Ученые нашли планету, над которой восходят четыре «солнца»

6 марта 2015, 10:45 | Репортеръ
Международная группа ученых нашла планету, которая живет в семье сразу из четырех светил в созвездии Овна.
Ученые нашли планету, над которой восходят четыре «солнца»

В последнее время ученые открыли несколько десятков планет, обитающих в звездных системах с двумя или тремя светилами. Их стали называть «Татуинами», сообщают РИА Новости. Планетологи ищут подобные планеты и изучают их свойства, чтобы узнать их пригодность для жизни. Ранее ученые уже обнаружили одну планету с четырьмя светилами. Это «горячий нептун» Kepler-64b в созвездии Лебедя, открытый в 2012 году.

Льюис Робертс из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене (США) и его коллеги наблюдали за несколькими системами из двух и более звезд в созвездиях Кита и Овна. Они изучали известные «Татуины» и пытались найти новые. Внимание планетологов привлекла «тройная» звезда 30 Ari, в которой светила двигались по-другому, и яркость в центре системы то понижалась, то повышалась.

Изучив интересующий объект, ученые обнаружили, что в 30 Ari находится четыре звезды, объединенные в тесные пары из двух светил. Четвертый член этой звездной семьи был найден в 23 астрономических единицах от считавшейся одиночной звезды 30 Ari B.

В 2009 году у этой же звезды была обнаружена планета, которая относится к категории «горячих юпитеров» из-за высокой массы и близости к светилам. Она в 10 раз превышает вес нашего Юпитера, а один оборот вокруг 30 Ari B она совершает за 335 дней. Таким образом, после открытия Робертса и его коллег эта планета стала вторым после Kepler-64b примером обитания в системе из четырех звезд.

Планетологи пока не могут ответить на вопрос, почему четвертая звезда практически не влияет на характер движения планеты по орбите. По словам ученые, данное открытие говорит о том, что планеты в системах звезд формата «2+2» встречаются довольно часто и возможное претендентов на роль двойников Земли возрастает.

Kepler-64b находится на расстоянии 5 тыс. световых лет от Солнца. Она была обнаружена любителями астрономии из проекта Planet Hunter, куда поступают необработанные данные телескопа Kepler. Планета входит в состав иерархической кратной звёздной системы, состоящей из четырех компонентов Kepler-64 ABCD. Планета вращается сразу вокруг двух звезд Kepler-64 AB. Эти звезды вращаются вокруг общего центра масс по орбите с большой полуосью и эксцентриситетом, делая один оборот за 20 земных суток. На расстоянии 900-1000 астрономических единиц от пары AB расположена вторая пара звезд CD, физически связанная с первой. Kepler-64b является газовым гигантом, который делает полный оборот вокруг пары своих звезд по слабоэллиптической орбите за 138,5 дня.