Кирпич в окне правительства: у истины не одна сторона, но один результат

13 ноября 2020, 21:16 | Игорь Нелюбин
В Кирове возбуждено уголовное дело на человека, решившего обратиться в правительство области через кирпич.
Юрий Николенко с кирпичом.
Юрий Николенко с кирпичом.

Пять лет обязательных работ либо лишения свободы — такой максимальный срок наказания значится в статье 213 УК РФ о хулиганстве, в котором обвиняют человека, бросившего в стекло входной группы здания №1 правительства Кировской области кирпич с написанным на нем «обращением жителей» и «инструкцией по применению».

Пока известен человек, презентовавший перед инцидентом кирпич журналистам — как выяснилось позже, предприниматель Юрий Николенко из села Трехречье Кирово-Чепецкого района. Он не подтверждает, что кинул увесистое «письмо», но и отказывается пояснить или предположить, как оно могло оказаться по ту сторону стекла.

Коллеги, бравшие у Юрия интервью о его требованиях, утверждают, что только услышали звон и запечатлели своего респондента удаляющимся от здания правительства.

Разбитое окно в здании правительства Кировской области.
Разбитое окно в здании правительства Кировской области.

Одним бунтарь, другим хулиган

Происшествие имело общественный резонанс, и поступок был по-разному воспринят читателями кировских СМИ и участниками соцсетей: кто с сочувствием, кто с негодованием, кто с сарказмом. Его тотчас взяли на вооружение руководители реготделения КПРФ, представив как народный гнев против «бездарных руководителей исполнительной власти Кировской области». Сергей Мамаев провел параллель с «булыжником — оружием пролетариата», а Алексей Вотинцев намекнул на народный бунт с вилами.

Кстати, накануне происшествия на сайте КПРФ опубликовали фото Юрия Николенко, стоящего на одиночном пикете у здания облправительства с плакатом в руках о том, что региону «нужен сильный, добросовестный губернатор, радеющий за Кировскую область, а не это вечное недоразумение». Для коммунистов, собирающих подписи за отставку губернатора и главы правительства такой пикет был удачей. В числе перечисленных на плакате кировчанина претензий к Васильеву – состояние дороги Пасегово-Стрижи (о чем было написано и на скандальном кирпиче), ситуация с медпомощью заражённым коронавирусной инфекцией и кадровая близорукость.

«Есть люди воспитанные, а есть такие, кто кирпичами кидаются», - прокомментировал журналисту «Репортера» сам Игорь Васильев. В том же духе высказался и председатель правительства Александр Чурин: «А если бы он гранату бросил? Представьте, если бы вам в голову кирпич кинули за то, что с вами в чем-то не согласны?! А если бы за стеклом (в момент разбития, - ред.) оказались работники или посетители здания, бабушка какая-нибудь? Кирпич не аргумент. Это просто хулиганство».

Несколько сбросив эмоции, он пояснил, что критикуемая Юрием Николенко дорога находится в веденье администрации Кирово-Чепецкого района, которой на ее ремонт в этом году из областного бюджета выделено 300 млн рублей. «Она не делалась 20 лет. Первый этап сегодня выполнен. Завершился. Притом, этапность определяет муниципалитет, - сказал Александр Анатольевич. - Торги уже идут по следующему году. Я думаю, уже следующим летом ремонт будет завершен полностью».

Хорошая мина при плохой игре?

Действительно, сегодня состоялась приемка отремонтированного участка дороги Пасегово-Стрижи протяженностью 8,6 км от Советского тракта до поворота на Рублево. Выполнен капитальный ремонт асфальтового покрытия, нанесена разметка, установлены остановочные павильоны. 

На сайте госзакупок есть информация о проведении 24 ноября аукциона на ремонт второго участка автомобильной дороги по маршруту Киров-Советск-Пасегово-Стрижи после переезда до Победиловского тракта длиной 10 км. Работы предполагается завершить до 1 октября следующего года. Максимальная стоимость контракта — 188,6 млн рублей. Там проведут фрезерование существующего покрытия, уплотнение грунта на обочинах, асфальтирование, а также установят шесть дорожных знаков.

Сам Юрий Николенко подтвердил (даже со снимками), что ямочный ремонт на многострадальном участке дороги проведен. Ямы, на которых «полетело» немало подвесок местных автовладельцев, засыпали крупным щебнем и утрамбовали. «Всего два дня потребовалось на то, что мы требовали годами! - возмущен он. - Правительство утверждает сейчас, будто проводит плановый капремонт. Но кто же делает его в снег?»

Дорога по маршруту Киров-Советск-Пасегово-Стрижи после переезда до Победиловского тракта.
Дорога по маршруту Киров-Советск-Пасегово-Стрижи после переезда до Победиловского тракта.
Дорога по маршруту Киров-Советск-Пасегово-Стрижи после переезда до Победиловского тракта.
Дорога по маршруту Киров-Советск-Пасегово-Стрижи после переезда до Победиловского тракта.

За чей счет «Вятавтодор» оперативно взялся за работу и был ли конкурсе на ее проведение — Юрий не знает. Он объяснил, что указанный им в обращениях участок дороги от Трехречья до Пасегово (где школа, садик, поликлиника и все прочие блага цивилизации), до сих пор был в таком состоянии, что отменено движение пассажирских автобусов, включая школьный. Все, кто могли, переехали из близлежащих населенных пунктов куда глаза глядят, от такой безнадеги продав дома за бесценок.

«Еще лет восемь назад там можно было ездить со скоростью под сто, но потом в Окунях построили ферму (свинокомплекс, - ред), и за время постройки грузовые машины разбили дорогу. С годами она разрушалась, жители жаловались, приезжали комиссии, но дело не двигалось с мертвой точки», - рассказал Николенко.

«Подтирайся носками»

Уже вечером в день происшествия, 6 ноября к Николенко домой нагрянули полицейские. Он отказался ехать с ними в отдел или давать какие-то показания, сославшись на желание спать. Администрация облправительства однако заявила, что установлена личность человека, покусившегося на стратегический объект. На следующее утро полицейские взяли Юрия едва не из постели и отвезли в Октябрьский РОВД.

«В полиции больше 10 часов не знали, что со мной делать, — рассказал Юрий Владимирович. - Обвинения так и не предъявили. Ни разу не кормили, не поили, как я не просил. Сказали, что не положено, раз нет статуса задержанного. Я несколько раз просил, чтоб выпустили. Мне отвечали: мы не можем. Просил показать документы, что меня задержали — документов нет. Сказали, что был рапорт сотрудника отдела по борьбе с экстремизмом, что он меня привез как подозреваемого, и без приказа меня отпустить нельзя. Он ходил в магазин, покупал мне за свой счет туалетную бумагу и еду, чтобы смягчить ситуацию. А другой полицейский только заявлял, что раз я официально не задержан, то мне ничего не положено: мол, носки есть — ими и подтирайся.

В полиции с меня первым делом дознаватель взял подписку, что я не буду комментировать произошедшее. Затем, уже в семь часов вечера меня допросили как свидетеля, но я отказался давать показания в связи с тем, что меня к тому времени незаконно держали десять часов без еды и всего».

С мнением Юрия Николенко о процессуальных нарушениях согласен кировский юрист Ярослав Михайлов, взявшийся защищать его интересы. Он считает, что «незаконное удержание» полицией можно опротестовать не только по соответствующей статье 127 УК РФ, но и по 286-й («превышение должностных полномочий»). Единственное свидетельство того, что Николенко продержали половину суток в полиции, хотя личность была установлена, но обвинение по уголовной статье не предъявлено — запись в журнале «Скорой помощи», которую ему пришлось вызывать в РОВД из-за резкого ухудшения самочувствия: на фоне сахарного диабета скакнуло давление из-за отсутствия воды и еды.

Виноват? Докажите, а не уговаривайте

Юрист и его доверитель подали жалобы на процессуальные нарушения при задержании: одну в суд, другую — в Следственный комитет. Юрий Николенко написал, что сотрудники полиции склоняли его оговорить себя в совершении правонарушения, предусмотренного ст.7.17 КоАП РФ, взамен обещаний не возбуждать в отношении него уголовного дела по ст.213 УК РФ. Протокол не оформили, права не разъяснили. «Расцениваю непредоставление мне питания как пытку», - считает он и требует прокурорского реагирования.

После своего задержания Юрий Николенко провел одиночный пикет у здания УМВД Кировской области.
После своего задержания Юрий Николенко провел одиночный пикет у здания УМВД Кировской области.

В итоге уголовное дело по ч. 1 ст. 213 УК РФ все-таки возбуждено — по словам Николенко, пока официально в отношении «неустановленного лица». Однако Ярослав Михайлов в своем заявлении прямо указал, что в уголовном преступлении, где кирпич назначен предметом, примененным в качестве оружия, подозревается его доверитель, за что ему «светит» наказание от штрафа в 300-500 тыс. рублей до пяти лет лишения свободы. Ярослав Алексеевич считает, что даже если бы Николенко был виновен, то такая статья чрезмерна. А поскольку не существует видеозаписи совершения преступления, даже с камер наблюдения у здания облправительства, то доказательств преступления нет, и сомнения в виновности подозреваемого должны трактоваться в его пользу. Так же считает и Юрий Николенко: «Моя позиция: вину должны доказать. Если они считают, что дело по статье 213, то пусть поднимают задницы и начинают работать. А не прессовать меня ежедневно и убеждать сознаться».

«Мой доверитель отрицает факт того, что бросил кирпич в окно входа в здание правительства области. Дознанием с него взята подписка о неразглашении информации по делу, но дело не содержит гостайну, - добавил Ярослав Михайлов. - Бездействие полиции, выразившееся в ограничении права передвижения, несоставление протокола задержания, неразъяснения прав в установленный законом срок, а также удержание на срок свыше трёх часов причинили ущерб конституционным правам моего доверителя, обжаловано в суд в порядке статьи 125 УПК».

Кстати, жалобы поданы в бумажном варианте, не на кирпичах, заметил юрист.

Разбитое окно в здании правительства Кировской области временно закрыли.
Разбитое окно в здании правительства Кировской области временно закрыли.
Метатели кирпичей не смогли разбить окно здания регионального УМВД
Дело в отношении второго метателя кирпича признали незаконным
В отношении Николенко прекратили дело и предложили денег
Комментарии (54)К последнему
Гость_Знающий. | 13 ноября 2020, 22:06 #
Да, протокол задержание должны были составить. Потом подписка дознавателя и домой. Так как ущерб не установлен и не причинен вред здоровью . Судья даст лучшем случае 30-50 т р. Уже побазарил с мантиями и улики улики нужны.
Гость_Ха | 13 ноября 2020, 22:14 #
Ха, какой протокол. Они то думали, что тот признается и ему административку вкатят, но тут ему поплохело и у ментов начались проблемы. Протокол то в течении трех часов не составили. Идиотов набрали в полицию, бездарей, сейчас их раскатают. Но к лучшему это- таких гнать поганой метлой надо из органов, только позорят их
Гость_Гость | 14 ноября 2020, 06:51 ответил Гость_Ха #
Несомненно, тех ментов, которых нам показывали в сериалах в конце 90-х - начале 2000-х, уже не стало. Там были голодные, но преданные своему делу опера и сыскари. Сейчас же - сытые, ленивые и тупые тюлени. Зато все полковники и подполковники. Каждый раз ржу, когда по телику в новостях показывают С. Баранцева в каракулевой шапке, вещающего заученные фразы. Полковник! А...еть!!! С такой тупой мордой - максимум прапорщик)))
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ