Монголия: в объятиях младшего брата Байкала

17 июня 2015, 16:45 | Ольга Михалицына
Бескрайняя степь, стада яков и гора Мунку-Сардык – вот чем впечатлила меня страна Монголия, которая раскинулась по соседству с красивейшим озером Байкал.
Монголия: в объятиях младшего брата Байкала
Фото: Ольга Михалицына

На майские праздники я решила погостить у родственников в городе Ангарске, что находится недалеко от Иркутска. До поездки в родную Сибирь я через Интернет познакомилась с группой альпинистов из Красноярска, и мы договорились с ними сходить в недельный поход. После того как погостила у своих родных несколько дней, собралась на встречу со своими новыми знакомыми. Мы увиделись в Мондах ( приграничном с Монголией поселке) и поехали на межрегиональный горный фестиваль Мунку-Сардык, который назван в честь одноименной горы. Кстати, именно в начале мая хорошо гулять в тех местах: еще замерзшие горные речки, красивые виды и чистое небо. На фестивале были не только альпинисты, но и скалолазы, сноубордисты и даже барды. На мероприятии проходили различные соревнования, например, по скоростному восхождению на гору, а также конкурс бардовской песни. Здесь же раскинулся и туристический палаточный лагерь. Фестиваль был организован на высоком уровне, так как на нем присутствовали медики и спасатели. Он навсегда меня покорил дружелюбной атмосферой и душевной музыкой.

Восхождение на гору Мунку-Сардык

После фестивале мы решили поехать в Монголию, которая находилась рядом с Мунку-Сардык. Границу России с Монголией мы прошли примерно за 40 минут. Несмотря на то, что в эту страну в прошлом году отменили визы, пограничники не перестали тщательно осматривать туристические машины. Оказавшись в другой стране, мы увидели стада овец, коров и яков, свободно пасущихся в степи. От этого появилось чувство оторванности от цивилизации, которое и впоследствии нас не покидало.

Путь наш лежал в поселок Ханх на турбазу «Саян-Радиан», с руководителем которой мы заранее договорились о нашем приезде. Как я потом узнала, директором турбазы был бывший посол Монголии в России. Он оказался интересным собеседником: рассказал нам множество историй, легенд и анекдотов.

Переночевав, мы отправились покорять гору Мунку-Сардык, по вершине которой проходит русско-монгольская граница.

Мунку-Сардык
Мунку-Сардык

Путь на нее был нелегкий: дул пронзительный ветер, падал колючий снег, а обзору мешал густой туман. Это было настоящим испытанием! Я поднялась на 3 тыс. 100 метров, а четверо человек из моей группы дошли до вершины благодаря нашему сопровождающему гиду-монголу.

Он оказался бывшим пограничником. Обратно я спускалась по записанному треку и рации. Шел ледяной дождь, поэтому у меня создалось впечатление, что обратная дорога заняла больше времени, чем подъем. Когда вернулась в поселок, была очень рада, что моя очередная туристическая мечта сбылась и в моей копилке появилась еще одна покоренная высота!

Место духов

Наша турбаза находилась на берегу озера Хубсугул - его местные прозвали младшим братом Байкала.

Озера Хубсугул.
Озера Хубсугул.

В мае оно еще не растаяло. Монголы говорят, что как только с воды сходит лед, на озеро прилетает множество разных птиц. Это зрелище завораживает... Есть на озере и особые таинственные места. Называются они шаманские капища - столбы Обо. Они выглядят как изваяния, украшенные тканями и лентами. Под ними находятся идолы и места, куда нужно класть свои пожертвования духам.

Местное население уважительно относится к религии - шаманизму, который существовал у древних племен, обитавших на территории современной Монголии, до принятия буддизма. Для туристов же места духовной силы - это экзотика, поэтому они с радостью жертвуют идолам еду и деньги. Делают они это не зря. Если верить религии шаманизма, каждая долина и гора в Монголии имеет своего духа местности. Человек обязан почитать этих духов и всячески задабривать.

Верблюды и яки - символы Монголии

Монголия славится изделиями из шерсти яка и верблюда. Например, тонкие носочки держат тепло в два раза дольше, чем такие же носки из шерсти кролика или овцы. Жители Монголии одеваются в основном в национальную одежду. Они до сих пор, как и во времена Чингисхана, ведут кочевой образ жизни.

Юрта в Монголии.
Внутри юрты.

Они и сейчас живут в юртах, хотя японцы установили им солнечные батареи и спутниковые антенны. Из-за бездорожья передвигаются монголы в основном на лошадях и УАЗах. Русский язык они знают мало, в монгольских школах наряду с родным преподают английский.

Также в Монголии нам удалось попробовать национальное блюдо «хар-хог» (баранина со специями и луком).

Оно готовится в большом бидоне, куда бросают горячие камни с кусками мяса и специями, затем зарывают в яму с углями, и мясо томится там целый день. Пили мы монгольский чай, который готовится из спрессованных зеленых чайных листьев. Их заливают кипятком, добавляют жирное молоко яка и соль. Вкус очень специфический!

Выходные в Монголии незаметно подошли к концу, и мы разъехались по домам. Но каждый из нас вспоминает эту страну с особой атмосферой покоя и свободы.

Справка
Билет на поезд до Иркутска в обе стороны – примерно 8 тыс. рублей. Полбарана «хар-хог» (больше 10 кг мяса) – 4 тыс. рублей.
Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ