оборудования и ежегодного повышения стоимости услуг по трансляции ОРТПЦ. Размер субсидии рассчитывается на основании цен, предоставляемых ОРТПЦ. Например, в 2009 году они увеличились более чем на 15%. Соответственно, департамент информации, получая от ОРТПЦ сведения о планируемом увеличении цен, увеличивает размер субсидии. Кроме того, в 2006 году работали 4 передатчика, в 2007 - 12, а в 2009 уже 33. Это, вполне естественно, привело к увеличению субсидии.

- Также вставал вопрос и об оборудовании и передатчиках. В чем здесь загвоздка?

- Этот вопрос не совсем к нам. Прием оборудования в аренду не является обязанностью ни СПК, ни вообще кого бы то ни было. Если сейчас выставить это оборудование на конкурс, то никто не будет в нем участвовать, так как это еще дополнительные затраты для телекомпании и новые убытки. Другими словами - есть оборудование, которое правительство будет сдавать в аренду (выставит на конкурс). Но взять в аренду никто никого не заставит. Оборудование, на мой взгляд, целесообразнее передавать в аренду ОРТПЦ, так как там эксплуатируют его.

- Но утверждают, что передатчики работают незаконно?

- Все передатчики используются на законных основаниях. На вещание есть лицензия, есть лицензия на частоту, объекты сданы и используются ОРТПЦ для телевизионного вещания. А если идет речь об оборудовании, которое арендует «Стар Плюс Киров»? В то время, когда мы брали оборудование в аренду, не было обязательного конкурса. Этот закон появился значительно позже. Просто тот, кто говорит об этом, путает сроки.

- Что произойдет, если сейчас прекратить субсидировать телевизионное вещание в области?

- Если сейчас это сделать, то будет «похоронено» несколько десятков миллионов рублей бюджетных денег. Все это многомиллионное оборудование не будет работать. Так как никто не будет вещать в области из-за убыточности. Затраты на это в разы превосходят «потенциальные» доходы от рекламы. Еще хочу отметить, что выделение субсидии проверяла Прокуратура области и не нашла нарушения закона.

- Если это убытки и постоянные нападки на телекомпанию, зачем вы это делаете?

- Это социальная ответственность. Мы живем и работаем в нашей области. Мы понимаем, насколько важно телевизионное вещание для жителей области. Есть люди, которые только и говорят о том, что готовы много сделать. Мы не говорим, мы делаем. Впоследствии слышим исключительно упреки от людей, не разбирающихся в данном вопросе. Можно с полной уверенностью сказать, что вещание в области сохранилось благодаря участию в этом проекте в том числе именно телекомпании «43 Регион».

Комментарии (7)К последнему
Гость_anonimus berezinus | 29 апреля 2010, 08:13 #
Выглядит, как туповатый отмаз... Собрались раз некто А и некто Б да и придумали, как ещё заработать десяток-другой "лямов" под благовидным предлогом... Кто-нибудь поверил в убыточную социальную ответсвенность голобусов?! И плевать, что пользуют на халяву передатчики, которые официально и недостроены даже, плевать, что субсидия незаконна. Косят по дурачков. Которым, как известно, закон, то бишь бюджетный кодекс, не писан. По ним другой кодекс печалится.
А насчёт телевидения в районах: сполошной триколор и областные новости смотрят лишь когда тарелка глючит
Гость_Хм | 29 апреля 2010, 09:42 #
Объектив от мосунова есть. Он в том, что любой другой мог бы этим заниматься, если бы захотел. А для области триколор и да здарвствует власть - то что надо. Иначе зачем запускать областное ТВ?
Гость_anonimus berezinus | 29 апреля 2010, 11:42 #
А круто М загнул про вещание на районы, где население не более 5 тыс. - это где ж такие? Видимо, туго у него со статистикой. Ах, да говорит же: "например, Малмыж". логика здесь, примерно, такая же: все вороны - птицы, например, зайцы.
...Хотя... Аполитично рассуждаю - областное и, особенно, "глобальное" ТВ - инструмент прошедших и грядущих PR (точнее, ER)-компаний.
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала