Свидетель рассказал, как силовики вышли на Белых

12 января 2018, 17:58 | Репортеръ
Еще одним свидетелем защиты стал журналист «Новой газеты». Работая над статьей, героем которой в том числе был Юрий Судгаймер, он узнал о роли сотрудников ФСБ в деле экс-губернатора Кировской области. Самое интересное: деньги для Белых Судгаймера вообще не волновали – перед ним стоял вопрос возвращения 10 млн долларов, которые забрали у него обманом.
Свидетель рассказал, как силовики вышли на Белых

Журналист Андрей Сухотин написал статью «Чтобы решить вопрос, нажмите «решетку». По ходатайству защиты ее текст суд приобщил к материалам дела. Статья посвящена погибшему в СИЗО топ-менеджеру Роскосмоса Владимиру Евдокимову и (предположительно) связанному с этим Дионисию Золотову - он же Денис Тумаркин, чье имя регулярно всплывает на заседаниях по делу Никиты Белых.

Тумаркин-Золотов в деле экс-губернатора фигурирует как лицо, при участии которого Юрий Судгаймер лишился 10 млн долларов. Спецкор Сухотин общался с предпринимателем, работая над историей Евдокимова. Так и вскрылись подробности его взаимоотношений с Белых.

Если пересказывать максимально коротко, то ситуация выглядит так. Судгаймер, желая засадить Ларицкого (тот не возвращал деньги за НЛК), доверился «в прошлом адвокату» Денису Тумаркину и оперативнику УВД по ЗАО Москвы Грунтову. Параллельно Тумаркин договорился с Ларицким раскрутить поведение Судгаймера на напоминающее вымогательство.

Провокация состоялась, Судгаймер, Тумаркин (как представитель предпринимателя) и Андрей Якубук были задержаны по подозрению в вымогательстве. Тумаркина быстро отпустили, после освобождения остальных он напугал их уголовным преследованием и «помог скрыться» из РФ. Потом и вовсе заявил, что на них заведено уголовное дело. Его, конечно же, можно было закрыть, цена вопроса - 10 млн долларов.

Судгаймер деньги перевел, и только потом Якубук понял, как грандиозно их развели - никакого дела никто не открывал. Пытаясь добиться наказания теперь уже и для Тумаркина и его коллеги-оперативника, предприниматель сошелся с сотрудником ФСБ, а потом - с начальником (теперь уже бывшим) УСБ ФСБ Иваном Ткачевым.

В ходе бесед про то, как можно вернуть его деньги, Судгаймер коснулся Никиты Белых. Любопытно, в каком ключе: из слов предпринимателя якобы следует, что эти самые 200 тыс. евро для губернатора для него ничего не значили - в приоритете был вопрос с 10 млн долларов.

Ткачев заинтересовался и будто бы спросил, взял бы Белых деньги, если бы Судгаймер передал ему их. Тот ответил утвердительно, остальная часть истории известна всем.

Номинал Белых

Теперь с деталями, приведенными в трансляции Медиазоны из Пресненского суда, где Андрея Сухотина допросили как свидетеля защиты. Журналист уточнил, что информация получена им от самого Судгаймера, который утвердил свои комментарии в статье.

Итак, уже известно, что Ларицкий и Судгаймер серьезно поссорились - первый не отдавал долги (около 40 млн долларов), второй узнал о предбанкротном состоянии только что купленных предприятий. Особенно неприятно Судгаймеру было то, что Ларицкий рассказывал ему о выгодном инвестпроекте с поддержкой властей, а привез на практически разоренный завод.

НЛК, 2017
НЛК, 2017

Позже Юрий Александрович обнаружил, что долги НЛК превышают суммы, выданные им как займы. Выясняя, откуда такая задолженность, он пришел к выводу, что основные средства НЛК выводили на счета российских и иностранных компаний по подложным документам.

Перед обращением в органы предприниматель пошел к губернатору, однако тот влезать не стал, сказав, что это их с Ларицким корпоративный конфликт. «Важная вещь, которая сидит глубоко в Судгаймере: он не отделял Ларицкого от Никиты Белых. Он считал Ларицкого номиналом Никиты Юрьевича, - пояснил в суде Андрей Сухотин. - Ларицкий всегда ссылался на поддержку Белых, он физически познакомил Судгаймера с Белых в период совершения сделки по приобретению НЛК и «Лесхоза». Со слов Судгаймера, Белых ему гарантировал всяческую и всестороннюю поддержку».

Немецкий предприниматель обращался сначала в кировский следком, местное управление ФСБ и в прокуратуру. Как объяснил Сухотин, Судгаймер «впервые столкнулся с подобной ситуацией, он не знал, как себя вести». Получив отказы в возбуждении уголовного дела, Судгаймер и его партнер Андрей Якубук стал искать возможности привлечь Ларицкого к ответственности в Москве.

Как возник Тумаркин-Золотов

Якубук познакомил Судгаймера с оперативником УВД по ЗАО Москвы Алексеем Грунтовым, пишет Медиазона. Тот в свою очередь представил им Дениса Тумаркина как главу группы компаний «Защита», «в прошлом адвоката», специалиста по «подобным спорам». В дальнейшем тот сменил имя на Дионисия Золотова.

Денис Тумаркин. Фото rospres.org
Денис Тумаркин. Фото rospres.org

Уже после первой встречи с ним Юрий Александрович подумал, что Тумаркин «какой-то жулик» - якобы он сразу намекнул, что безвозмездно возбудить дело не выйдет. Однако Якубук убедил партнера довериться «бывшему адвокату». Тот согласился. В УВД «за 15 минут» нужное дело было открыто - по нему у Судгаймера было похищено 10 млн долларов.

Сразу же после Денис Тумаркин договорился с Альбертом Ларицким о привлечении Судгаймера к уголовной ответственности «с целью получения крупных денежных сумм». Ларицкий написал заявление, что Судгаймер якобы вымогал у него 40 млн долларов.

Как развели Судгаймера

Операция прошла как по маслу. Ларицкий под запись на выданное устройство сказал, что нужно, после чего к столику компании (Альберт Эдуардович назначил встречу якобы для решения проблем) подошли оперативники с бойцами ОМОНа. Судгаймер, Якубук и Тумаркин как представитель бизнесмена были задержаны. Последнего почти сразу отпустили.

Предпринимателей выпустили под утро. Тумаркин, встретившись с ними, сказал: надо срочно уезжать из России. Он дал свою машину и помог Судгаймеру и Якубуку уехать в Белоруссию, а затем в Литву.

Вскоре Тумаркин позвонил Якубуку и сказал, что на них заведено уголовное дело по статье «Вымогательство». Упомянув людей замгенпрокурора, Тумаркин добавил: он знает, как решить проблему. Нужно только 10 млн долларов.

«Я сейчас это рассказываю, если честно, сам в шоке... За 10 млн долларов. То есть я в шоке, что он (Судгаймер) заплатил», - признался Сухотин на суде. «Ну, это Вам известно по словам Судгаймера?» - уточнила судья. «Я видел платежные документы», - ответил тот.

Альберт Ларицкий
Альберт Ларицкий

Предприниматель действительно заплатил, причем за обоих - Якубук обещал вернуть свою часть, как будут деньги. Он и выяснил, когда вернулся в Москву, что уголовного дела никогда не существовало. «Судгаймер и Якубук даже поссорились, поскольку Якубук сказал ему: «Юра, нас кинули». Судгаймер ответил: «Нас?», - рассказал журналист, повторив: все это он приводит со слов самого предпринимателя.

Откуда появились сотрудники ФСБ

Теперь перед Судгаймером и Якубуком стояла новая задача: нужно было наказать не только Ларицкого, но и Тумаркина. В 2014 году они познакомились с сотрудником ФСБ Денисом Тарабакиным. С того времени они и передавали ему информацию с возможными признаками состава преступлений.

Тумаркина в дальнейшем и правда привлекли, найдя в его действиях признаки вымогательства. А Судгаймера познакомили с Иваном Ткачевым, который предпринимателя хвалил за его «оперативные и интеллектуальные навыки». Юрий Александрович пересказал ему историю отношений с Тарабакиным. В какой-то момент Ткачев переключился на Никиту Белых.

Фото sfo.rossiya.media
Фото sfo.rossiya.media

«Судгаймер сказал, вскользь, что Белых требует у него 200 тысяч кэша. Ткачев спросил: «Вы думаете, он их возьмет?». На вопрос Ткачева он ответил так: «Пальцы оторвет!». Я это в публикацию не вставил, просто сообщаю. Со слов Судгаймера», - добавил Сухотин.

При чем здесь Белых

«Первоначально Белых [для Судгаймера] не был раздражителем - он был увлечен Ларицким и Золотовым. Их действия были оскорбительными для него и Якубука. Суд не был здесь первой скрипкой, они делали все с Якубуком, - продолжал спецкор. - Судгаймер, помимо прочего, пожаловался на действиях Белых - или на бездействие - и обвинял его в покрывательстве Ларицкого. Вот в чем была роль Белых, он в этом убежден».

Судгаймер будто бы подозревал, что Белых «через свои связи в Сбербанке» (а там работал его зам Алексей Кузнецов - прим.) влияет на попытки оперативников возбудить дело о непогашении кредитов НЛК и «Лесхозом».

Жалобы на Никиту Белых, пояснил Сухотин, не касались вымогательств с его стороны - Судгаймера волновала только роль губернатора в происходящем на НЛК. Сотрудник ФСБ Тарабакин тогда посоветовал предпринимателю записывать встречи с Белых на диктофон.

«Объяснял тем, что Белых понуждал его разрешить вывести из-под залога недвижимость Кировской области (в том числе филармонию - прим.). Плюс из-за ареста Ларицкого. Он очень многие встречи вспоминал с Белых... Но это не проверить никак, во-вторых, это выглядело странно. Судгаймер убеждал, что Белых не позволяет ему привлечь к ответственности Ларицкого (который тогда уже был под следствием за мошенничество - прим.)», - вспоминал Андрей Сухотин.

По его словам, передачу 50 тыс. евро Татьяне Катанкиной контролировали силовики - Судгаймер якобы признался потом журналисту, что тогда Тарабакин «был рядом». Если бы тогда Никита Юрьевич приехал за деньгами сам, его взяли бы.

«Он мне сообщал про эти 200 тысяч. Если бы встреча не состоялась, может быть, и не было бы дела. Судгаймер не воспринимал это как проблему, - пояснил журналист. - Как он говорил, это была стандартная такса. Он большую часть предварительного следствия доверял полностью следователю, который корректировал полностью его показания. Не выдумывал, но корректировал».

«Он мне сказал: «Ну, в 14-м я ему дал [200 тыс. евро - эпизод с передачей в кабинете Белых]. Губернатор сказал такса, значит, такса». Я ему: «Ну да, такса», - указал Сухотин. Предприниматель действительно думал, что это «такса», а ему Белых якобы объяснил, что «все предприятия платят». «Он был уверен, что все платят. Он меня уверял: «Андрей, Белых - очень богатый человек, Hillton и «Вятка Банк» - это его активы. У него доля в гостиничном бизнесе за рубежом», - сказал журналист.

«Он связывал бездействие правоохранительных и надзорных органов - МВД, СК, прокуратуры, ФСБ Кировской области - с моими действиями или указаниями?» - спросил Никита Юрьевич.

«Он точно не говорил, что Вы совершали действия. Но он был убежден, что отказные постановления в том числе были потому, что «у Алика все схвачено», то есть «Никита не позволяет», - уточнил спецкор. - В чем это заключалось, он не говорил. Поймите цепочку: у него похищаются средства, похищаются средства Сбербанка, полученные благодаря Вам... Вы же направляли письмо о готовности. В его понимании Вы были старшим партнером, можно сказать, в НЛК и «Лесхозе». Я его логику понимал. Ларицкий похитил все средства, и Вы могли сами пойти к председателю СК. Но Вы этого не сделали».

«Правильно я поняла, что основной тезис Судгаймера [таков]: требование денег губернатором - это ничто по значению с хищением?» - обратилась к Сухотину прокурор. Тот ответил утвердительно.

Также журналист добавил: по его мнению, информацию о Белых силовики начали собирать уже давно, «иначе он бы здесь не оказался». Добавим, что во время допросов Юрий Судгаймер ни словом не обмолвился об участии в деле ФСБ, но активно обвинял подсудимого в требовании денег.

Имиджевый крах

Написав заявление на губернатора, Судгаймер надеялся, что ему помогут вернуть 10 млн долларов, ушедших к Тумаркину и его сообщнику. Однако о предпринимателе «все забыли» - он полгода ходил в следком, как на работу.

«Он рассчитывал, что будет возбуждено дело по факту хищения. Ему сказали: «Разберемся потом, а сейчас надо железно довести этот состав», - пояснил Сухотин. По его словам, Судгаймер думал, что он проходит по делу потерпевшим, а не свидетелем.

Как на суде, журналисту Судгаймер жаловался, что все считают его взяткодателем. В СК ему посоветовали не общаться со СМИ - и в Германии с ним перестали общаться: там быть взяткодателем - это «как быть педофилом»: «Он получил колоссальный имиджевый ущерб».

Судгаймер расценил случившееся так: силовики использовали его для привлечения к ответственности Белых, но при этом не расследовали хищение его средств.

Читайте по теме Дело Никиты Белых
Дело «КРИКа»: представитель потерпевшего не смог ответить на большинство вопросов
Суд не стал прекращать преследование Белых по 285-й статье
Прокурор предложил прекратить преследование Белых по одной из статей
Комментарии (10)К последнему
Гость_ку ку йопта | 12 января 2018, 18:36 #
- очень богатый человек, Hillton и «Вятка Банк» - это его активы. /// Нуачо, только лохи про это не знают. Участие Белых в активных танцах с прибалтами - последующий вывод денег из РФ в прибалтийскую шарагу Гуся, мэр Риги в помощь.. Та и женитьба по-срочному тоже из этой оперы.
Гость_F1 | 13 января 2018, 09:25 #
Богатых людей держат на домашнем аресте а потом освобождают. У богатых людей находят богатства: недвижимость, коробки валюты и рублей, дорогие машины, драгоценности. И не только у них - а у мамы, жены, и прочих родственников. У богатых людей - замки и счета за границей. Всё это становится известным довольно скоро и обсуждается на каждом форуме.
Гость_да да | 13 января 2018, 11:48 ответил Гость_F1 #
Персонаж Корейко, в известном фильме, был скромен и с виду нищеброд, гири двиагал, однако имел чемоданы денег. Кто сказал что у Белых нет чемодана или пяти у своего приятеля в подконтрольном прибалтийском банке? Уже все отмыто, детки сопливые))) Признаки публичного нищебродства говорят об обратном - весьма не глуп чтобы не держать деньги в чемоданах работая на распределении бабла в чужой области . А чтобы понять сколько у него, простым смертным мозга не хватит.
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ