Гранада: арабская Флоренция

8 февраля 2019, 21:11 | Виктор Винокуров
В полумраке подвала, где полукруглые своды настолько низкие, что в них можно упереться макушкой, стонет гитара под чуткими пальцами токаора. Рядом с гитаристом - исполнителем фламенко - будто погруженная в транс, выстукивает ритм каблучками и пальцами певица. В следующий миг ее голос разорвет сердца и души песней, полной страдания и боли, тягучей и глубокой как арабская вязь Альгамбры, возвышающейся над испанским городом Гранада.
Гранада.
Гранада. Фото: Виктор Винокуров

Мы приехали в Гранаду в январе. Город старался держать оборону от непрерывных дождей и тоски. Но тучные облака поглотили солнце и город сдался. Лишь бесстыжие плоды голого гранатового дерева раскрывали свое алое и сочное нутро, предлагая его всем желающим.

Гранада.
Гранада.
Фото: Виктор Винокуров

Обитатели города устремились в сумрак подвалов цыганского района Сакромонте, где исполняли фламенко и подавали «виноградный сок».

Альгамбра — крепость арабских королей

Гранаду называют душой испанской Андалусии. Город настолько древний, что его основание приписывают библейскому Ною. Здесь успели похозяйничать финикийцы, римляне, вестготы и арабы. Они оставили после себя культурные пласты, которые словно вросли друг в друга. А сколько имен было у города! Сначала Гранаду называли Илиберис, римляне дали имя Флоренция, мусульмане — Эльвира.

Душа Гранады заточена в Альгамбре — огромной крепости-цитадели, с парками, садами и дворцами.

Величественную, неприступную и роскошную крепость, которая стоит на холме на фоне седых пиков гор Сьерра-Невада, начали возводить во времена правления мусульманской династии Насридов в 13 веке. Именно тогда город стал столицей Гранадского эмирата на Иберийском полуострове, а Альгамбра — резиденцией Насридов.

По сути это огромный комплекс, окруженный крепостными стенами, призванными защищать расположенные внутри мечети и дворцы, жилые дома, сады... Дворцы украшает причудливая арабская вязь. Узоры, словно строчки поэм или восточной мудрости ювелирно выточены в камне и покрывают стены. Как сталактиты, они вгрызаются в потолки и острые арки. Сады и парки Хенералифе увлекают в иное измерение, где можно заблудиться. Не подскажут дорогу назад даже павлины и кошки — нынешние обитатели Альгамбры, захватившие крепость после королей.

Коты в Альгамбре.
Коты в Альгамбре.
Коты в Альгамбре.
Павлины в Альгамбре.
Фото: Виктор Винокуров

Сакромонте: там, где родился фламенко

Строгий взор величественной Альгамбры устремлен на холм Сакромонте (Sacromonte) — цыганский квартал города, который младше крепости всего лет на 300. Он появился после захвата христианами арабского эмирата. Сюда стекался отверженный люд, здесь скрывались преступники. Не имея средств, они строили дома прямо в земле. Сейчас такие характерные домики-землянки (куэвы) покрывают холм, как норы грызунов.

Этот же квартал считается и родиной страстного фламенко, где сплетаются танец, песня и гитара. Мелодичный и рваный, томный и стремительный фламенко способен растопить даже самое холодное сердце. Иногда кажется, что это импровизация, но на самом деле — целое искусство, которому отдают жизнь.

Фото: Виктор Винокуров.

Нарастающие ритмы гитары, срывающийся на крик голос певицы, летящие в зал украшения находящихся в экстазе танцовщиц... И вновь возврат из дикости в сдержанность. Невозможно предсказать, что будет дальше в этом действии. Но точно знаешь — все это про любовь.

Собор Изабеллы

Все еще пребывая под магическим действием фламенко, мы возвращаемся в медину, на место мечети, где после свержения арабской династии католики построили Кафедральный собор Гранады.

Своим появлением он обязан королеве Изабелле Кастильской, а обликом — двум столетиям строительства и смешению стилей поздней готики, рококо и классицизма.

Особенно это ощущается в капелле Нуэстра-Сеньора-де-ла-Антигуа. Здесь стоит статуя Мадонны. Легенда гласит, что она помогла испанцам победить мавров.

В южной капелле находится не менее богато украшенный и интересный алтарь, посвященный Матаморосу — убийце мавров. Святой Иаков или Сантьяго, в доспехах, уверенно держит в поднятой руке меч. Под копытами его коня — поверженные враги.

Святой Иаков в кафедральном соборе Гранады.
Святой Иаков в кафедральном соборе Гранады. Фото: Виктор Винокуров.

Внутри собора господствуют два цвета - белый и золотой. Сдержанные колонны и роскошные украшения контрастируют как лед и пламя. Словно фламенко «перевели» на архитектурный язык.

Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ