Фракции в кировском Заксобрании: годами без активности?
Итак, с сентября 2016 года по февраль текущего народные избранники от населения области внесли в общей сложности 113 законопроектов. В том числе и те, что касались приведения региональных нормативно-правовых актов в соответствие с федеральными. Многие вносились депутатами разных фракций, в таблице (см. ниже) они помечены звездочкой и учтены как отдельная инициатива для каждой из фракций. В том числе - возвращенные авторам, отозванные ими самими или отклоненные.
К последним относится, например, инициатива за авторством Леонида Сандалова (КПРФ) и Ольги Сыкчиной (ЛДПР) о лишении избыточных льгот, гарантий и выплат вышедших в отставку губернатора и председателя ЗСКО, членов их семей. Среди отозванных законопроект №96-6 о компенсации расходов на депутатскую деятельность, тоже внесенный в мае 2017 года — депутатами Германом Гончаровым («ЕР»), Владимиром Костиным (ЛДПР) и Сергеем Мамаевым (КПРФ). Пример возвращенных — инициатива группы справороссов «О внесении изменений в Закон Кировской области «Об отходах производства и потребления в Кировской области».
Наибольшее число законопроектов (83) единолично и совместно внесли депутаты крупнейшей фракции «Единая Россия». Навскидку нетрудно вспомнить законопроект Романа Титова об увеличении «времени тишины», Валерия Басюка — об ужесточении требований к участникам протестных акций...
Повышенная активность единороссов не удивительна, поскольку они руководят всеми комитетами, а по факту - и аппаратом регионального парламента. Не случайно этой несправедливостью возмущались представители оппозиционных фракций, фактически отрезанные от оперативного доступа к информации. Позже, правда, руководителю фракции ЛДПР Владимиру Костину как-то удалось договориться о кресле зампреда, хотя бы для себя.
Как видно из таблицы, либерал-демократы на втором месте по числу законодательных инициатив в Заксобрании - 26. Справедливости ради, среди таковых были не только поправки ради приведения в соответствие друг с другом региональных и федеральных законов, но и самостоятельные социально направленные, как о денежной компенсации родителям детей, для которых не нашлось мест в муниципальных детских садах.
Как видно из таблицы, меньше всего законодательных инициатив внесли депутаты «Справедливой России» и КПРФ: первые шесть, вторые — пять. В 2018 и текущем годах — ни одного. Причем, в 2017 году — якобы только в соавторстве с представителями других фракций. Хотя почему-то не учтены в таблице, например, отклоненный в первом чтении законопроект №68-6 о предоставлении Театральной площади под митинги, инициатором которого значится только Сергей Мамаев, а также законопроект №115-6 под авторством Анатолия Чурина (принят) о комиссиях по делам несовершеннолетних. Судя по отчету ЗСКО, народные избранники во фракции КПРФ не проявляли законодательной инициативы и в прошлом 2019 году.
Впрочем, не всё так очевидно, как выглядит. Как сказано выше, у депутатов партии власти гораздо больший доступ к массе необходимых поправок по приведению в соответствие региональных и федеральных законов. Кроме того, законодательная инициатива засчитывается, если она внесена в повестку заседания. Но порой предложения депутатов от оппозиции гасятся уже при рассмотрении вопроса на заседании комитета. Если депутат все равно пытается вынести вопрос на пленарное заседание, там его тоже блокируют. Однако попытки вынести вопрос на рассмотрение не учитываются, остаются неизвестными избирателям. Не случайно у депутатов фракций парламентского меньшинства неоднократно возникали претензии к председателям комитетов и Заксобрания по поводу невозможности реализации депутатских полномочий. И при абсолютном большинстве одной партии вряд ли что-то изменится.