Что не так с руслом Вятки?

31 марта 2019, 17:31 | Игорь Нелюбин
Гидрогеолог Анатолий Русских по итогам недавней дискуссии в ОПКО нашёл аргумент в пользу углубления главной водной артерии региона в книге вятского краеведа и архитектора. А также поставил под сомнение возвращения Кикиморской горы в первоначальное состояние.
Анатолий Русских
Анатолий Русских

В марте на заседании комиссии по экологии Общественной палаты Кировской области (ОПКО) участники и обсуждали идеи администрации Кирова и правительства области по развитию микрорайона Вересники, что возможно только при условии его вывода из зоны затопления. Как известно, чиновники рассматривают возможность провести дноуглубительные работы на Вятке в районе Кирова, а полученный со дна песок использовать для строительства дамбы или отсыпки территории микрорайона.

С одной стороны, идея кажется разумной: река станет судоходной, берега будут менее затапливаться во время весеннего половодья. С другой стороны, специалисты говорят о рисках, с которыми связаны работы по отсыпанию донного грунта по берегам или строительство дамбы. Например, не останутся ли кировчане без воды после углубления реки.

Участники упомянутого выше заседания ОПКО сошлись в итоге во мнении, что пока нет чёткого представления о том, как будут развиваться Вересники, говорить об экологических последствиях тех или иных решений рано.

- Другого заключения трудно было ожидать, так как большинство представителей по своей структуре способны только инспектировать, согласовывать, или как говорили на заре создания нового чиновничьего сословия «принимать управленческое решение», - говорит кировский гидрогеолог с многолетним стажем Анатолий Русских. - О каком принятии решения можно говорить, если исчезли структуры, которые ранее отвечали за изучение динамики руслового процесса?

- А что с ним происходит?

- Как показывает анализ, причиной катастрофических затоплений на территории России, произошедших за последние годы, послужило заиление русел. Предложение администрации вернуть Вятке судоходство, проведя углубление русла, дорого стоит. Естественно, хочется, чтобы структуры, контролирующие состояние природной среды, не ставили препоны, а по мере возможности предлагали реальные предложения по реализации идеи. Как, к примеру, уже на том заседании сделал директор института «Кировводпроект» Владимир Смирнов. Он считает целесообразным провести отсыпку территории Вересников вместо строительства плотины, что для меня звучит убедительно. Иначе говоря, можно поднять микрорайон с помощью грунта на уровень затопления. На первом этапе такой вариант дороже, зато не потребует дополнительных больших затрат на эксплуатацию. Кстати, забор воды из Вятки осуществляется не с поверхности, а из специально углублённой части русла (ковшового водозабора).

Мощность русловых отложений, в знаменателе у скважин. Иллюстрация из книги А. Тинского.
Мощность русловых отложений, в знаменателе у скважин. Иллюстрация из книги А. Тинского.

- То есть и углубление реки не потребуется?

- Наоборот, углубление Вятки – дело хорошее. Вопрос в том, как его делать. В книге Анатолия Тинского «Улицы, пощади, дома. Вятка. Страницы истории» (1999 г.) отмечается, что в старину течение Вятки проходило севернее Вересников и делало разворот в районе Макарья. Автор подсчитал, что отход от крутого коренного левобережного склона в районе Кирова река делает с периодичностью в 300 лет. Отход от левого берега происходит за счёт запесочивания русла. Наличие древнего русла реки, имеющего более глубокий врез, подтверждается геофизическими работами, проведенными Средне-Волжской комплексной геологоразведочной экспедицией в 1974 году.

Из сказанного можно сделать вывод, что отказ от углубления русла реки может привести к её сдвигу в восточном направлении, в зону старого русла. Это даже без отсыпки Вересников. Однако подъём территории микрорайона с углублением русла, но без создания его нормального уклона, исключающего эрозию левого берега, тоже может вызвать смещение.

Как было отмечено на прошедшей комиссии, работа дорогостоящая. Поэтому хочется предостеречь администрацию от неоправданных затрат связанных с возвратом берегового участка горно-лыжной трассы «Калика-Морозов» в первоначальное состояние.

- Вы же раньше переживали за то, что там засыпали родниковый комплекс?

- С тех пор как «Водоканал» прекратил использовать старинную водокачку, разрушенные каптажи очень сильно размывали береговой склон, и появление оползневого процесса в зоне выхода родников было делом небольшого времени. Сделанный каптаж и отсыпка склона привела его в устойчивое состояние. Если каптажные сооружения выполнены добросовестно, проблема устойчивости склона решена. С возвращением склону первоначального состояния у города появится проблема с его укреплением.

Кроме того, лет 40 назад по представлению Кировского гидрогеологического участка Средне-Волжской экспедиции, администрация города расселила людей, чьи дома располагались у подножья склона в районе телецентра, потому что постоянный сплыв грунта со склона разрушал подпорную стенку, защищающую дома от разрушения. К сожалению, с тех пор территория вдоль склона и родникового озера от застроек не освободилась, а напротив, появились новые строения, которые создадут трудности в случае необходимости проведения работ по укреплению склона. Если учесть, что присклоновая часть берега застроена высотными зданиями, которые не исключают утечек из водопроводной сети, то проблемы с устойчивостью склона ещё появятся. С хаотично застроенной нижней частью склона, при отсутствии канализации о каком-либо памятнике «родниково-озерный комплекс» говорить глупо. Время утеряно, а розданную под строительство землю вряд ли можно забрать.

Комментарии (8)К последнему
Гость_Андрей | 31 марта 2019, 21:42 #
Анатолии Русских молодец знает истиную историю Хлынова ,Вятки,Кирова. Не то что варяга Шульгин.
Гость_Дед-мопед | 31 марта 2019, 22:50 #
Скока помню осатка плоскадонава речнова парахода примерно 40-50 см. Нафига рыть? Вот быле люди ф наше время: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/1588/sudohodstvo-na-vyatke
Гость_C Вятки | 1 апреля 2019, 10:34 #
А раньше дноуглубительных работ не вели думаете? Булычев и предшественники купили пароходы и вперед? Вятка всегда была условно судоходной! Я вот помню что всегда земснаряды по Вятке ходили! Если дорогу не чистить, не проедешь по ней никуда!
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ