Экс-директор НЛК рассказал, как передавал взятку Белых

8 декабря 2017, 18:30 | Репортеръ
8 декабря в Пресненском суде Москвы по видеосвязи допросили Владимира Сысолятина. Он рассказал, как умер «Кировлес», почему деньги Ларицкого шли именно Белых и при чем здесь Сергей Солодовников.
Владимир Сысолятин и Никита Белых
Владимир Сысолятин и Никита Белых

В деле экс-губернатора Кировской области Владимир Сысолятин проходит как человек, через которого в 2014 году Никите Белых передали первые 200 тыс. евро. Деньги якобы отдавал Альберт Ларицкий, через Сысолятина они ушли Щерчкову, а оттуда к экс-главе региона.

Владимир Сысолятин перед постом директора НЛК прошел через должности главы «Вяткалесинвеста», членство в Совфеде от Кировской области, должность зампреда и несколько энергетических компаний. Сейчас он работает консультантом в коммерческой фирме.

Гендиректором НЛК он был с 2008 по 2013 год, занимаясь там подготовкой проекта по производству плит OSB. Мы должны напомнить, что в 2014 году Сысолятина обвиняли в реализации преступной схемы при покупке оборудования для нужд предприятия.

Согласно версии обвинения, используя преступную схему, гендиректор НЛК Владимир Сысолятин и его заместитель Наталия Фукалова приобрели оборудование через несколько фирм-прокладок, в результате чего его стоимость была увеличена в разы, а сами руководители затем получили налоговый вычет из бюджета в размере 38 млн рублей. Станки у Челябинского ЗАО «Промплита» были куплены компанией ООО «Городское озеленение и благоустройство», после чего проданы ООО «Зерно К» (изначально входило в систему «Зерностандарт»), а затем их по частям купили ООО «Дубровская МТО» и ООО «Кильмезьлес МТО», афилированные НЛК. Конечным приобретателем стал лыжный комбинат.

Владимир Сысолятин на допросе в Первомайском суде Кирова отмечал, что указанные фирмы поставляли оборудование не по его указанию, а по решению собственника НЛК Альберта Ларицкого. Также влючение в схему контрагентов было требованием банка, который выдавал кредит. «Предприятия, входящие в цепочку, не были подконтрольны ни мне, ни [Наталье] Фукаловой. Мы не имеем к ним никакого отношения. Собственником МТО являлся доверенное лицо Ларицкого - Денис Тактаев», - говорил он.

Мертворожденный бизнес

Как следует из трансляции «Медиазоны», Сысолятин попал в КОГУП «Кировлес» в 2010 году по просьбам сначала Ларицкого, потом и лично Никиты Белых. Он долго отказывался - не разбирался в профиле предприятия, - но в итоге согласился. «По сути, попросили провести внутренний аудит», - рассказал свидетель.

Через две недели Владимир Петрович понял, что «данное предприятие в принципе уже банкрот». В «Кировлесе» было занято 2,5 тыс. человек, и нужна была либо финансовая поддержка, либо реорганизация.

«... я задержался на данном предприятии, продолжал его изучать и предложил правительству сделать на базе КОГУП другое юрлицо, людей перевести в новое предприятие, которое будет наделено участками леса, - вспоминал Сысолятин. - Вопрос в том, что люди на данном предприятии были заняты только весной, летом и частично осенью. Зимой им было делать нечего - и эти 2,5 тысячи людей просто ходили на работу, так как леса закрепленного за всеми подразделениями не было».

Никита Юрьевич в дальнейшем спросил у свидетеля, в чем была причина проблем с «Кировлесом». Тот из Кирова ответил: изначально у КОГУП было так много закрепленного леса, что участки не успевали осваивать. За аренду (180 рублей за кубометр, а в аренде находилось 2,5 млн кубов) и иные выплаты предприятие задолжало сотни миллионов рублей. Договоры аренды с «Кировлесом» расторгались - к приходу Сысолятина участков уже не было.

Он заявил в суде, что за год они просто проели 120 млн, к тому же руководство при этом брало в банке кредит и выписывало себе премию 40 млн рублей. В итоге прибыль осталась только на бумаге.

Из останков «Кировлеса» Сысолятин предлагал создать другое предприятие, где за каждым подразделением закреплялись бы свои участки. Так появился УК «Лесхоз», и в него, утверждал свидетель, «Ларицкий не вложил ни рубля».

Сысолятин несколько раз обращался в правительство, указывая, что проект проваливается и Ларицкий ничего не делает. Однажды он был на приеме и у Белых, говоря, что ситуация его «очень напрягает»: директора уходили из предприятия, которое «медленно умирало».

Без поддержки Белых не вышло бы

В 2009 году Ларицкий и Белых познакомились в Москве, помнит свидетель: «Ларицкий был очень доволен, что у него установились хорошие отношения с Белых и что данные проекты будут продвигаться значительно быстрее, так как он имеет возможность договариваться с Никитой Юрьевичем».

Эту связь он не раз использовал, полагает Сысолятин. Инвестпроект шел не так просто, департамент лесного хозяйства не горел желанием отдавать участки, выбранные Ларицким. «Согласование бы проходило значительно дольше, если бы не было Никиты Юрьевича, Сергея Шерчкова. Ларицкий, каждый раз приезжая, решал с ними свои вопросы», - указал Владимир Петрович.

Эту мысль он повторил на суде неоднократно, подтвердив после вопроса прокурора еще раз: встречи Ларицкого и Белых всегда благоприятно влияли на согласование вопросов по инвестиционному проекту.

По словам Сысолятина, Ларицкий расписывал огромные проекты, получал лесосеку, которую потом просто продавал, и получал кредиты, которые потом частично выводил. «Именно так он работал», - заявил свидетель, перечислив предприятия, где произошла та же история. Без поддержки Белых, уверен он, этого быть никак не могло.

Экс-директор НЛК добавил: Ларицкий хвастался, что может «порешать любой вопрос в Кировской области» и пытался взять под свой контроль еще несколько компаний региона. «У меня было впечатление, что в 2012-2013 году он голову потерял совсем!» - заявил он, припомнив: проект НЛК был не завершен, а проект «Лесхоза» не выполнялся вообще, и еще в 2012 году «без поддержки губернатора его бы просто исключили из числа приоритетных».

Как передавали взятку

«Когда появилась информация, что Белых задержан за получение взятки, я живо вспомнил этот случай, - цитирует Сысолятина «Медиазона». - Узнав, что у нас в Кирове работает следственная группа из Москвы, я в августе 2016 года добровольно написал заявление в СК Кировской области о том, что участвовал в передаче взятки от Ларицкого через Щерчкова Никите Юрьевичу Белых».

Это было весной 2012 года. Ларицкий приехал в офис НЛК на улице Труда. Через 10 минут он сказал, что ему надо срочно вылетать в Москву «и попросил меня передать, как он выразился, «котлету» (взятку - прим.), и передал пакет». Внутри пакета были деньги, четыре пачки по сто купюр номиналом по 500 евро, всего 200 тыс. евро.

«Он выразился, что там его благодарность за передачу лесных участков НЛК и «Кировлесу», - пояснил в суде Сысолятин. С Щерчковым они встретились в машине последнего перед зданием правительства Кировской области.

Сидя на переднем сиденье, Владимир Петрович передал Щерчкову пакет: «Вот, Ларицкий передает губернатору пакет», - он машинально глянул, увидел, ничего не сказал и взял этот пакет». Свидетель уверен: Ларицкий четко сказал, что это надо передать Щерчкову для Белых, что это его благодарность. «Ну не Щерчкову же он это заносил!» - заявил экс-директор НЛК.

Дальнейшей судьбой этих денег Сысолятин не интересовался: «Когда Ларицкий пытался брать деньги [Нововятского лыжного] комбината, я сопротивлялся. А здесь это были его личные деньги, хочет передать - пусть передает. Взятка так взятка. Такой случай был».

Ничего шокирующего в передаче денег Сысолятин не видел: «Тогда так часто Ларицкий рассказывал, как он тут «котлету» занес, там «котлету» занес - мы все привыкли. Это не были деньги комбината, мне было глубоко наплевать на них. К тому же он был мой работодатель. Я тогда не задумывался вообще, что это взятка. Создавалось впечатление, что у них договоренность уже была и я должен ее только исполнить. До этого Ларицкий проговаривался такими вещами, что «надо бы их отблагодарить», но поскольку он жадный был человек, процесс, видимо, затянулся сильно. Но это мое мнение».

Средств НЛК Сысолятин жалел. Он рассказал, как по требованию Ларицкого с комбината перевели 800 тыс. рублей на спонсорскую помощь на спортивные мероприятия, «несмотря на тяжелое положение комбината».

За что ушли Сысолятина

Никита Юрьевич, получив возможность задавать вопросы свидетелю, поговорил с ним об инвестпроектах. Их рассуждения прервала судья, заметив, что они все-таки не на профильном совещании.

Сысолятин рассказал, что по инвестпроекту НЛК был оформлен патронажный сертификат губернатора Кировской области. «Он был оформлен 5 июля 2010 года, что означало поддержку правительством этого проекта, - пояснил он. - Там были определенные налоговые льготы, связанные с налогом на имущества и частичная компенсация процентных ставок по взятым кредитам».

Из НЛК его уволили по «инициативе работодателя». «Более того, никакой просьбы уволить меня по состоянию здоровья нет. Меня и уволили-то незаконно. Я прекрасно знаю, кто просил уволить меня и бухгалтера. Уволили меня и финансового директора», - заявил Сысолятин.

Сергей Солодовников
Сергей Солодовников

«А кто просил?» - уточнили у него. «Господин Солодовников. Начальник УВД по Кировской области на тот период», - ответил он. По поводу заведенного на него уголовного дела он отметил: «Сначала мы получили оправдательный приговор, который по формальным признакам и по просьбе известного человека был отменен».

Владимир Сысолятин и Наталья Фукалова. Суд по делу НЛК, 2014 год
Владимир Сысолятин и Наталья Фукалова. Суд по делу НЛК, 2014 год

Сейчас дело НЛК все еще тянется, сказал он, заметив: Ларицкого все-таки привлекли. «Да мне он (Ларицкий - прим.) как-то вот совершенно безразличен, - заявил он в ответ Белых. Я надеюсь, жизнь расставит все на свои места. Ну собственно он и в СИЗО».

Читайте по теме Дело Никиты Белых
Дело «КРИКа»: представитель потерпевшего не смог ответить на большинство вопросов
Суд не стал прекращать преследование Белых по 285-й статье
Прокурор предложил прекратить преследование Белых по одной из статей
Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ