«Если ты россиянин, ты шпион, хакер или мафия»: Мария Бутина рассказала об аресте в США
Стоит напомнить, что свою известность уроженка Барнаула Мария Бутина получила после того, как ее арестовали в июле 2018 года по обвинению в работе иностранным агентом в США без регистрации. В тот момент она училась в Американском университете в Вашингтоне.
В этом же году в рамках сделки со следствием она созналась в сговоре против США и сообщила, что ею руководил некий российский чиновник. В апреле 2019 года суд США приговорил ее к 18 месяцам тюрьмы. После отбытия срока и депортации, в октябре 2019 года Бутина вернулась в Россию.
По возвращении на родину она вошла в экспертный совет при Уполномоченном по правам человека в РФ и стала членом Общественной палаты РФ. В прошлом году она издала книгу «Тюремный дневник», в которой описала историю своего тюремного заключения в Штатах.
На мероприятии, которое прошло сегодня в Иженериуме ВятГУ с участием Марии Бутиной, пришли не только студенты, но и преподаватели, увлеченные визитом столичной гостьи. Среди них были международники, юристы, экономисты и пр. Также мероприятие посетили журналисты и общественники.
Со слов Бутиной, в те злополучные годы она поступила в магистратуру в США. «Это было мое третье образование. Это была магистратура в области международных отношений с профилем «кибербезопасность». Особенность моей специальности заключалась в том, что она была гуманитарной. Такие специалисты – это антикризисные менеджеры, которые ведут ситуацию от принятия политического решения и до самого конца, определяют, какие решения принимаются при военной реакции и т.д. По сути это управленцы».
Затем Мария получила разрешение на прохождение производственной практики на год в США, но, с ее слов, «что-то пошло не так».
«После получения разрешения на прохождения практики, через два дня, в моей квартире появилось 15 агентов ФБР с винтовками наперевес. Меня арестовали. И в следующий раз я оказалась на свободе только через 15 месяцев и 10 дней. Четыре месяца из них я провела в карцере без сна, без возможности общения с близкими, без доступа к информации».
Мария предполагает, что ситуация, которая с ней произошла, глубоко «политическая», ибо в день саммита, который прошел 16 июля 2018 года в Хельсинки (Финляндия) и на котором встретились Владимир Путин и Дональд Трамп, ее арестовали.
«Ровно в этот день меня арестовали. Соответственно везде публиковали информацию, мол, страшный человек, ужасный российский агент был задержан. Это испортило общий настрой между Россией и Соединенными Штатами. Никаким агентом и тем более шпионом я не была, но, тем не менее, ситуация была показана таким образом, что для западной прессы она выглядела каким-то коварным планом.
Ситуация разворачивалась так, что вскоре в американской прессе начались первые публикации в отношении меня. Я в течение пяти лет возглавляла движение за права граждан владеть оружием в России и право на самооборону. Этот факт биографии использовали, чтобы сказать, что у меня тесные связи с национальной стрелковой ассоциацией США - это крупнейшая в мире независимая структура, близкая с республиканцам. Затем они домыслили, что были деньги, которые Россия якобы платила, чтобы Трамп избирался президентом. Придумали историю, что меня специально отправили в Штаты, чтобы влиять на американскую политику и общественность. Необходимо было найти ведьму, которую сожгут, козла отпущения... Я считаю, что это «заслуга» американских пиарщиков».
С точки зрения юридической практики, как считает Мария, она ничего не могла сделать, чтобы не оказаться в тюрьме. Параграф 951, один из законов США, регулирующих работу иностранных агентов, требует регистрации лиц выполняющих любую работу на территории США под контролем иностранных правительств. Он предполагает необходимость регистрации в отношении граждан Кубы, Ирана и России. Нарушение этого требования может привести к наказанию в виде 10 лет тюрьмы.
Однако к моменту ареста процедуры регистрации не было, отметила Мария, так как закон был принят в 1938 году и применялся в единичных случаях. «Механизма регистрации качественного нет. Поэтому, чтобы не нарушить этот закон, я должна была зарегистрироваться как иноагент. И непонятно: как сделать то, что ты просто не можешь сделать?».
После рассказа о случившемся Мария Бутина ответила на вопросы присутствующих. Так, участники спрашивали, существует ли в России реальная угроза правам человека.
По мнению Бутиной, сегодня в основе этой проблемы лежит экономическая ситуация: «У России два союзника – армия и флот. И к этим союзникам можно добавить экономику. Но проблемы есть: и с уровнем жизни населения, и в благоустройстве… Я родилась в провинциальном городе, но иногда кажется: как живёт Москва и как живут за пределами Москвы – это два разных государства».
Спикер заметила, что вопросы производства и независимости от санкций нужно прорабатывать. «Рано или поздно нас отключат от SWIFT (прим. – система межбанковских платежей). Нужно понимать, что пора уходить от зависимости от иностранных производителей и ориентироваться при вложении ресурсов на местное производство».
Кроме того, кировчане затронули тему проведённого пикета против приезда Бутиной в город. Напомним, что ранее активист кировского отделения КПРФ Алексей Вотинцев вышел к областной администрации с одиночным пикетом против Марии Бутиной. Он считает ее проводником интересов американских торговцев оружием. В частности, на сайте партии говорилось, что NRA (национальная стрелковая ассоциация США) якобы использует Бутину в политических играх, связанных с выборами в США.
Сама Бутина прокомментировала это следующим образом: «Да, этот прием я оценила. Утром открываю Интернет и вижу – мы против Бутиной. Человек или группа людей выразили свою позицию – это прекрасно, замечательно. Я открыта к диалогу. Человек не очень утруждался почитать о моей деятельности, о том, что в себя включало мое «счастливое» пребывание в США, не читал мою книгу. Обвинить меня, что я лоббист американцев – это сильно. Это для коммунистов серьёзный удар. Я не считаю нужным это комментировать далее, это абсурдный бред. Конечно я не лоббист американских оружейников».
Также студенты и преподаватели интересовались, готова ли наша страна получить право на свободное владение оружием.
«Наша страна никогда к этому не будет готова. Никакая другая страна тоже. Я считаю, если в стране есть гражданское оружие, необходима обязательная проверка у психотерапевта и нарколога, также нормальное получение медсправки на владение оружием, отсутствие противопоказаний и проблем с законом. У нас есть преступления против общественного порядка: например, если человек дебошир, то ему ни в коем случае нельзя доверять оружие.
Должен быть контроль. Мы же права на автомобиль получаем. При этом мы понимаем, что автомобиль считается источником повышенной опасности и имеем в связи с этим соответствующую сертификацию».
На вопрос, как она оценивает отношения России и США, Мария ответила, что стала более пессимистичной в этом плане: «Когда только появлялась пророссийская риторика, когда был Трамп, я думала, что у нас будут с Америкой партнёрские взаимоотношения. Понятно, что дружба – вряд ли, это географически и исторически невозможно. Я надеялась, что нам удастся найти баланс. Сейчас я занимаюсь в Общественной палате судьбами наших соотечественников, которые попали в тяжелую ситуацию за рубежом. Есть случаи в Азии, в западных странах, много случаев в США… Спасая этим людям жизнь, стала понимать, что я пессимист. В ближайшее время я не вижу улучшений».
Между тем кировчане задавали вопросы о том, каково же отношение обычных американцев к русским.
Мария Бутина заметила, что все американцы очень разные. «В университете были стереотипы, если ты россиянин, то либо шпион, либо хакер, либо мафия, либо женщина, которая приехала выйти замуж, либо диссидент. В их менталитете заложено, что Америка – самая великая. Если вы приезжаете к американцу, то он должен вас научить. Если вы приехали и сказали, что, мол, у нас тоже все хорошо, он скажет, что у вас не может быть хорошо, а вот у нас – может... Студенты с интересом пытались выяснить, зачем я здесь. Но на первом году обучения началась информационная кампания против Трампа и люди стали отсаживаться, удалять из друзей в Фейсбуке, давали комментарии, что я подозрительная, все приглашения мигом закончились. Я их не виню, они реагировали на обстановку.
Что касается чернокожих, с которыми я была тюрьме, они относились ко мне хорошо. С ними мы подружились нормально. В условиях заключения к тебе будут относиться так, как ты изначально себя поставишь. В принципе провинция, глубинка США относится к русским нормально. Считают, что все мы суровые, не улыбаемся, и осторожно нас уважают. На побережье США – Калифорния, Вашингтон, Нью-Йорк – самое сложное отношение к россиянам, так как обстановка там более политизированная».