Работа души и сердца

3 апреля 2015, 11:40 | Репортеръ
Сусанна Аникитина-Юнгблюд, руководитель холдинга «ПрофБизнесГрупп», региональный координатор партпроекта «Единой России» «Крепкая семья» о том, что такое благотворительность и почему необходимо этим заниматься.
Сусанна Аникитина-Юнгблюд.
Сусанна Аникитина-Юнгблюд.

Она заработала себе репутацию железной бизнес-леди. И так действительно о ней говорят многие. Правда, не те, кто знает ее лично. Сложно представить, что за строгой внешностью, за деловым тоном кроется совсем другая грань ее личности. Мягкая, ранимая, принимающая, порой даже слишком близко к сердцу, боль и нужды других людей. Ей не важна статистика - за цифрами не разглядеть судьбы нуждающихся в помощи, во внимании, в любви.

«Крепкая семья» для обездоленных детей

С 2013 года Сусанна Васильевна назначена региональным координатором партийного проекта «Единой России» «Крепкая семья». Недавно она вернулась с совещания в Москве, посвященного реализации проекта в России, которое проводил председатель Госдумы Сергей Нарышкин.

«Люди собрались со всей России, те, кому не безразлична судьба обездоленных детей. В основном это были руководители проекта в регионах - члены правительств, городских администраций, бизнесмены, общественные деятели», - рассказывает Сусанна Васильевна о своей поездке.

- В чем конкретная суть проекта «Крепкая семья»? Кто в нем участвует, и как сегодня государство поддерживает детей-сирот, семьи?

- Этот проект направлен на укрепление семейных ценностей, возрождение социальной и воспитательной значимости семьи, повышение рождаемости, преодоление социального сиротства, сокращение количества семей и особенно детей, входящих в группы социального риска. Так что вы вопрос задаете совершенно правильно: как в нем участвует государство? И часть ответа на этот вопрос вы прекрасно знаете: через «материнский капитал», программы предоставления жилья многодетным семьям, заботу о ветеранах, укрепление медицинских, образовательных и социальных гарантий наименее защищенным категориям населения, меры поддержки молодым семьям и прочее. «Единая Россия» существенно раздвигает масштабы программы, включает в ее формат развитие социального волонтерства для работы с семьями, детьми-сиротами, пенсионерами.

Например, разрабатываются проекты бесплатного выделения земельных участков для молодых и многодетных семей. В проекте участвуют люди, которых привлекают идеи создания безбарьерной среды для детей-инвалидов, программы поддержки детей-сирот, различные социально ориентированные развивающие программы для детей из обычных семей. Сейчас очень важна системная работа именно в пространстве детства, потому что дети, вырастая и переходя в разряд подростков, а затем и взрослых людей, часто становятся невостребованными в обществе и неспособными создать здоровую семью. Собственно говоря, осознание этого явления, как национальной угрозы, и является главной причиной появления проекта.

- У нас в регионе есть возможность сотрудничать с детскими домами, например, могут желающие брать шефство над ребенком из детдома?

- Могут, но желающих не много. Как правило, это делается в виде спонсорской помощи со стороны крупных предприятий - Лепсе, «Маяк», Кировочепецкий завод минеральных удобрений, МЦ-5. Знаю, что заботе о детских домах уделяют большое внимание Общественные советы при УВД и Следственном управлении СК по КО. Известны единичные случаи таких инициатив со стороны простых людей. Кто-то помогает тем, что сопровождает обучение детей из малообеспеченных семей в колледже или техникуме. Но, как правило, дети-сироты поступают учиться бесплатно. Есть закон, позволяющий это делать. Если ребенок-сирота поступил в колледж, техникум или, дай бог, университет, то он обладает довольно обширными возможностями, чтобы получить бесплатное высшее образование. Это огромный плюс. И многое зависит от того, сумеет ли он этими возможностями воспользоваться. Поэтому важно, чтобы эти дети своевременно получали другие виды поддержки в виде наставничества, социально-психологической помощи.

Нарышкин, выступая на совещании, отметил, что очень важно укреплять семью и в приоритетном порядке оказывать поддержку молодежи. Молодежная политика, которая проводится Госдумой, направлена именно на укрепление отношений в семье. Здоровая среда благотворно сказывается на психике ребенка.

Понятно, что серьезные проблемы начинаются там, где семья материально не защищена, где родители не имеют авторитета, где дети растут, не зная бабушек и дедушек. Сегодня проводится много различных мероприятий, проектов, направленных на поддержку таких семей. Много, но, наверно, не достаточно. Поэтому и у нас в регионе так много разводов, а количество абортов сопоставимо с уровнем рождаемости.
Кстати, в основном руководители таких проектов в регионах - женщины, как правило, наделенные существенными административными полномочиями. Наверное, только Кировская область представлена женщиной, которая в бизнесе. Проект в регионе необходимо развивать, и Владимир Васильевич Быков (секретарь КРО «ЕР» - ред.) постоянно подчеркивает в своих выступлениях, что проект заслуживает масштабной партийной и широкой общественной поддержки.

Благотворительность нуждается в системе

- А вообще, как давно вы занимаетесь благотворительностью?

- Нашей компании уже 15 лет. Это значит, что 15 лет мы занимаемся благотворительностью. Когда начался проект «Единой России», я получила предложение его возглавить. И приняла предложение практически без внутренних колебаний, потому что считала и считаю его очень важным. Не менее важным, чем возвращение Крыма или, скажем, финансовый кризис. Потому что семья и дети - это то, что дается стране и людям, которые в ней живут навсегда, чего нельзя сказать ни о политических сенсациях, ни об экономических потрясениях.

Сейчас о проекте стали появляться сведения в СМИ. Появились люди. Разные, далеко не всегда это бизнесмены. И почти каждый свое предназначение воспринимает индивидуально. Среди них - спонсоры, активисты, волонтеры, просто сочувствующие. К примеру, недавно пришли две девчонки 30-летние, работают в банке. Приходят и говорят: «Есть 5000 рублей, мы знаем, что вы их на себя не потратите, мы хотим помогать, но не знаем куда, кому перечислить». В итоге набирается сумма. Не большая, но мы добавляем и понимаем, что уже можем на что-то рассчитывать. Например, устроить праздник для детей из Нолинского детского дома в цирке. Мы им еще зимой обещали организовать такой выезд в областной центр, когда поздравляли с Новым годом. Эти дети ни разу не были в цирке! Большинство из них ни разу не были в Кирове! И ни разу не ездили так далеко в автобусе. Представляете, сколько сразу - ни разу! И сколько эмоций, сколько впечатлений... Дети будут жить с этим очень долго. До следующей поездки. И эти воспоминания у них останутся. Спасибо директору цирка Игорю Евгеньевичу Загребину, он пошел навстречу. Андрей Пушкарев (развлекательный центр «Колизей») подготовил угощение. И мы всегда придумываем что-то такое, что ребенок мог бы взять с собой в дорогу. Шоколадка это или яблоко, сувенир или набор фломастеров - не так это и важно. Главное, чтобы в ребенке сохранялось это особое ощущение праздника.

Мы не подходим к организации таких событий формально, лишь бы мероприятие состоялось. Если относиться к этому так, то можно попросту ограничиться проведением круглого стола. Собрать людей «в теме», актуализировать задачи, заострить проблемы, констатировать отсутствие денежных средств и скудость иных ресурсов. Я не хочу сейчас никого обидеть, и это тоже нужно делать, если тема важная и диалог содержательный, но ограничиваться только разговорами... - этого мало!

Когда к хорошему не привыкают

- Сейчас многие говорят, что нельзя дарить много детям-сиротам или детям из необеспеченных семей. Потому что они к этому привыкают...

- Да не успеют они к этому привыкнуть! Не так много людей, которые дарят им праздники и подарки. Да, они, может быть, не очень адаптированные, они поздно начинают, например, шнурки завязывать. Позднее, чем обычный ребенок из семьи, научится варить кашу или вообще никогда не научится...

Давайте вообще не будем ничего для них делать. Пусть о них заботится государство. Только государство. Но так не бывает... Пока у нас очень много таких детей, пока у государства не получается справиться с этой задачей, мы должны помогать. Должны думать об этих детях.

Если вы хоть раз близко общались с такими детьми, вы понимаете, как сложно от них отойти. Ты сам к ним привязываешься. Когда берешь малыша на руки, а он так крепко прижимается к тебе... обхватит шею и дышит тебе в ухо... И в этот момент всегда что-то надламывается в душе.

Нельзя думать только о себе

- Получается, что, курируя партийный проект, вы, скорее, сами вкладываете в него средства?

- Мы не зациклены на каких-то формальных вещах, на документах. Мы простые, обычные люди, которые помогают по мере сил: кто-то может 10 тысяч рублей выделить, кто-то - 100 рублей, но десять раз; кто-то поможет стройматериалами для ремонта детского дома или спортивной площадки, а кто-то даст транспорт, чтобы их доставить до места назначения... Мы должны это делать. Мы, обычные люди. Кто эмоционально еще не выгорел. Мы должны помогать. Добрые дела - это то, что только от нас самих зависит.
Я не призываю помогать только нам. Важно вообще помогать... любому обществу, любому фонду, которые посвятили себя делу поддержки семьи и детства. Не можете помочь всем - позаботьтесь, например, о пятерых, или об одном... И для них организуйте пирожные, кино, театр, общее, объединяющее дело. Не надо бояться. Потому что добрые дела - это то, чем мы живем. Нельзя думать только о себе. Нельзя думать только о своих детях. Хотя, конечно, это первоочередное. Не буду лукавить.
И, конечно, для того чтобы быть успешным, требуется систематичность, постоянство направленных действий. В большом и важном деле положительный результат не достигается за счет нескольких эпизодов.

- Как выбираете учреждения, есть ли план?

- По-разному получается. Стараемся, чтобы это были детские дома, которые находятся удаленно от Кирова. Потому что, не хочу никого обидеть, детдома, которые находятся в Кирове или близко к областному центру... там легче. Да, благотворителей мало, но, поверьте, в глубинке их еще меньше. Есть, например, маленькие детские дома, их патронирует какой-нибудь холдинг. Есть Нолинский детдом, тоже маленький. Их патронирует Москва. И это уже другой уровень. Или Истринский детский дом Котельничского района... Если сравнивать, то разница - как коммунальная квартира и шато в Провансе. Здесь дети одеты, они раскованы. Они поют, танцуют, разговаривают с тобой как взрослые умные люди. И проехать 100 километров... Там, где спальни на 30 человек. И дети также радуются тебе. Но у них возможностей уже таких нет.

Но, конечно, к нам обращаются и из Кирова. К примеру, ребенку нужны особые очки. И мы сразу честно говорим, что можем, а что нет. Например? мы можем рассчитывать на определенный заработок в этом месяце, мы можем это. В следующем - другое.

- Вы работаете только с детьми?

- Мы стараемся помогать по мере сил нуждающимся. Сейчас будем готовиться к 9 Мая. Нас уже ждут в доме престарелых. В прошлом году провели для них праздник в честь Дня Победы. Там много - стариков не поворачивается язык сказать - пожилых людей. В прошлом году у меня еще мама была жива. Я стояла тогда на сцене и думала: «Какая же я счастливая, и какая же счастливая у меня мама...». Там совершенно другая ситуация. У них такие печальные глаза... печальная судьба. Мы же всегда успокаиваем себя тем, что, работая с детьми-сиротами, есть надежда, что у них есть будущее. И, возможно, кому-то из них повезет. Когда ты приезжаешь в дом престарелых, то понимаешь: здесь будущего уже нет. Все в прошлом. Все? что остается этим людям? это ежедневная хорошая еда, какая-то библиотека и общение в комнате, в которой они, скорее всего, умрут. Это очень страшно.

Благотворительность без дивидендов

- Сказался ли кризис на благотворительности? И есть ли у вас постоянные партнеры, с которыми бы вы работали на системной основе?

- Конечно, кризис сказался. Я не знаю людей, которых бы не затронула ситуация в экономике. А компаний, с которыми работали бы постоянно, нет. Но я благодарна клиентам нашей юридической компании, что они до сих пор с нами работают, что они нам платят за наш профессиональный труд. А мы уже благодаря им и нашему профессионализму рассчитываем этот заработок и можем прогнозировать траты на благотворительность. Так что нельзя сказать, что помощи нет. Люди платят, зная, что мы занимаемся благотворительностью, аванс на следующий месяц, понимая, что у нас будут мероприятия.

Проверить, прежде чем дать

- Сегодня, особенно с развитием соцсетей, часто можно видеть призывы о помощи. И человек, у которого есть порыв оказать помощь, имеет множество возможностей для того, чтобы ее оказать. Но кто даст гарантию, что деньги дойдут до нуждающихся? Сталкивались ли вы со случаями обмана?

- Да, сталкивались. Но не так часто, как принято думать. Конечно, такие человеческие качества, как сострадание и милосердие, иногда используются всевозможными мошенниками. Наверное, так было всегда, и наше время не исключение. Люди, наделенные способностью творить добро, как правило, доверчивы, и их нетрудно обмануть. Поэтому очень важно понимать, для каких целей предназначена помощь и быть уверенным в том, что она достигнет адресата, достанется тем, кто в ней реально нуждается. На самом деле людей, готовых заниматься благотворительностью и реально способных включиться в это дело, очень много. О них-то и нужно говорить. Сами о себе они, чаще всего, помалкивают. А освещение позитивного опыта позволяет формировать в обществе правильные настроения, и вообще, помогает делать мир лучше, потому что дает одиноким и лишенным главных человеческих радостей людям почувствовать, что они кому-то нужны, что о них кто-то готов проявить заботу, что у них есть будущее.

- Как часто обращаются люди с улицы?

- Бывает... Например, последний случай. Пришла женщина. Беременная. Освободившаяся из мест лишения свободы. Пришла к нам в офис: ей нужно ехать домой. Показала справку об освобождении. Не могу сказать, что потерянная. Нет! Даже счастливая... Поезд через 12 часов. Мы накормили, чаем в офисе напоили. Дали денег и отправили. Такие случаи бывают. И не редко. Заходят и говорят: помогите купить пальто, не в чем ходить. Смотрим, проверяем... Потому что случаи бывают. Или, например, на протез собирают деньги. Перечисляем столько, сколько можем. С миру по нитке, как говорила моя мама.

- Что для вас самой - благотворительность?

- Мне нравится заниматься благотворительностью. Бывает, кто-то из детей плачет, когда их провожаем. И у нас бывают слезы. Но все-таки в душе остается подъем от того, что сделал в жизни что-то важное. Меня поймут все те, кто это делает. Кто-то ведь может считать, что нужно в первую очередь помогать родным. И это важно.

Но мы подходим к благотворительности более глубоко. Стараемся, чтобы подарки для детей были индивидуальные. Не пакетики, а, например, красивые коробочки. Потом в них девочки хранят свои маленькие штучки. Как правило, это даже имеет значение. Потому что у детей появляется что-то свое, личное. У этих детей мало личного, мало собственного. У них нет собственной комнаты, собственной кровати. У нас своего очень много, а у этих детей его очень-очень мало. Бывает, дарим девочкам на выпускной красивое белье... не такое, какое положено, а красивое. Чтобы девочка могла ощутить, понять, что она девочка. Не просто тело человеческое.

Благотворительность - это тоже работа над собой. Как чтение хороших книг. Это кропотливая работа, это работа души. Отдавая окружающим и помогая нуждающимся, мы порой боимся быть непонятыми и неправильно истолкованными. И напрасно: крепкая семья всегда входила в перечень главных российских ценностей, так же, как помощь нуждающимся являлась основой нашей культуры и, если угодно, национальной морали. Я сейчас общаюсь с ребятами-волонтерами, помогающими нам с организацией мероприятий. Это студенты ВятГГУ, ученики из Кировского экономико-правового лицея. Так много хороших неравнодушных ребят!.. И своих сыновей, уже взрослых, всегда беру на мероприятия. Чтобы ценили то, что у них есть. И чтобы их души учились работать.

Очень хочу поблагодарить и сказать спасибо людям, которые хоть однажды помогали нам средствами. Это Игорь Загребин, Андрей Пушкарев, Константин Русских, Николай Бовыкин, Александр Стародумов, Андрей Баранцев, Наташа Лукина, Юлия Столбова, Лилия Казаковцева, Людмила Горева, Максим Воронков, Алексей Кучин, Сергей Рудковский...

Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ