Главный свидетель защиты на год забыл о деньгах Белых

8 декабря 2017, 15:49 | Репортеръ
Алексей Пыхтеев дал показания в Пресненском суде Москвы. Защита Никиты Белых утверждала, что его слова изменят взгляд на арест и версию о взятке. Но в них очень много странного.
12 июня 2016 года. Никита Белых отметил День города спортивно, сдавая нормы ГТО на Театральной площади
12 июня 2016 года. Никита Белых отметил День города спортивно, сдавая нормы ГТО на Театральной площади Фото: Андрей Котельников

Алексея Юрьевича Пыхтеева по делу Никиты Белых допрашивают вне очереди (впереди еще свидетели обвинения, в том числе Владимир Сысолятин), так как его заболевание требует госпитализации.

Пыхтеев - свидетель защиты и, возможно, главная ее надежда. 20 июня 2017 года адвокат Андрей Грохотов сообщил о человеке, показания которого якобы меняют взгляд на произошедшее при аресте Белых. Прозвучала фамилия Пыхтеев - этот человек, «знакомый Белых», которому тот «поручил зачислить полученные от бизнесмена Юрия Судгаймера деньги на расчетный счет, с которого они бы расходовались на нужды города».

Грохотова тогда цитировало «Эхо Москвы»: «Свидетель по фамилии Пыхтеев является давним знакомым Белых. В июне 2016 года он по поручению экс-губернатора перечислил 50 тыс. евро (те самые, от Татьяны Катанкиной - прим.) на счет «Российского военно-исторического общества». Документы, подтверждающие исполнение этого поручения, мы сегодня приобщили».

По словам адвоката, это «могут быть те деньги, которые, собственно, следствие считает взяткой. На самом деле это деньги, которые определенным образом были направлены. И где они оказались, можно проверить, установить, что это военно-историческое общество Кировской области».

Как уточняла НСН, Пыхтеев подтвердил, что по поручению Никиты Белых в июне 2016 года перевел 50 тыс. евро из 200 в военно-историческое общество. Таким образом, защита, видимо, вела к тому, что 150 тыс. евро, с которыми взяли Белых в Москве, являются второй частью денег, предназначенных для Кирова.

Связь с Белых

Первым делом Грохотов попросил Алексея Юрьевича рассказать о знакомстве с экс-губернатором Кировской области и охарактеризовать его.

«С Никитой Юрьевичем мы познакомились где-то в конце 199-х, можно сказать, заочно. Более плотно стали общаться с весны 2001 года, когда он просил меня помочь в избирательной кампании», - передает слова Пыхтеева «Медиазона», уточняя: речь идет о выборах в пермскую думу.

В дальнейшем Белых пригласил его на работу помощником, после они стали поддерживать дружеские отношения. Общих бизнес-интересов, по словам свидетеля, у них сейчас нет. По данным kartoteka.ru, Пыхтеев является учредителем 17 юрлиц и директором ООО «Газета» и «С-Медиа» (красный «Вятский наблюдатель»), а также ООО «Бизнес-контакт» (фирма в свою очередь учредила 50 ЮЛ).

«Никита Юрьевич настойчивый человек, - описал экс-губернатора Пыхтеев по просьбе адвоката. - При всех своих болячках всегда старался заниматься спортом. С его больными коленями играть в теннис - это чего-то стоит. Я знаю про его операцию на глаза, диабет, гипертонию. Много раз Никите Юрьевичу говорил, что с таким графиком работы, он себя загонит».

«Никита Юрьевич очень аскетичный человек, я никогда не замечал за ним рвения и тягу к дорогим вещам. Более того, иногда по этому поводу я проходился, что первое лицо всегда должно выглядеть с иголочки, - продолжал свидетель. - Он отдыхал максимум в выходные, три дня, четыре - это было крайне редко. Он селился в бюджетных гостиницах, передвигался экономом. Что еще скажешь?»

Как руководитель Белых, отметил Пыхтеев, «всегда вызывал у меня уважение»: «Я всегда старался быть даже чем-то похожим на него. Когда мы познакомились, я еще учился, а Никита Юрьевич уже возглавлял довольно крупную коммерческую фирму. Порядочный, честный, добрый, профессиональный».

Отвечая на вопрос прокурора, Пыхтеев подтвердил, что Белых остается ему товарищем и другом и что он переживает за его судьбу.

Куда ушли 50 млн

Пыхтеева называли управляющим пермскими активами Белых, однако на суде свидетель заявил, что он не «обозначал себя человеком, который занимается финансовыми делами Белых», равно как и доверенным лицом экс-губернатора. Тем не менее просьбы денежного характера от Никиты Юрьевича Пыхтееву поступали.

«[Когда] Никита Юрьевич сказал, что он переходит на работу в Кировскую область, <...> в результате продажи активов у него появились свободные денежные средства, порядка 70 млн рублей, что он переживает и боится, что эти деньги будут потрачены, - объяснил в суде Алексей Юрьевич. - Знаю еще со времен, когда мы работали в Заксобрании, когда Никита Юрьевич постоянно тратил деньги на помощь - приходили какие-то люди просили помощь, поддержать их - он предложил мне хранить эти деньги с просьбой, что я из них буду оплачивать содержание его детей и расходы его сына Юры, давать средства на какие-то проекты». По словам Пыхтеева, для него «это было интересно, потому что после кризиса 2008 года было сложно кредитоваться».

В число его обязанностей входила передача супруге (Элле Белых) около 200-250 тыс. в месяц на обучение старшего сына (выходило порядка 2,5 млн в год). «Сумма постоянно менялась и платилась в зависимости от выставления счетов. Периодически Никита Юрьевич просил меня, когда я ехал в Киров, привозить какие-то суммы. На что, он мне не пояснял. Пару раз я слышал, что он их использовал на благотворительные проекты. Знаю, что были ежегодные закупки подарков для детей на Новый год. Закупался спортивный инвентарь. Закупался тренажер для спортсменов», - перечислял свидетель.

В период с 2008 по середину 2016 года из средств Белых было израсходовано порядка 50 млн рублей.

Как передавали деньги...

В конце мая - начале июля «Никита Юрьевич, как всегда, пригласил меня на день рождения в Киров». Пыхтеева из гостиницы забрала машина, на праздник в резиденцию он прибыл одним из первых.

«Часть гостей была на улице, часть в здании. В столовой были накрыты столы. Я вручил Никите Юрьевичу подарок - привез картину, которую нарисовала наша общая знакомая. В какой-то момент Никита Юрьевич попросил отойти переговорить с ним», - вспоминал свидетель.

«Он сказал, что у него есть просьба, что нужно перечислить 200 тыс. евро в эквиваленте в рублях в кировское Военно-историческое общество, что он мне сейчас передаст 50 тыс. По поводу оставшейся суммы он уточнил у меня, когда я планирую приехать в Киров еще раз, - рассказал Алексей Юрьевич. - Я сказал, что в течение недели я точно приеду по делам. Собственно, мы зашли в дом, я замешкался на входе, мы прошли в кабинет Никиты Юрьевича, он передал мне конверт. Конверт был открыт, в нем находились деньги в евро номиналом по 500».

Свидетелей этого разговора, по его словам, не было, а полученные деньги он пересчитал только по пути в Пермь. Там, утверждает Пыхтеев, он положил их в сейф на работе и забыл о них в ожидании второй части суммы.

... и как их переводили на благотворительность

«Потом произошла непонятная для меня ситуация с задержанием Никиты Юрьевича. Я пребывал в шоке, потому что, зная его, я такого представить себе не мог. Мы знакомы большое количество лет, и я даже подумать не мог... Для меня это нонсенс и шок. Я думал, что эта ситуация разрешится, что случилась какая-то нелепая ошибка», - заявил Пыхтеев.

После этого история становится куда более интересной. Главный свидетель защиты заявил, что вообще забыл про те 50 тыс. евро. «Где-то в конце мая 2017 я проводил ревизию своих финансов, подводил промежуточные итоги и вспомнил про эти деньги. Как поступить, я опять же не знал, потому что уточнить у Никиты Юрьевича я не мог никаким образом, не понимал, имеет смысл их перечислять или не имеет. В итоге решил все же просьбу исполнить», - пояснил Пыхтеев.

«Я связался с адвокатами Никиты Юрьевича, - цитирует свидетеля «Медиазона», - сказал, что у меня для них есть некая информация, которую я хотел бы сообщить. 19 июня 2017 года я прилетел в Москву по своим делам. У меня была с утра встреча в районе Павелецкого вокзала, там же после этой встречи я зашел в отделение Сбербанка, зашел в кассу, конвертировал по текущему курсу эти средства, 50 тыс. евро. И попросил там же их отправить в качестве пожертвования в кировское Военно-историческое общество».

По словам Пыхтеева, когда об этой ситуацию рассказали Никите Юрьевичу, тот «был очень в недоумении, что я только сейчас исполнил его просьбу».

Гособвинители тоже были в недоумении. «Я все-таки не очень поняла, почему Вы обратились с перечислением денежных средств только через год после того, как деньги вам были переданы?» уточнила прокурор: мол, в СМИ позиция Белых о деньгах для благотворительности передавалась не раз.

Алексей Пыхтеев в ответ повторил, что был в шоковом состоянии и не знал, что эти деньги могут относиться к делу. «А что же Вас подвигло в июне 2017 года на этот поступок? - настаивала прокурор. - Вам же передали деньги на благотворительность, почему Вы их держали у себя?» Ответ был таким: так как у Пыхтеева была лишь часть перевода, а проконсультироваться с Белых он не мог, то «вскоре позабыл об этой просьбе».

Вообще гособвинение отнеслось к показаниям Пыхтеева критически: так, они назвали «счастливой случайностью» тот факт, что между Сбербанком и офисом адвокатов [Белых] расстояние в семь минут пешком.

У самого Никиты Юрьевича прокурор поинтересовалась, почему на следствии тот не говорил о деньгах, переданных Пыхтееву: «Это же деньги на благотворительность, и тоже от Судгаймера». Подсудимый ответил, что тогда считал эти деньги переданными, но когда он узнал, что они были переведены только летом 2017 года, просил следователя допросить его вновь. Однако ему отказали, заявил экс-губернатор: «В том числе была направлена жалоба в прокуратуру».

«А Вам известно, почему сам Белых не перевел пожертвования?» - спросили у свидетеля напоследок. «Насколько я знаю, губернатор не может», - сказал тот. «Делать пожертвования? - уточнила прокурор. - [Белых же] вовсю делал пожертвования».

На кого давили

На заседании суда Пыхтеев упомянул, что в конце лета или в начале осени ему позвонил Сергей Щерчков. «[Он] спросил, не планирую ли я в ближайшее время быть в Кирове. Я уточнил, в связи с чем вопрос. Он сказал, что человек из ФСБ, который курировал правительство, хотел бы со мной встретиться. Для меня это было очень странно. Он назвал фамилию, это был Антон Бабкин», - сказал свидетель.

Пыхтеев, в принципе, был согласен на встречу, но собирался на нее с адвокатом. После этого он перезвонил Щерчкову, но тот сказал, что его «неправильно поняли». «Сказал, что не надо никакого адвоката, это будет просто «разговор за чаем на троих», - заявил Алексей Юрьевич, отказавшись от встречи в таком формате.

Читайте по теме Дело Никиты Белых
Дело «КРИКа»: представитель потерпевшего не смог ответить на большинство вопросов
Суд не стал прекращать преследование Белых по 285-й статье
Прокурор предложил прекратить преследование Белых по одной из статей
Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ