Свидетели признались, что происходило в кабинете Белых

6 декабря 2017, 18:59 | Репортеръ
В суде по делу экс-губернатора Кировской области допросили еще одного человека, заявившего, что взятку Белых передавали в его кабинете. Бывшая секретарь, однако, уверена, что Судгаймера в правительстве не видела, а незамеченным никто пройти не мог.
Свидетели признались, что происходило в кабинете Белых

В Пресненском суде Москвы продолжают рассматривать дело Никиты Белых. Экс-губернатора обвиняют в получении взяток на общую сумму 600 тыс. евро от бывшего и нынешнего собственников УК «Лесхоз» и НЛК. Деньги якобы требовались за «общее покровительство» предприятиям.

Из показаний Альберта Ларицкого следует, что 200 тыс. евро ушли от него по цепочке Сысолятин - Щерчков - Белых, а о необходимости отблагодарить губернатора ему якобы прямо сказал экс-зампред. Никита Юрьевич, в свою очередь, полагает: если у ныне осужденного предпринимателя и просили деньги, то инициатива могла исходить только от самого Сергея Щерчкова.

По версии Юрия Судгаймера (его допрос еще не окончен), от него деньги оба раза требовал лично Белых. «Он мне сказал... Не знаю, как это формулировать... Он сказал, что есть «такса» в 200 тыс. евро, которую предприятие должно платить правительству, и что она была установлена еще во времена Ларицкого», - рассказал предприниматель на суде о взятке 2014 года. В 2016 году деньги нужны были «на избирательную кампанию». «Все отлично понимали, что это просто обыкновенная взятка за то, что он губернатор. Какие выборы? О чем там разговор? По поводу благоустройства они вообще никогда не стеснялись: были официальные просьбы. А деньги наличными, в евро? Ну, я не знаю...» - заключил тогда Судгаймер.

Долги на миллионы

В самом начале заседания 6 декабря Никита Белых заявил ходатайство о допуске его жены в качестве защитника. Екатерина рассказывала о подготовке к этому, когда приезжала в Киров, однако суд решил иначе: из-за того, что девушку допрашивали в качестве свидетеля, ходатайство отклонили.

Первым свидетелем в этот день стал бывший директор ООО «УК «Лесхоз» Дмитрий Николаевич Рыжков (с июля 2017 года руководителем, согласно ЕГРЮЛ, значится Андрей Марцинкевич). Рыжков изначально работал в немецкой компании, которая контролировала «Лесхоз», через год она стал замдиректора, потом - директором ООО. На новой должности ему предстояло разобраться в сути инвестпроекта «Лесхоза» и понять состояние предприятия.

Работая, Дмитрий Николаевич обнаружил значительные долги по сельхозработам. Как передает из зала суда «Медиазона», задолженность УК «Лесхоз» исчислялась не в сотнях тысяч, а в миллионах рублей.

Разобрались с этим - вскрылось отставание в инвестициях. Еще в начале 2013 года в рамках инвестпроекта должны были внести 375,6 млн рублей, однако по данным на август имелось только 100 млн. Свидетель отметил: деньги вносил не прежний собственник (Ларицкий), а Судгаймер (предприятие, сказал Рыжков, использовало в качестве инвестиций собственные средства).

Обойдемся без жилья

Свидетель рассказал в суде, что в тот момент главным пунктом инвестпроекта было строительство малоэтажных домов. Туда по госпрограмме должны были въезжать малоимущие семьи, но в Кировской области проект шел плохо - спрос на такое жилье был практически нулевым.

Вместе с Судгаймером они решили, что данный пункт проекта надо заменить. Вместо него предложили производство полимер- и термостабилизированной древесины. В декабре 2013, вспоминает Рыжков, они подали заявку в правительство, в феврале 2014 им отказали: мол, этот пункт не соответствует планам развития лесной отрасли в регионе.

По словам Дмитрия Николаевича, отказ озвучили на совещании в правительстве, где он лично не присутствовал. Если бы инвестпроект признали невыполненным и завершили, как того требовала прокуратура в 2014 году, УК «Лесхоз» пришлось бы выплачивать огромные штрафы (речь шла, утверждает Рыжков, о 160 млн рублей).

В дальнейшем прокурор огласила протоколы предыдущих допросов - в одном из них со слов Рыжкова приведено, что на том на совещании правительство рекомендовало внести изменения в инвестпроект «Лесхоза».

Заседание правительства Кировской области. Ноябрь 2014 года
Заседание правительства Кировской области. Ноябрь 2014 года

После этого Никита Белых поинтересовался, почему во время допроса свидетель утверждал, что сказал Судгаймеру, что вопрос стоял об исключении проекта из числа приоритетных. Рыжков в ответ заявил: он пришел к такому выводу, потому что правительство не устроил главный пункт инвестпроекта о строительстве малоэтажных домов.

Как передавали взятку

На позапрошлом заседании помощник Судгаймера бизнесмен Андрей Якубук заявил, что взятку передавали в кабинете Белых. Из его ответов следует, что первые 200 тыс. евро на избирательную кампанию губернатор якобы попросил у предпринимателя в конце весны 2014. После этого «претензии массово не прекратились, но, во всяком случае, вопрос о прекращении инвестпроектов с повестки дня был снят, и мы получили возможность внести изменения в инвестпроекты». Он пришел к такому выводу, так как «появилось время, прессинг стал гораздо меньше, это позволило более детально изучить инвестпроекты и выбрать правильное направление».

Чтобы решить проблемы с согласованием инвестпроекта, Рыжков также дошел до губернатора. Как указывает «Медиазона», Судгаймер прилетел на встречу с Белых в мае 2014 года. Рыжков, Судгаймер и директор НЛК Романюк приехали на служебной машине в правительство. Сначала к экс-губернатору пригласили немецкого предпринимателя, у которого с собой был портфель. Через 15-20 минут позвали Романюка, потом и Рыжкова.

В кабинете Белых Судгаймер попросил Рыжкова перечислить проблемы УК «Лесхоз». Когда они вернулись в машину, Юрий Александрович будто бы сказал: «Договоренность достигнута, друг друга мы поняли, все передали».

- Что передали? - уточнил прокурор.

- Я думаю, что деньги.

- Но он не назвал их деньгами?

- Но я уверен, что это деньги, - ответил Рыжков.

«Насколько мне известно, Судгаймер переговорил с Белых, после чего тот не стал расторгать договора аренды», - объяснил свидетель. О том, что такой разговор состоялся, Рыжков узнал, как он предполагает, от Судгаймера. 

После той встречи, оценил свидетель, «правительство пошло на диалог». В конце 2014 (то есть спустя полгода, если считать по его показаниям) прошло совещание, где Белых дал рекомендации по внесению в проект изменений, которые будут соответствовать видению Кировской области.

После той встречи, оценил свидетель, «правительство пошло на диалог». В конце 2014 (то есть спустя полгода, если считать по его показаниям) прошло совещание, где Белых дал рекомендации по внесению в проект изменений, которые будут соответствовать видению Кировской области.

Когда очередь задавать вопросы перешла к подсудимому, тот традиционно уточнил, в чем именно выражалось улучшение отношений с правительством. Рыжков расценил так: стало меньше штрафов, запросов, рутинной работы, плюс правительство само стало предлагать изменения. Отдельно он уточнил, что обсуждение инвестпроектов шло с ноября 2014 года по февраль 2015 года, но за это время правительство не давало отрицательных заключений.

Отвечая на вопросы судьи, свидетель пояснил: угроза исключения проекта УК «Лесхоз» из списка приоритетных была всегда, «вплоть до момента, пока я не уволился», потому что «инвестпроект не исполнялся, и фактически его условия нарушались».

Как Белых с предпринимателями встречался

После Рыжкова в качестве свидетеля допросили бывшего секретаря Никиты Белых. Сейчас Надежда Вячеславовна Кудрявцева работает консультантом в отделе обращений граждан администрации правительства Кировской области.

Охарактеризовать экс-губернатора женщина может «только с положительной стороны»: «Компетентный, грамотный, думающий. Ничего плохого сказать не могу». По ее словам, официально серый дом работал с 9 до 18, но Белых приходил на работу в 8 утра и уходил очень поздно, работая по 12 и больше часов.

Она рассказала, что во время командировок в Москву Белых всегда останавливался в отеле Marriott Courtyard - между ним и правительством области был заключен договор.

Как часто Белых посещал Ларицкий, она вспомнить не может, уточняя: «Не думаю, что часто». Судгаймера же не видела в правительстве вообще. После этого ее начали спрашивать, как, кто и когда мог попасть к Никите Юрьевичу незаметно для секретарей - все-таки уже два человека утверждают, что взятку от Судгаймера передавали в кабинете экс-главы региона.

«График [у Белых] был очень плотный, то есть такого, чтобы кто-то протиснулся между встречами и совещаниями, не могло случиться. Если только кто-то из его заместителей», - заявила Кудрявцева.

Когда с Белых хотели встретиться руководители предприятий, они договаривались заранее, в конце каждого дня секретарь докладывала о желающих. Отказов со стороны экс-губернатора, по ее словам, почти не было.

Адвокат Белых Андрей Грохотов уточнил у Надежды Вячеславовны, кто оставался по окончании рабочего времени. Как оказалось, все: и помощник, и секретари. «То есть ситуация, что после 18 часов посетитель приходит, а в помещении только Никита Юрьевич, невозможна?» - заключил защитник. «Нет, - подтвердила женщина, - кто-то обязательно встретится по пути». В дальнейшем она добавила, что, конечно, у секретарей был обед (48 минут по графику), плюс случалось, что она отлучалась по личным нуждам.

«Вы не помните, как я обедал и сколько на это времени тратил?» - обратился к бывшей подчиненной Никита Юрьевич. «Можно сказать, что не обедали совсем, чтобы время не тратить», - откликнулась та. «Что Вы можете сказать о состоянии моего здоровья, вызывал ли я врачей?» - продолжил Белых. Как и Алексей Вершинин, Кудрявцева подтвердила: «Проблемы со здоровьем были, [Вы] наблюдались у врача-эндокринолога, и у некоторых других. Ежедневно принимались лекарства, измерялся уровень сахара». Врачи, добавила женщина, вызывались в правительство: «Я так понимаю, были проблемы с повышенным артериальным давлением и повышенным уровнем сахара».

Кто подтвердит провокацию

Когда Кудрявцеву отпустили, заявил ходатайство об истребовании документов оперативного учета. В ходатайстве, передает «Медиазона», говорится, что Андрей Якубук рассказывал в суде об оперативно-розыскном мероприятии «Наблюдение» и что это не совпадает со словами Судгаймера о том, что в органы он обратился самостоятельно и только в начале июня 2016.

«Возникает вопрос, что за мероприятия проводились в апреле 2013 года, то есть до того, как было озвучено даже требование о взятке (Судгаймер называл 2014 год при допросе - прим.), - заявил в суде адвокат. - Это укладывается в версию Никиты Юрьевича о том, что был оговор».

Судья ходатайство приобщила, но рассмотрят его на следующем заседании (8 декабря). Также было удовлетворено ходатайство о приобщении статьи «Новой газеты» «Чтобы решить вопрос, нажмите «решетку». В ней речь, указал Грохотов, приведены все даты обращения Судгаймера в органы и его же подтверждения всей схемы.

Читайте по теме Дело Никиты Белых
Дело «КРИКа»: представитель потерпевшего не смог ответить на большинство вопросов
Суд не стал прекращать преследование Белых по 285-й статье
Прокурор предложил прекратить преследование Белых по одной из статей
Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ