Макс ИвАнов: про Вятку, семью и стереотипы
-
Чем занимается «Торба-на-Круче»?
-
-Мы дописали все музыкальные партии для нового альбома и уже свели четыре композиции. Пластинку пишем в Петербурге, а сводим в Москве, на студии Мосфильма. На две из четырех сведенных песен будет сниматься видео. Сейчас выбираем студию для мастеринга, и, скорее всего, она будет находиться в Англии. Кроме этого продолжаем играть концерты. Еще недавно я записал маленький оркестрик для группы Сплин: несколько дорожек альтов и скрипок. Песня называется «Больше никакого рок-н-ролла». Ее уже достаточно активно крутят по радио.
-
- Киров или Вятка?
-
- Лично для меня Киров - это название для карт и официальных источников. А вот Вятка - это для души, это дружеский уют и сердечная обстановка. Изначально я был «за» переименование. А потом как представил, сколько надо будет выделить средств... Пусть лучше эти деньги пойдут на детдома, детские сады, больницы.
-
- В одном из интервью вы сказали, что сейчас Питер - это уже «свой город». А какой тогда Киров?
-
- Питер стал своим, потому что я там живу уже 13 лет. При этом никогда не рассматривал Киров как провинциальный или маленький город в глуши. Прежде всего он близкий и родной. Это моя родина. Это город, в котором я провел все свое детство. И это было лучшее время. Лучшее, потому что было оно беззаботным, а глаза были большие, чистые и открытые миру.
-
- Недавно в Казани открылась первая в России профессиональная детская школа рок-музыки. Какой бы вы могли дать комментарий?
-
- Мне сложно это комментировать. Я заканчивал обычную музыкальную школу, и считаю, что азы, которые даются там, академические знания, - все это хорошая база для развития. Они прививают с детства вкус, формируют восприятие красоты мира через звуки. Не уверен, что возможно обучить року. Можно научить человека играть на музыкальном инструменте. На самом деле главное для музыканта - уши. Большинство величайших инструменталистов и исполнителей самоучки. Лучшие знания люди получают, когда умеют слушать музыку и слышат ее, берут в руки инструменты и пытаются воспроизвести мелодию. Я, например, всегда восхищался кировскими музыкантами, которые безо всякого музыкального образования «снимали» на слух партии Led Zeppelin и The Beatles и играли их просто виртуозно.
-
- Есть ли у вас музыкальные кумиры?
-
- Сейчас уже нет. Восторженность осталась в детстве. Наступает такой период, когда просто определяешь для себя, нравится тебе какой-то конкретный исполнитель и его музыка или нет. То, что нравится, слушаешь, относишься с уважением, а если нет - просто проходишь мимо. Но чтобы вешать на стенку чьи-то портреты - это в прошлом. Хотя в туалете, например, все стены в постерах The Beatles - очень повышает настроение, и гости веселятся.
-
- А сами как относитесь к своим фанатам?
-
- В моем понимании слушатели разделяются на тех, кому нравится собственно музыка, и тех, кому надо чего-то большего - сфотографироваться, поболтать, просмаковать какое-то время, проведенное вместе. Такие люди иногда и ведут себя не очень адекватно, некоторые даже навязчиво. Любая моя фраза, жест могут быть восприняты ими превратно. Это бескультурье и невоспитанность удручает и раздражает.
-
- Музыканты должны нести ответственность за свою музыку? Например, если группа пишет песню, а человек, послушав ее, идет и кончает жизнь самоубийством?
-
- По-моему, это проблема не музыкантов, а психики конкретного человека. Взять тех же Битлов, их песни совершенно по-разному влияли на людей. Кто-то радовался, а кто-то, наоборот, шел и кончал суицидом. Гитлер, отдавая приказы расстреливать евреев, слушал исключительно классические произведения, Вагнера, например. Мы же не будем обвинять классика в том, что он специально так написал?
-
- Есть какие-нибудь авторы, музыкальные группы, которых вы можете слушать относительно постоянно?
-
- Да, в поездах я часто слушаю Portishead. Очень помогает засыпать. Правда, в последнее время для этих целей стал использовать аудиокниги, они замечательно убаюкивают.
-
- Ваши отношения с родителями: какими они были раньше, какими стали теперь?
-
- В детстве мама с папой (Геннадий и Антонина Ивановы - актеры «Театра на Спасской» - прим.) были для меня незыблемыми авторитетами, ведущими. Потом наступил период отрочества и юности, когда началось сильное противодействие, борьба характеров. Во многом это было связано с моим увлечением рок-н-роллом, который родители категорически не принимали. Когда выяснилось, что несмотря на то, что я поступил в консерваторию, в моей жизни все равно продолжают происходить какие-то «роки», они, видимо, смирились. Сейчас это самые дорогие люди в моей жизни, безо всяких недопониманий. Это люди, которым я буду обязан всем до конца своих дней. Потому что они дали мне самое главное - жизнь. А еще воспитали во мне ощущение красоты и гармонии мира, а не агрессии.
-
- Как родители сейчас относятся к «рокам» в жизни сына?
-
- Вряд ли они об этом думают - приняли и все. А может даже с благосклонностью. Потому что, играя в группе, могу приезжать в Киров по несколько раз в год. Если бы я работал в оркестре Мариинского театра, как предполагалось изначально, то вряд ли у меня была бы такая возможность.
-
- Дети творческих людей всегда «обречены» на творчество?
-
- Надеюсь, что нет. Потому что в бытовом и социальном плане нельзя представить себе более нестабильную жизнь. Хотя творческая деятельность должна происходить в голове каждого, постоянно. Если этого нет, это признак деградации. Другой вопрос - успевает ли человек реализовать свои мысли и задумки.
-
- В 2006 году у вас появилась дочка Марья. Какой Макс Иванов папа?
-
- Это у дочери надо будет спросить лет через 15. Главное - любить ребенка. Вот с точки зрения любви, я, наверное, хороший отец. Другой вопрос, сколько времени мне удается проводить с дочкой... Конечно, мало. Но с моим графиком иначе не получается. Остается относиться к этому философски, чтобы самому себя не съесть. С ребенком нужно быть рядом, постоянно заниматься с ним, вкладывать в него, развивать. Это дает очень осязаемый и быстрый результат, дети впитывают все моментально. Дочке сейчас три года, это сумасшедший возраст. При этом ребенок уже личность, у него очень яркий характер. Мне думается, можно несколько скорректировать поведение ребенка, его реакцию на мир и окружающих, многому научить, но изменить характер, который и предопределяет во многом то, чего добьется человек в жизни, будет сложно. Он виден сразу, своеобразный и неповторимый.
-
- А Марья Максимовна какая по характеру?
-
- Шебутная, упертая, любознательная, веселая. Большая выдумщица, рисует классно, танцует постоянно. У нее уже сейчас очень интересные образы, посмотришь, и видно, как человек мыслит.
-
- Творческие люди у многих ассоциируются с разными стереотипами: непункуальность, безбашенность, асоциальность, алкоголизм, например. Насколько это оправданно ?
-
- На мой взгляд, это можно объяснить тем, что нашему государству просто не нужны творческие люди. Именно те, которые самовыражаются, творят нечто новое, самостоятельное, а не надиктованное госпрограммами. То, что идет искренне, из души, в нашей стране практически никак не поддерживается. Ни социально, ни морально. Практически все музыканты сталкиваются с проблемой приобретения своего жилья. Отсюда и получается образ некого мытаря, который снимает угол то тут, то там, может выпить или проснуться неизвестно где. Это правда нашей жизни. Хотя, при современной ситуации в стране, на существующие зарплаты практически ни у кого нет возможности купить жилье, если ты не вор или не присосался к государственному бюджету (это в принципе одно и то же), или надо продать себя в ипотечное рабство, что опять же при нашей нестабильности смерти подобно. И каждый раз, когда я думаю об этом, начинаю злиться.
-
- А что еще злит?
-
- Тупость, хамство, неинтеллигентность. Бесят автоответчики и рыбные котлеты. В Кирове ужасно раздражают дороги.
-
- Есть какая-то тема, которую хотелось бы озвучить? О чем думается в последнее время?
-
- Есть одна тема, которая недавно очень меня взбудоражила. Тема наркотиков уже достаточно «замылена» в нашем обществе. А я недавно понял одну вещь - наркотики могут быть нужны. И не только взрослым, но и детям. Тем, кто обречен, кто смертельно болен. Во всем мире есть специальные заведения, которые называются хосписы. В них содержатся как раз эти категории людей. Им обеспечивают уход и создают атмосферу, в которой они могли бы нормально, по-человечески прожить тот короткий срок, который им отпущен. При этом единственным обезболивающим средством для детей, которые, например, больны раком, являются наркотики. В нашей стране ситуация с этим вопросом катастрофическая. У нас нет детских хосписов, имеющих лицензию на наркотики. И получается, что дети обречены на мучения, их родители сходят с ума. Сейчас сложно даже придумать, как можно изменить эту ситуацию. Но, если большое количество людей хотя бы узнает об этой проблеме и задумается, должно начаться какое-то движение. Мысль - она ведь материальна.