Мон-Сен-Мишель: под крылом Архангела Михаила

14 февраля 2019, 17:53 | Виктор Винокуров
Дивным видением вырастает на горизонте Мон-Сен-Мишель — гора-замок, приютившаяся в бухте залива Ла-Манш (Франция). Окутанный тайнами и мифами, здесь уже более тысячи лет возвышается над мирской суетой монастырь.
Монастырь Мон-Сен-Мишель.
Монастырь Мон-Сен-Мишель. Фото: Виктор Винокуров

Мон-Сен-Мишель — небольшой остров в бухте залива Ла-Манш (на границе двух французских регионов — Бретани и Нормандии) предстает перед взором путника сказочной гордой глыбой, величественной и неприступной. В небеса устремлен пик монастыря, увенчанный фигурой Архангела Михаила. В честь предводителя святого войска ангелов и архангелов назван и этот остров — Сен-Мишель.

Ангел нашептал

Когда-то Сен-Мишель был мрачной, необитаемой скалой. И носил имя Могильная гора — Мон-Томб (Mont Tombe), которую облюбовали еще друиды. Кельтские жрецы поднимались на гору, чтобы исполнить свои ритуалы, один из которых — поклонение закатному солнцу. Но в V веке часть берега из-за движения земной коры опустилась под воду и могильная гора стала странным островом: дважды в сутки, во время отлива, вода уходила и появлялся проход к острову. Илистая почва таила опасности для путников, навсегда поглощая в себя неудачников. Неслучайно появилась нормандская поговорка: «Прежде чем отправиться в Сен-Мишель оставь завещание».

Могильная гора перестала быть необитаемой в восьмом веке, когда епископу Оберу во сне явился Архангел Михаил и велел построить монастырь. Архангелу понадобилось три раза присниться Оберу, а на третий даже оставить вмятину во лбу, чтобы не внявший приказанию с первого раза священник исполнил веление высших сил.

До сих пор ходят легенды и вокруг строительства аббатства. Дескать, являлся Архангел и к строителям, проявляя свои чудеса, и даже спасал жизни паломников. Правда, не всех: многим было не суждено добраться до чудесного Сен-Мишеля, ибо одних поглотили зыбучие пески, другие стали жертвами прилива, во время которого уровень моря достигает более 10 метров.

Монастырский комплекс строился на протяжении пяти веков: он разрушался, его стирали с лица земли, восстанавливали, превращали в тюрьмы... Сейчас это один из самых впечатляющих представителей готики, пламенеющей готики и романского стиля архитектуры, где до сих пор скрываются от просачивающейся во все щели мирской суеты монахи-бенедиктинцы.

Аббатство Сан-Мишель — чудо в камне

Весь комплекс аббатства и монастыря построен таким образом, что каждый следующий уровень опирается на предыдущий. Поэтому напоминает такой большой слоеный торт. Или полотно Брейгеля-старшего «Вавилонская башня». Кстати, Сен-Мишель и эта картина вдохновили декораторов трилогии «Властелин колец» для создания города Минас Тирит.

Во время отлива на многие километры открывается морское дно, ступать по которому все еще опасно, но так притягательно: отражаясь на мокром песке с налетом ила, как на серебристом полотне, Сен-Мишель превращается в нечто потустороннее, словно сон ангела.

Нижний уровень аббатства опирается на скалу Святого Михаила. Сюда ведут узкие улочки города. В церкви аббатства погружаешься в чрево зала больших колонн — мрачный, готический холл, со стрельчатыми арками, просто созданными для уединения и размышлений. На стене, почти под сводом, одна из малочисленных фресок на библейские сюжеты. Полумрак давит, оставляя тяжелое ощущение. Здесь даже воздух кажется каким-то плотным, словно камни дышат.

В загадочной крипте Больших колонн можно заблудиться. Сразу вспоминаются друиды, и кажется, что это их происки. Что на самом деле это вовсе не зал, а заколдованный каменный лес. Переходя из одного помещения в другое, натыкаешься на большое колесо — средневековое приспособление, которое помогало доставлять на верхний уровень монастыря необходимые монахам вещи и продукты.

На верхнем уровне аббатства расположился комплекс La Merveille — Чудо. Это ансамбль зданий с садами, символизирующий Святую Троицу. Их появление на такой высоте — 80 метров — действительно, архитектурное чудо. Все здесь создано для уединения. Рыцарский зал с готическими колоннами и высокими сводами полон света. В этих стенах монахи трудились над манускриптами и составлением книг.

Неф монастырской церкви — олицетворение стиля пламенеющей готики. Трапезная — просторная зала с великолепной акустикой, наполненная светом. Монастырский двор-клуатр, с западной стороны, является символом духовной пищи. Идеальная геометрия галереи, обрамляющей сад, служила для крестного хода. Когда монахи обходили ее, то не видели ничего, кроме неба.

Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ