Приговор Шатохину вынесут до конца недели

15 мая 2019, 16:33
И судя по всему, этот приговор не будет мягким.
Михаил Шатохин
Михаил Шатохин

15 мая в Октябрьском районном суде г. Кирова прошло предпоследнее заседание по делу Михаила Шатохина, который 24 ноября прошлого года напился, угнал у знакомого машину и, удирая от ГИБДД, сбил на Московской 10-летнюю девочку и ее бабушку. Ребенок в результате скончался.

Шатохина судят сразу по двум статьям — часть 1 статьи 166 УК РФ (угон) и часть 4 статьи 264 УК РФ (нарушение водителем правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека). Отметим здесь, что ранее он уже был судим, и не раз, поэтому на мягкий приговор точно рассчитывать не приходится.

«Это не человек, это убийца»

Прения начались с выступления прокурора. Он напомнил присутствующим о судимости Шатохина, подчеркнул, что тот страдает алкоголизмом, хоть и признан вменяемым. Говоря об этом, гособвинитель процитировал Фрэнсиса Бэкона: «Никакие напасти и преступления не уничтожают столько народа и народного богатства, как пьянство». По его словам, случай с Шатохиным не стал исключением.

Прокурор также отметил, что все доказательства указывают на вину Шатохина и нет ни одного, которое бы указывало на невиновность. Да, мужчина признал вину, но это не отменяет всей тяжести его преступления, считает гособвинитель. Он предложил назначить Шатохину лишение свободы по каждой статье и приговорить его в общей сложности к 7 годам в колонии строгого режима. Кроме того, прокурор считает правильным взыскать с него три миллиона рублей в пользу матери погибшей девочки и лишить возможности управлять автомобилем на три года.

После этого выступил отец погибшей девочки, Виталий Н.: «Мы понесли невосполнимую утрату по вине подсудимого, — сказал он. — Я считаю, что чем дольше такие люди находятся в изоляции, тем дольше наше общество будет в безопасности, наши дети, наши родственники, наш город. Поэтому я хочу, чтобы он получил максимально возможное наказание. Несмотря на признание вины, это никак не умаляет его виновность. Он заслуживает максимального срока».

Мама девочки Виктория К., которую сбил пьяный Шатохин, также взяла слово. Она плакала, в очередной раз вспоминая самое ужасное событие своей жизни: «Этот человек убил самого дорогого и любимого в моей жизни человека — моего ребенка, — сказала Виктория. — Нет ничего страшнее для любой матери, чем потеря ребенка. Это безусловная утрата для нашей семьи, для мужа, для отца. Даже мама пострадала, получила тяжеленные травмы, она до сих пор находится на реабилитации. Мы не знаем, когда она сможет восстановиться полностью. Она находится в тяжелом моральном состоянии, как и вся наша семья. И нам жить с этим горем теперь всю жизнь!

Естественно, я требую для... я даже не могу назвать его человеком... это не человек, это убийца. Он убил, я считаю, жестоким способом, нашего ребенка. Не остановился, не оказал помощи. Просто поехал дальше, видя, что у него на капоте находится маленькая девочка. Сбросил... и просто уехал! Какими словами можно описать этот поступок?! Моя дочь расплатилась своей жизнью за то, что кто-то захотел, извините, выпить и устроить пьяные покатушки по городу. К сожалению, наши законы не позволяют дать того срока, которого я желаю. Я желаю, чтобы он вообще больше никогда не находился на свободе, чтобы пожизненно сидел в тюрьме. Чтобы он больше не смог никому никогда нанести вред! Но так как наши законы — это максимально семь лет, то я за максимальный срок. Надеюсь, что мы будем услышаны».

Мать погибшей девочки, справа - отец
Мать погибшей девочки, справа - отец

«Надеемся, что он не будет извиняться»

Представитель потерпевших Антон Долгих привел многочисленные доказательства, почему, по его мнению, Шатохин должен получить самое суровое наказание. Во-первых, отметил он, Шатохин убил девочку и покалечил ее бабушку вовсе не «по неосторожности», как говорится в инкриминируемой ему статье, а вследствие умысла — его действия были направлены на то, чтобы скрыться от полиции.

Также Долгих сказал, что не верит в то, что Шатохин не помнит момент наезда. «Я задавал ему вопросы. В какой-то момент Шатохин забыл, что ему надо говорить «не помню», и на некоторое мои вопросы дал совершенно конкретные содержательные ответы. Так, на вопрос о том, почему он не согласился по требованию инспектора остановиться, Шатохин дал конкретный ответ: «Не знаю», — говорит Долгих. — Что может означать данный ответ? Умысел! То есть Шатохин знал, что его сотрудник полиции останавливает, что должен выполнить его указания, но не остановился, а нажал на педаль газа, увеличил скорость, перестроился и, постоянно увеличивая скорость, стал отрываться, уходить от авто ДПС вперед. И далее, видя красный сигнал светофора, видя пешеходов, которые вышли на проезжую часть, он умышленно, по моему мнению, решил продолжить движение и сбил этих людей. Да, у него наверняка не было умысла никого убивать. Тем не менее, он совершенно умышленно врезался в двух пешеходов, да так, что они разлетелись по сторонам».

Долгих также отметил, что неизвестно, отчего умерла девочка — от удара о машину Шатохина или в тот момент, когда он, провезя ее на капоте несколько сотен метров, сбросил тело на землю. Представитель потерпевших убежден, что ребенка можно было спасти, если бы Шатохин остановился сразу после наезда или если бы возле тела девочки остановилась патрульная машина. Он сказал, что в дальнейшем родители погибшей хотят добиться возбуждения еще одного дела, по статье 125 УК РФ «Оставление в опасности». «Из-за действий Шатохина было упущено драгоценное время. Я считаю, что ее можно было спасти», — сказал Долгих.

Юрист считает, что Шатохин признал вину не потому, что винит себя в произошедшем или раскаивается, а потому что хотел таким образом смягчить приговор. Это подтверждается и его ходатайством об особом порядке рассмотрения дела, говорит Долгих, по которому Шатохин бы получил не более двух третей от максимального срока.

«Это невероятно циничная, на мой взгляд, совершенно омерзительная позиция, — сказал Долгих. — Он не раскаялся, и его поведение в зале суда доказывает это. Шатохин не помогал следствию, а, скорее, препятствовал. И все он прекрасно помнит, любой здравомыслящий человек это понимает. Я убежден, что Шатохин не раскаялся, а признание вины носит формальный характер».

Также Долгих прокомментировал иск матери погибшей девочки, который та предъявила Шатохину. Если суд удовлетворит его, водитель-убийца должен будет выплатить ей три миллиона рублей в качестве компенсации морального вреда.

«Как представитель гражданского истца, скажу: дело не в деньгах. Никакие деньги мира не могут даже близко компенсировать причиненный вред. Никаких денег потерпевшие от этого негодяя не ждут. И понятно, что никаких денег они не получат. Только когда (если) он доживет до пенсии, с пенсии будут списываться суммы, и то копеечные, потому что Шатохин нигде не работал. Не в деньгах здесь дело, здесь дело в справедливости».

Долгих не забыл упомянуть о том, что адвокат Шатохина счел такую сумму слишком большой: «Когда защитник сказал, что считает исковые требования завышенными, я сначала не поверил: три миллиона рублей за человеческую жизнь, за жизнь ребенка! Даже если предположить, что Шатохину пришлось бы платить эти деньги, это разве значительная сумма?»

В конце своей речи Долгих отметил, что Шатохин не раскаялся и не принес извинений, не попытался загладить свою вину: «Даже если он извинится, эти извинения не будут приняты потерпевшими. Они не ждут и категорически возражают против такого. Они надеются, что у Шатохина хватит душевных сил не использовать эту возможность для облегчения своей участи. Очевидно, что если бы он хотел извиниться, он сделал бы это раньше. Прошу отнестись к этому как к формальному произнесению слов и колебанию воздуха, которое никакого смысла не несет».

Антон Долгих
Антон Долгих

Виноваты сами?

Адвокат Шатохина Федор Коновалов произнес речь, которая просто шокировала присутствующих. Во-первых, он заявил, что не считает это дело общественно-резонансным (и это при нескольких журналистах и камерах, направленных на его лицо), поэтому просит суд не рассматривать это в качестве отягчающего обстоятельства. Также Коновалов попросил учесть факты, которые могут смягчить приговор — признание вины и наличие у Шатохина серьезных заболеваний — например, гепатита С.

Коновалов отметил, что в случившемся есть вина не только самого преступника, но и человека, с которым он перед этим пил и который якобы отдал ему ключи от машины. Также, по мнению Коновалова, виноваты пешеходы, которые не обратили внимание на полицейскую сирену и вышли на дорогу: «У потерпевших есть не только права, но и обязанности. Пункт 4.7 ПДД гласит, что если пешеходы видят/слышат световую/звуковую сигнализацию, они должны воздержаться от перехода проезжей части».

В конце Коновалов подчеркнул, что никогда в своей практике не встречал случаев, чтобы за смерть человека требовали больше миллиона рублей. Он попросил суд не назначать Шатохину максимальное наказание и в три раза уменьшить размер компенсации.

Шатохин и Коновалов
Шатохин и Коновалов

Антон Долгих не мог не прокомментировать слова своего коллеги. По его словам, он в шоке от того, что адвокат Шатохина считает миллион рублей достаточной компенсацией за погибшего ребенка, и от того, что он обвинил потерпевших в каких-то нарушениях.

«Ни один из пешеходов не совершал нарушения ПДД и противоправных действий. В материалах дела отсутствуют такие доказательства, — сказал Долгих. — В прениях запрещено ссылаться на доказательства, не указанные в материалах дела. Коновалов сослался на отсутствующие доказательства и попросил суд учесть противоправные действия потерпевшей. Это какую же надо иметь мерзость в голове!»

Судья попросил Долгих воздержаться от оскорблений. Юрист ответил: «Это не оскорбление. Оскорбление — это когда в неприличной форме. Во-вторых, это мое мнение. И я как раз себя сдерживаю, так как знаю, где нахожусь».

Также Долгих отметил, что передача ключей Шатохину тоже не является противоправным действием, и этот довод также не поможет смягчить приговор.

«Коновалов вводит суд в заблуждение, — сказал Долгих. — Он здесь с одной целью — не дать судебной практике, сложившейся в Кировской области, сломаться».

На этом прения были закончены. Приговор Михаилу Шатохину будет вынесен 17 мая.

Читайте по теме Дело Шатохина
Мать девочки, которую насмерть сбили на Московской, собрала подписи за строительство подземного перехода
Суд отклонил апелляцию по Шатохину
Адвокат Шатохина решил обжаловать приговор
Комментарии (9)К последнему
Юрист Антон Долгих | 15 мая 2019, 17:32 #
Ну вот. Можете же, когда захотите, всё правильно расслышать и интерпретировать. А теперь давайте представим, что в этом деле не было представителя у потерпевших - а был один Коновалов со своей позицией...
Гость_Ярослав Михуилов | 15 мая 2019, 19:45 #
сам себя не похвалишь...
Юрист Антон Долгих | 16 мая 2019, 20:28 ответил Гость_Ярослав Михуилов #
Всегда так.
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ