500 км по льду Байкала

9 апреля 2013, 15:51 | Давид Бондаревский
Байкал зимой — это настоящее царство Снежной Королевы, здесь как в сказке дуют суровые ветра, а мороз из застывшей воды создает торосы - удивительные монументы изо льда.

Осенью друзья мне предложили совершить с ними в марте 2013 года велопутешествие по Байкалу. Так как я очень хотел побывать на самом большом озере в России, то сразу же согласился. Такое путешествие требует серьёзной подготовки, которое обусловлено, во-первых, зимними условиями, во-вторых, непредсказуемостью погоды Байкала, в-третьих, отсутствием рядом путей эвакуации в случае экстренного случая (да что говорить, там магазины-то не в каждом селе и посёлке). Поэтому готовились тщательно: палатки, зимние спальники, одежда и различная экипировка (например «ввёртыши» в лёд для установки палатки на льду). Организатор велопохода Ирина Чудиновских разрабатывала наш маршрут по всем правилам: переходы, ночёвки, питание.

И вот настал долгожданный день, когда наша группа из семи человек села в поезд и поехала навстречу приключениям. Нас провожало много людей, как какую-то экспедицию, они помогали нам грузиться. Вещей было очень много, но мы их быстро распихивали по полкам, чтобы у проводников не было лишних вопросов по нормам багажа, ведь по правилам РЖД велосипед можно провозить упакованным в чехол со снятыми передним колесом и одной педалью, независимо от размеров.

Но кроме велосипедов у нас были ещё 70-90-литровые велорюкзаки, скатки с ковриками, наплечные рюкзаки и прочие мелкие пакеты и сумки. По приезду в Иркутск мы выходили последними из вагона и складывали вещи на перроне, возвращаясь за новыми вещами. Гора наших пожитков и велосипедов росла, а глаза проводницы всё больше округлялись. Когда мы вынесли все вещи, она только промолвила: «Это всё было в моём вагоне?!» Её можно понять, куча вещей была очень большой, а главная задача всех туристов - скрывать количество перевозимого имущества.

Из Иркутска мы выехали в поселок Сихюрта на микроавтобусе. Все маршрутки в этом городе оборудованы багажником на крыше, поэтому мы легко вместились в машинку размером с «Газель». Нам предстоял путь в 240 км - до посёлка, который сокращенно называют МРС (маломорская рыболовецкая станция). Там мы остановились на базе «Морской бриз», которая расположена на горе, а утром мы радостно вышли посмотреть на озеро. Но нас ожидало разочарование: вместо синего льда мы увидели белые просторы Байкала. Все из-за того, что здесь впервые за 50 лет была очень снежная зима.

Подо льдом

На следующий день, несмотря на штормовое предупреждение, мы решили начать наше путешествие. И в 10:30 утра отправились в поселок Хужир, столицу острова Ольхон. Но только мы отъехали 5 км от МРС, как начались сильные порывы ветра, который буквально сшибали нас с ног, ехать было невозможно. Тогда мы приняли решение спрятаться за скалами на берегу, около мыса Кобылья голова. Как только мы начали двигаться в ту сторону, Ярослав, один из участников нашей группы, вдруг провалился под лед вместе с велосипедом. Пока я собирался придти ему на помощь он уже самостоятельно выбрался, но его велосипед остался плавать в Байкале - транспорт держали на поверхности рюкзаки, которые тонут только если очень сильно намокнут. Ярослав сам вытащил железного коня из полыньи, а потом, как опытный турист, сразу же переоделся в сухую одежду. После этого случая мы приняли решение вновь вернутся в МРС. Так мы узнали, что такое настоящая Сарма, самый страшный ветер на Байкале. Застал он нас напротив Сарминского ущелья, поэтому мы видели снежные буруны его начала. Это реально страшно!

Горячие источники

Переночевав на базе, мы все же решили сделать вторую попытку, чтобы доехать до Хужира, и она удалась. 40-километровый маршрут мы преодолели за 10 часов. Дорога нам далась очень тяжело, вторая половина пути - сплошные торосы (нагромождения из обломков льда) и переметы (горы снега), поэтому нам приходилось ехать зигзагами. А приехав в поселок, мы узнали от водителей, что добирались до Хужира по лучшему участку маршрута. Дальнейший путь до мыса Хобой и вокруг острова Ольхон, был для нас закрыт - снег по колено и поля из торосов.

Мы решили воспользоваться запасным вариантом: договориться с водителями и съездить на красивейшее место Байкала - Ушканьи острова, а также на горячие источники, которые находятся в Чивыркуйском заливе. Это очень не безопасное двухдневное путешествие. Водители всегда едут на двух машинах. Если один попадает в беду, второй его спасает. Главные опаности: гигантские трещины с водой, промоины, рыхлый и глубокий снег. Водители, как повседневные истории, рассказывают то, как попадали в трещины и топили машины. Андрей (наш водитель), например, поведал, как он доставал машину с глубины 117 метров. Они же выступали и в роли экскурсоводов, так как путь занимает два дня, и ни один турист не выдержит его без красочных рассказов о нерпе, духах, трещинах и тамошних обычаях.

Они же заставили нас бурханить - пройти обряд посвящения и выражения уважения духам озера. Это обязательное условие выживания туриста на Байкале. В первый раз, когда мы решили этого не делать, погода поменялась в течении одной минуты, стал задувать встречный холодный ветер, зашло солнце, поэтому мы сразу изменили свое решение - оставили подарки духам на льду, и сразу ветер стих. Вот и не верь после этого в обычаи!

Если кому-то покажется, что ледяные просторы Байкала безжизненны, то он ошибется. Здесь постоянно снуют туда-сюда машины, а ещё для туристов местные буряты ставят целые деревни из юрт, в которые приезжают рыбаки-любители, чтобы прямо из них ловить рыбку. В юрте тепло: печка, топчаны для ночёвки и даже пол, в котором проделан люк для ловли рыбы. В целом это такие своеобразные гостиницы для рыбаков.

Ушканьи острова нас встретили торосами, которые достигают 15 метров в высоту. Эти глыбы выглядят очень красиво, когда переливаются на солнце, а еще в них можно увидеть, как в них отражается закат.

Переночевав на островах, утром мы отправились на источники, чтобы всего 15 минут посидеть в лечебной сероводородной воде. Когда мы возвращались обратно в Хужир, то встретили группу воронежских велосипедистов и остановились поговорить с ними. Оказалось, что ребята шли сложным маршрутом с Северобайкальска, по торосам и снегу.

Путь назад

В Хужире мы, конечно, посетили местные достопримечательности и известную скалу Шаманка, которая изображена во всех туристических каталогах. Также Хужир славен еще и вкусным копчёным омулем - все дни мы только им и питались. Дальше наш путь пролегал обратно в МРС, затем - длинный переход 95 км до поселка Бугульдейка. Мы не были уверены, что проедем это расстояние за один день, но ветер был попутным (вот что значит вовремя побурханить!), помогал, поэтому в 19-00 мы въехали в посёлок и остановились на базе «Заречной».

Здесь мы сразу же ощутили суету среди местных жителей. Оказалось, что на следующий день туда должен был приехать шаман, чтобы освятить базу. А еще именно здесь нас научили делать местное блюдо - загудай. Готовится эта закуска просто. Нужно взять филе свежего омуля, разрезать кубиками, посолить, перчить, добавить масло и лук. На удивление загудай оказался очень вкусным и калорийным.

Утром во время завтрака мы разговорились с человеком, сидящим с нами за одним столом. Поговорив с ним буквально обо всем, только в конце узнали, что он и есть тот самый шаман. Воспользовавшись моментом, мы попросили у него о том, чтобы духи помогли нам, сделав ветер попутным. На удивление наши просьбы были услышаны, и целых 35 км пути ветер дул нам в спину. Мы даже замерзли от того, что почти не крутили педали. В итоге нам снова удалось проехать 90 км без холодной ночёвки в палатках. Шаман реально помог - нам даже приходилось притормаживать, а то очень страшно становилось!

Следующая наша остановка была в поселке Большом Галоустном. Из него мы поехали в поселок Листвянка, где прожили целых три дня. За это время мы посетили два музея: Байкала и этнографический, увидели хребет Черского, а также исток Ангары, который не замерзает. Из Листвянки мы уехали на вокзал в Иркутск, где сели на поезд и отправились домой.

Стоит отметить, что на Байкале мы пробыли 13 дней, из них 8 - крутили педали. За это время мы «намотали» почти 500 км по льду Байкала. Среди туристов я был новичком, поэтому сразу замечу, что некоторые участки нашего пути дались мне нелегко, но я все преодолел и остался доволен своим путешествием.

Справка
Билет от Кирова до Иркутска в одну сторону - 3600 рублей с человека Проживание на базе отдыха - 400-500 рублей с человека за сутки Баня — 500-800 рублей за час на 7 человек Омуль (свежий или мороженный) - 120 рублей за кг.
Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ