Защитник без защиты

11 февраля 2010, 01:50 | Вера Елькина
В Ленинском районном суде идет беспрецедентный процесс: адвокат судится с адвокатской палатой Кировской области. По словам Галины Вахромеевой, после 13 лет работы адвокатом в Кильмезском районе она была исключена... за высказанное личное мнение.
Защитник без защиты
Фото: Репортеръ

Эта история началась осенью 2006 года, когда на работу в Кильмезь поступил третий адвокат. «Он нам в принципе не был нужен, потому что мы всегда работали вдвоем и справлялись», - рассказывает Галина Вахромеева. Доходы у адвоката строятся по принципу: сколько заработаешь - столько и заплатят, никаких иных доплат от государства нет. Адвокат работает по соглашениям с клиентами (что случается редко, так как в районе их не так много) и по назначению из милиции он же осуществляет защиту в суде. Выходит, что весь основной заработок зависит от назначений из милиции. «За пять месяцев мне не поступило ни одного дела, - говорит Галина Александровна. - Я сначала не могла понять: куда девались все дела? В милиции мне давали отговорки, что якобы преступность снизилась». А в местном суде Вахромеевой сообщили: на всех процессах - новый адвокат (ходят разговоры, что начальник милиции - его одноклассник, старший следователь - родственник).

А почему к нам?

Более пяти месяцев Вахромеева писала лишь в адвокатскую палату, просила разобраться. Не получив никакого результата, стала обращаться в УВД, в СМИ, к депутатам всех уровней. «Все задавали мне один вопрос: а почему к нам? У вас есть на это президент адвокатской палаты М.Н. Копырина. Мне было стыдно сказать, что палата действительно никакой помощи мне не оказывает, - продолжает Галина Вахромеева. - Я уже не говорю о том, что каждый адвокат ежемесячно отчисляет от своих доходов взносы на содержание адвокатской палаты - 890 рублей. Мы платим в том числе и за то, чтобы она защищала наши профессиональные права». По словам Вахромеевой, единичные дела ей поступали лишь после проверок областного УВД по ее жалобе и то, как говорится, «для отмазки». Из следственных органов Галине Александровне стало поступать всего 3-4 дела в год. «А из органов дознания мне за два года не поступило ни одного дела. Для сравнения: у нового адвоката Шитарева Е.В. их более 100, - рассказывает Вахромеева. - Он уже купил вторую машину за три года, а я не знаю, как детей своих содержать».

Гневный ответ

В 2007 году женщина обратилась в правительство области и к федеральному инспектору Валерию Басюку. Написала, что вынуждена просить помощи, «потому что многократные обращения в адвокатскую палату никакого результата не дали». И прямо в письме указала: «прошу не направлять в адвокатскую палату». «Я боялась преследований... Как в воду глядела...», - вздыхает Галина Александровна. Но все-таки Басюк направил письмо с этой жалобой самому председателю палаты Копыриной. Та, со слов Вахромеевой, ответила гневным письмом. «На кого я жаловалась, от того мне и пришел ответ с массой огульных обвинений в мой адрес. Опровергая их, я тоже написала письмо, - продолжает Галина Вахромеева. - После этого с конца 2007 года в отношении меня были возбуждены одна за другой серии дисциплинарных производств».

С начала 2008-го Вахромееву без конца вызывали на заседания квалификационной комиссии и совета адвокатской палаты. «Каждая поездка в Киров - это не менее тысячи рублей, с учетом того, что не работаю, а на моей шее еще двое несовершеннолетних детей, которые оставались без присмотра. Представьте, в какой ситуации я была. Не говорю уже о моральном состоянии и здоровье...» За полтора года было возбуждено 9 производств. По словам Вахромеевой, при аналогичных основаниях на других адвокатов производства не возбуждались. И даже по очень серьезным жалобам клиентов на плохую защиту Копырина отказала в возбуждении дисциплинарных производств.

Жалоба на жалобу

«В начале 2009 года Копырина сама возбуждает на меня дисциплинарное производство по своей же жалобе за то, что я посмела критически изложить свое мнение, - рассказывает Галина Вахромеева. - Но ведь в письме только факты, которые имеют доказательную базу, и мое личное мнение!» Заседание совета адвокатской палаты состоялось 15 июня 2009 года. «На 15 июня я считалась не имеющей ни одного дисциплинарного взыскания. А они что сделали: по первой «дисциплинарке» выносят мне предупреждение, тут же рассматривают вторую, и с учетом того, что по одной я уже предупреждена, лишают статуса адвоката, - говорит Вахромеева. - Что самое интересное, извещение я получила только 16 июня - совет прошел без меня».

Примечательно, что до заседания совета, согласно процедуре, все материалы рассматривала квалифкомиссия. «Я в четырех документах просила, чтобы мне выслали заключение, чтобы совет учел, с чем я не согласна. Но заключение комиссии, которое должна была получить до 15 июня, ответчик выдал мне только в декабре на суде. Я считаю, что это явное нарушение!» - продолжает Вахромеева. По ее словам, сейчас, когда в адвокатской палате узнали, что все эти нарушения женщина изложила в исковом заявлении, они идут на всевозможные ухищрения, чтобы себя как-то оправдать. Так, в журнале исходящей корреспонденции палаты подписали тот документ, который фактически не высылали - полный текст заключения квалифкомиссии.

Вахромеева нашла еще способ доказать свою правоту... по весу письма: «Если это заключение не вложили (а оно большое, на 4 листах), то вес письма должен быть больше, чем тот, который указан в почтовом отправлении». Но и тут адвокатская палата находит выход, заявив, что материалы были отправлены на серой бумаге, отпечатанной с двух строн. «Все 13 лет, что я работала, все документы всегда отправлялись на плотной белой бумаге! И вдруг она закончилась...», - говорит Вахромеева.

Один против всех

В исковом заявлении Галина Александровна написала, что адвокатская палата нарушила процедуру дисциплинарного производства, а также поставила ее в неравные условия с другими адвокатами. Через суд женщина хочет добиться, чтобы ей восстановили статус адвоката и компенсировали нанесенный моральный вред. «Я одна воспитываю двоих несовершеннолетних детей», - говорит она. (В школе их согласились раз в день кормить бесплатно... Старший сын - одиннадцатиклассник). «Скоро буду вынуждена сдавать своего второго ребенка в государственное учреждение образовательного типа...», - вздыхает Вахромеева. За бывшего адвоката заступаются жители поселка. Уже полгода Галина Александровна живет в долг. На всевозможные судебные разбирательства ездит из Кильмези на деньги друзей и знакомых. «Я часто защищала даже бесплатно клиентов, а сама осталась без всякой защиты», - сокрушается Вахромеева.

Все по закону?

«Решение о лишении статуса адвоката принимает коллегиальный орган. В квалифкомиссии у нас 13 человек, и это не только адвокаты, но и представители из областного арбитражного суда, ОЗС, Управления министров, - говорит президент адвокатской палаты Кировской области Марина Копырина. - Там у Вахромеевой 6 «дисциплинарок» в течение года. А последняя, поскольку она уже везде стала писать жалобы, - от моего имени. Палата предоставила суду все необходимые документы».

Комментарии (1)
Антон Долгих | 16 февраля 2010, 22:01 #
Совершенно очевидно, что здесь есть "еюансы" , о которых в статьей ни слова.Какой вывод должен сделать читатель? Что Копырина "плохая"?Или что Вахромеева - "недисциплинированный адвокат"?В чем правда-то?
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ