Российские ученые занимаются разработкой нового вида топлива

23 ноября 2022, 14:55
Специалисты кировского ВятГУ разработали полный технологический цикл производства твердооксидного топливного элемента (ТОТЭ) и подобрали эффективные материалы для их создания. Исследования будут востребованы при создании отечественных энергоустановок нового поколения.
Российские ученые занимаются разработкой нового вида топлива
Фото: Пресс-служба ВятГУ

Об этом сообщают ria.ru со ссылкой на журнал Journal of Applied Electrochemistry.

Для снижения выбросов диоксида углерода (декарбонизации) необходим переход к «зеленой» энергетике, считают исследователи Вятского государственного университета (ВятГУ). Это одна из важнейших задач, прописанных в Энергетической стратегии РФ на период до 2035 года.

Сейчас в ВятГУ работают над созданием высокоэффективных и экологичных источников электрической энергии, основанных на твердооксидных топливных элементах (ТОТЭ). Эти элементы представляют собой многослойную конструкцию, состоящую из керамических и композитных материалов.

«Мы разработали набор методов и технологических процессов, необходимый для формирования единичного топливного элемента – получился своего рода эталонный образец. Теперь мы можем воспроизводить и варьировать его основные характеристики: электрическое сопротивление, удельную мощность, коэффициент использования топлива и др.», – рассказал и.о. заведующего кафедрой технологии неорганических веществ и электрохимических производств ВятГУ Антон Кузьмин.

На первом этапе методом литья под давлением ученые получают пористые несущие металлокерамические трубки (выполняют функцию анодов). На готовые основы наносят тонкие слои электролитных и электродных материалов методом окунания в специально подобранные составы суспензий. После нанесения каждого слоя проводится многоступенчатая термическая обработка.

По словам исследователей, всего таких слоев шесть – каждый выполняет свою функцию. Ученые могут изменять различные параметры слоя: состав материалов, размеры порошков, вязкость суспензий, температуры и продолжительности обжигов чтобы добиться оптимальных рабочих параметров. Такой подход позволяет получить единичный элемент ТОТЭ с максимальной мощностью.

Также в ходе исследования были получены новые электродные материалы, отмечают специалисты. Например, композитные материалы коллекторного слоя анода имеют сопротивление в два раза ниже, чем стандартные коммерческие продукты. Это позволит в перспективе увеличить размеры единичной ячейки ТОТЭ и снизить потери на их коммутации.

Согласно данным ученых, разработанные материалы функционального слоя анода, производительнее на 10 процентов и потенциально могут быть особенно эффективны при работе на различных видах углеводородного топлива или аммиаке. В целом, использование новых материалов позволит существенно улучшить удельную мощность и массо-габаритные характеристики батарей топливных элементов по сравнению с известными аналогами.

«Фундаментальный интерес представляют изученные закономерности влияния состава и микроструктуры новых материалов на протекание электрохимических реакций в топливных элементах. Эта информация необходима для развития представлений о механизмах и способах управления такими реакциями», – пояснил младший научный сотрудник ВятГУ Алексей Иванов.

Как считают ученые, наиболее трудной задачей является переход от единичных лабораторных образцов к полноценным прототипам промышленных изделий. Научный коллектив работает над поиском решений, которые позволят внедрить технологии в массовое производство, в том числе и с точки зрения экономической целесообразности.

Работа над созданием источников энергии на основе ТОТЭ проводится в ВятГУ рамках проекта «Среда обитания» программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

 

Теги: ВятГУ
Читайте по теме Новости ВятГУ
Валентин Пугач в проекте «Лекции в Политехническом»
В ВятГУ обсудили «Дидактику» - раздел нового учебного пособия по педагогике
Вклад регионов в Победу над нацистской Германией обсудили на всероссийской конференции
Комментарии (1)
Федя | 23 ноября 2022, 15:55 #
так топливо то старое- углеводородное? Или аммиак новый?
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ