В Кирове допросили свидетелей по делу «о печном топливе»

6 декабря 2018, 07:30
В Октябрьском районном суде продолжаются слушания по уголовному делу в отношении бывшего замдиректора «АТП» и его сообщников.
В Кирове допросили свидетелей по делу «о печном топливе»

5 декабря в Октябрьском суде были допрошены семь свидетелей по делу «о печном топливе» — два мастера смены, оператор АЗС и четыре бухгалтера.

Напомним, бывшего замдиректора АО «Автотранспортное предприятие» Анатолия Криволапова обвиняют в том, что он вступил в преступный сговор с представителями двух фирм Сергеем Бушуевым и Вадимом Нелюбиным, которые на протяжении 2014-2016 годов поставляли в АТП печное и судовое топливо под видом дизельного. В результате «АТП» был причинен ущерб в размере более 23 млн рублей. Суд над Криволаповым и Бушуевым продолжается, а Нелюбин скрывается от следствия.

Опрошенные свидетели дают достаточно противоречивые показания. Многие из них на допросе говорили одно, а в суде отказались от своих слов.

«В морозы машины глохли»

Первые два свидетеля работают мастерами смены в кировском «АТП». Взглянув на подсудимых, они узнали Анатолия Криволапова — «был главным инженером в «АТП». Один из мужчин работает на предприятии с 2013 года, второй — с 1998. Таким образом, оба застали тот период, который рассматривается в суде (2014-2016 годы).

В обязанности мастеров смены входил текущий ремонт автобусов, в том числе топливной системы. Они заявили, что точно не знают, на каких заправках заправлялись автобусы «АТП» («вроде на Ломоносова»). По их словам, автобусы работали на дизельном топливе.

По словам первого свидетеля, Дмитрия Ч., в 2014-2016 годы явных проблем с качеством топлива не было, но в межсезонье машины часто не заводились, «глохли». Однако, как утверждает мастер, это связано с износом автобусного парка, а не с качеством топлива. После 2016 года автобусы стали заправляться на башкирской заправке («Башнефть»), особо ничего не изменилось, но проблемы с износом остались. Также свидетель отметил, что были жалобы от водителей, но не обязательно по топливной системе, а, скорее, в связи с общим износом автобусного парка. На вопрос прокурора, были ли обращения, связанные с выходом из строя топливного фильтра, мастер ответил: «Нет».

Второй свидетель, Андрей Л., говорил обратное — в 2014-2016 годы «чаще менялись топливные фильтры», но он не знает, с чем это связано. В морозы глох двигатель, автобусы не заводились. Однако если топливо меняли, все начинало работать. По словам мастера, от водителей и других сотрудников «АТП» жалобы не поступали. О проблеме с топливными фильтрами он докладывал непосредственному начальнику (Сосновских), но не знает, передавал ли тот информацию руководству. После 2016 года «стало получше немножко».

Прокурор уточнила: о чем может свидетельствовать увеличение количества замены топливных фильтров? Мастер, как будто неохотно, ответил: «О некачественном топливе».

Однако мужчина опроверг часть своих показаний, данных во время допроса. Ранее он говорил следователю, что до 2016 года были жалобы от водителей, а после смены АЗС водители сказали, что «тяга увеличилась, стало лучше», уменьшилось количество заявок на замену топливных фильтров. В суде же мастер сказал иное: про тягу ему никто из водителей не говорил, и вообще он на эту тему ни с кем не общался. При этом мужчина заявил, что его никто не заставлял изменить показания.

«Водители жаловались, что автобусы плохо ездят»

Третьим свидетелем по делу «о печном топливе» была Наталья О., которая в 2015-2016 годах работала оператором АЗС на заправке ООО «АЗС Регион-1» (ул. Ломоносова, 1а). Отметим, что именно там заправлялись автобусы «АТП» в период, который рассматривается судом.

Свидетель узнала Сергея Бушуева — «помню, приезжал к нам, заправлялись». По словам девушки, автобусы «АТП» заправлялись на 5 и 6 колонках, реже на 3 и 4, если на тех заканчивалось топливо. На колонках были специальные обозначения: «АТП» и «ДТ ТУ» (дизельное топливо технологическое улучшенное).

Свидетель утверждает, что водители неоднократно жаловались на те или иные проблемы: то им якобы не долили топлива, то топливо плохого качества, из-за чего автобусы ездят хуже.

На вопрос, проверялось ли качество топлива, которое поставляли на АЗС, девушка ответила: проверяли документацию, плотность топлива, брали заборы с бензовозов. Если все было нормально, топливо отгружали в резервуары. После этого вывешивали сертификаты качества топлива, чтобы клиенты могли ознакомиться с ними.

Прокурор напомнила, что во время допроса свидетель назвала топливо ДТ ТУ «не очень качественным», так как в нем присутствовали определенные присадки. Однако в суде на вопрос «С чего вы решили, что оно хуже, чем остальные?» девушка ответила: «Потому что дешевле».

«Черников занимался финансами, а Бушуев — документами»

Оставшиеся четыре свидетеля, которых допросили 5 декабря, работали вместе с Сергеем Бушуевым. Женщины занимались бухгалтерией в группе компаний, которая располагалась в офисе по ул. Молодой Гвардии, 63. В эту группу в основном входили фирмы, занимающиеся строительством: «СоюзСтрой», «МеталлСтройКомплект», «Академия-Строй», «ПромСтрой» и другие. Однако туда входила и фирма Сергея Бушуева — ООО «Промбытсервис», занимающаяся поставками горюче-смазочных материалов. Отметим, что именно «Промбытсервис» вместе с фирмой Нелюбина «Типография «Вятка» поставляли «АТП» некачественное топливо, как утверждает сторона обвинения.

Ольга К. работала главным бухгалтером в компании «Академия-Строй» с 2007 по 2018 год, однако неофициально подрабатывала и в других фирмах. Она узнала Сергея Бушуева — «начал работать у нас в 2011 году, руководил ООО «Промбытсервис». Главным в группе компаний, по словам женщины, был Денис Черников.

По словам свидетеля, в 2014 году компания «Промбытсервис» начала заниматься топливом. Она заключила договоры с «АТП» и поставщиком ООО «АЗС Регион-1». Закупленное топливо отвозили на бензовозах на автозаправки по ул. Ломоносова, 1а и Производственная, 50, куда потом стали приезжать автобусы «АТП». Ольга К. заявила, что ничего не знает о качестве топлива, но слышала, что оно дизельное — «так звучало в договоре». По просьбе Черникова в 2014 году женщина начала вести бухгалтерию ООО «Промбытсервис».

По словам Ольги К., к ним в офис иногда приходил Вадим Нелюбин, который был заместителем директора в ООО «Типография «Вятка» (напомним, что это второй фигурант дела). Нелюбин обычно заходил к Черникову и Бушуеву, которые сидели в одном кабинете, но о чем они разговаривали, женщина не знает.

Ольга К. также сообщила, что Черников и Бушуев были партнерами, но первый занимался финансами, а второй общался с поставщиками, заключал договоры и развозил документы. По ее словам, Черников принимал участие в финансовых вопросах ООО «Промбытсервис», то есть имел причастность к одному из фигурантов дела. Однако Ольга К. не знает, имел ли Черников отношение к качеству закупаемого топлива.

Второго свидетеля также зовут Ольга К. Она работала бухгалтером в одной из строительных компаний. В 2015 году женщина вышла из декрета и узнала, что ее фирмы больше нет — «среди наших организаций постоянно была текучка». Однако ее не оставили без работы и устроили в ООО «Промбытсервис», вместо предыдущего бухгалтера, который временно не мог вести дела.

Ольга подтвердила, что компания «Промбытсервис» действительно занималась поставкой топлива «АТП», видела, как закупали большие бензовозы для транспортировки топлива. По ее словам, Сергей Бушуев привозил ей документы (счета-фактуры, ведомости и т.д.), а она занималась их первичной обработкой. Иногда документы в «АТП» отвозил Нелюбин. Также он привозил счета или письма.

«Нелюбин не принимал участия в управлении «Промбытсервисом», но он мог позвонить и сказать, что сегодня будет оплата для поставщиков», — вспоминает Ольга.

По ее словам, всем, что касается топлива, занимался Бушуев, при этом он был подконтролен Черникову — негласному руководителю группы компаний. Кто получал прибыль от сделок, ей неизвестно.

«От «АТП» приходили деньги за поставку дизельного топлива, мы отправляли их поставщику. Деньгами «Промбытсервиса» распоряжался Черников, он давал указания, кому сколько отправить с расчетного счета».

В конце 2015 года «Промбытсервис» перестал заниматься топливом, фактически деятельность компании закончилась. С 2016 года поставлять топливо «АТП» начала «Типография «Вятка», а Ольге нашли новую работу.

Когда допрашивали этого свидетеля, суд заинтересовался двумя деталями. Первая — то, что Сергей Бушуев заранее подписывал чеки, чтобы, когда его нет в офисе, можно было снять наличные со счета. Как правило, это делали по просьбе Черникова, ему же отдавали деньги.

Вторая деталь — свидетель призналась, что были случаи, когда наименование топлива в счете-фактуре казалось ей «нестандартным», поэтому она обращалась к Бушуеву за разъяснением. Тот отвечал, что это такой вид дизельного топлива.

Был и еще один интересный момент в этом допросе. Ранее Ольга заявляла следователю, что ООО «Промбытсервис» руководит только Бушуев, он же занимается финансами, а Черников вообще не имеет никакого отношения к этой фирме и никогда не интересовался топливом. Однако в суде показания резко изменились. Ольга была вынуждена признаться, что Черников попросил их не упоминать его во время допроса, якобы для того, чтобы «помочь Бушуеву, у него такая линия защиты». В тот момент Ольга была беременна, боялась потерять работу, поэтому согласилась скрыть участие Черникова в деле.

Следующий свидетель — Анна Б. Она также работала бухгалтером в одной из строительных компаний и сидела в одном кабинете с предыдущим свидетелем. Женщина подтвердила, что «Промбытсервис» поставлял топливо «АТП», а Бушуев привозил-увозил документы. Однако несколько раз эту работу выполнял Вадим Нелюбин. В конце 2015 года Нелюбин «стал появляться у нас чаще и привел своего бухгалтера, чтобы Ольга рассказала ему, как она вела бухгалтерию «Промбытсервиса». Как мы уже писали, в дальнейшем компания Нелюбина занялась поставкой топлива «АТП» вместо «Промбытсервиса».

В этом допросе также был один интересный момент: Анна рассказала, что в 2016 году Черников собирался выехать за границу, и попросил издать приказ о назначении его директором «Промбытсервиса». «На «Промбытсервис» была зарегистрирована машина, на которой он хотел ехать за границу, и нужны были основания для ее использования».

Также стоит отметить, что на допросе Анна говорила следователю, что Черников не имеет отношения к «Промбытсервису». В суде же показания были другими. Прокурор спросила, почему она пыталась скрыть участие Черникова в топливных делах. Женщина замялась: «Следователь спрашивал только о топливе, а не о финансах «Промбытсервиса», поэтому я ничего не сказала про Черникова».

Последним свидетелем стала Татьяна К., которая работала в компании «МеталлСтройКомплект» до 2015 года. Она сообщила, что по просьбе Бушуева помогала с бухгалтерией «Промбытсервиса», Женщина подтвердила слова остальных свидетелей, что Черников занимался финансами, а Бушуев — документами. Однако ранее, во время допроса, она, точно так же, как и остальные, заявила следователю о непричастности Черникова к «Промбытсервису». По словам Татьяны, об этом бухгалтеров просил Черников. «Нам объяснили, что это делается в целях защиты Бушуева».

Что еще скрыто в этой истории, станет известно на следующем заседании суда, которое состоится 10 декабря.

Читайте по теме Дело АТП
В Кирове бывшего работника «АТП» подозревают в получении взяток
Миллионные взятки: стали известны подробности приговора Николаю Дубровину
В Кирове осудили бывшего гендиректора «АТП» Николая Дубровина
Комментарии (9)К последнему
Галина Панфилова | 6 декабря 2018, 09:56 #
Уж не сыночек ли Бушуева? Его отец работал А/К 1217 начальником отряда. Алкоголик и взяточник Настрадались же мы от него .Это же было перестроечное время и уйти просто было не куда
Гость_Гость | 6 декабря 2018, 11:24 #
Ну Бушуев то ещё был ангел по сравнению со Смолевым , 12/13 , вот там гандон был , думаю сейчас в аду горит эта мразь , подох слава богу.
Гость_Зевс | 6 декабря 2018, 18:24 #
Дт ТУ - это не технически улучшеное топливо, идиоты - это Дизельное топливо произведенное по техническим условия, не гост!
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ