Депздраву вертолетных площадок «вполне хватает»

21 ноября 2012, 19:10 | Вера Елькина
В департаменте здравоохранения и областной клинической больнице считают, что в Кировской области с эвакуацией больных, пострадавших и рожениц вполне успешно справляются автомобили.
Несколько лет назад здесь приземлялся авиатранспорт с тяжелобольными людьми. Сегодня тут – торговый центр.
Несколько лет назад здесь приземлялся авиатранспорт с тяжелобольными людьми. Сегодня тут – торговый центр. Фото: коллаж С.Зубарева

Ровно неделю назад в газете «Репортеръ» вышла статья «Кировским врачам обрезали крылья». В тот же день в редакцию позвонили из департамента здравоохранения. Было сказано, что материал «необъективный», «негативный» и на самом деле «все не так». 19 ноября, чтобы уяснить, как же все «на самом деле», я отправилась к заместителю главного врача по хирургии Кировской областной клинической больницы Михаилу Мотовилову.

Про «очернение врачей»

Первым делом Мотовилов вручил мне письменный ответ на материал. В бумаге, в частности, сказано, что «содержание данной статьи очерняет напряженную и эффективную помощь врачей, фельдшеров, медсестер». Стоп! В тексте речи о работе врачей не было! (Напротив, говорилось о необходимости повышения их зарплат). В материале высказано мнение о необходимости восстанавливать санавиацию. И это - в адрес областных управленцев.

В ответе также сказано, что примеры, приводимые Хромушиным В.Н., «не иллюстрируют проблему, а лишь больно играют на чувствах родственников погибшей».

Краткое содержание

Напомню: в основу материала легло письмо, которое заслуженный врач-нейрохирург Владимир Хромушин направил Генпрокурору и Президенту РФ с просьбой разобраться в проблеме работы областной санавиации.

Если раньше почти у каждого населенного пункта были вертолетные площадки, то сегодня большинство их заросло лесом. В городе Кирове самую удобную площадку (в семи минутах от нее - почти все областные больницы) чиновники допустили застроить гаражами и ТЦ «Метро». Сегодня на всю область - лишь три вертолетные площадки: Демьяново, Пинюг, аэродром «Кучаны» под Кировом.

Главный аргумент в пользу сохранения санавиации - время. Особенно если учесть реалии Кировской области: закрытие ФАПов, целых больничных корпусов и стационаров, нехватку врачебных кадров, ну и огромную территорию региона.

Были в тексте комментарии и от депздрава: что в областном бюджете денег на строительство площадок нет, единственный вариант - попасть в программу Минздрава. Тогда, может быть, появятся три новые площадки (в Кирове, Яранске, Котельниче).

Врачи на колесах

Свою речь Михаил Аркадьевич начал с экскурса в историю. Сообщил, что кировское отделение санавиации одно из старейших в России, работает с 1934 года. «В настоящее время отделение оборудовано специализированным автомобильным санитарным транспортом. Это два «форда» и шесть «газелей», - сообщил Мотовилов. - Машины полностью укомплектованы дыхательной аппаратурой, следящей аппаратурой, аппаратурой для проведения сердечно-легочной реанимации. Эти автомобили позволяют эвакуировать тяжелобольных на значительные расстояния. С учетом развития дорог практически 80% вызовов осуществляется с помощью этого транспорта».

Когда нужны крылья

- А как быть в половодье? А вопрос времени?
- Вот для этого и существуют вертолеты. Они у нас летают, во-первых, далеко. Во-вторых, туда, куда сложно добраться наземным транспортом. Как правило, вызов осуществляется не на место происшествия, пациент изначально попадает в участковую или центральную районную больницу, где ему уже оказывается помощь.
- Сегодня ситуация такова, что в районах специалисты, которые действительно могли бы оказать помощь, остались, в лучшем случае, только в ЦРБ. Те же хирурги, к примеру...
- Тогда приезжает наш специалист. У нас дежурит порядка 60 врачей ежедневно, которые ждут вызова, чтобы в любое время выехать или вылететь в район.
- Это целесообразнее, нежели иметь хорошего специалиста на месте?
- Вопрос «дискутабельный».

Мотовилов пояснил, что проблема кадров - это проблема в целом по стране. При этом, по мнению Михаила Мотовилова, проблема решается, и через год-два снимется.

«Некорректная» статистика

Михаил Аркадьевич сообщил, что «тех вертолетных площадок, которые есть, вполне хватает» и «каких-то серьезных проблем с доставкой пациентов и врачей не существует». По официальной статистике, за последние три года ежегодно кировская санавиация осуществляет по 150 вылетов. (Правда, в день написания первого текста, 14 ноября, в самом отделении санавиации почему-то сообщили лишь о 59 вылетах).

Сколько вылетов было 10 лет назад, в областной больнице не назвали: мол, «сравнивать некорректно».

Пять баллов

- Почему в свое время отказались от площадки рядом с ТЦ «Метро»?
- Там шли суды с гаражным кооперативом, мы не смогли суд выиграть. Перенос площадки на более дальнее расстояние никакой проблемы не создал.
- Аэродром «Кучаны» в 24 км от города Кирова. Это не далеко, по-вашему?
- «Кучаны» - это чуть подальше, чем аэропорт Победилово. Если ехать на машине - то это вопрос десяти (!?) минут.
- Какую оценку по 5-бальной шкале вы бы поставили работе санитарной авиации в Кировской области?
- Пятерку поставить сложно в каком плане: если ставишь отлично, значит, нет никаких задач на дальнейшее развитие. Но четыре с плюсом или почти пятерку можно смело поставить.

Письмо Владимира Хромушина Генпрокурору и Президенту РФ.
Письмо из Кировской областной клинической больницы Репортеру.


Екатерина Тарловская, председатель Вятского кардиологического общества, депутат Кировской городской думы:

«На мой взгляд, санитарная авиация Кировской области необходима. У нас очень много отдаленных поселков, деревень, в которые бывает необходимо вылететь, чтобы эвакуировать больного или провести консультацию. Вопрос времени решает очень многое! В свое время я, работая в Перми, как врач-кардиолог за месяц вылетала не менее двух-трех раз. Естественно, хирурги, акушеры-гинекологи вылетали еще чаще. Создание площадок и содержание санавиации - это, безусловно, недешевое дело. Но мне кажется, департамент мог бы решить проблему наименее затратным для себя путем, как, к примеру, они, говорят, решили вопрос с арендой машин «скорой помощи».

Справка
А что у них?
В Чувашской Республике и Нижегородской области вертолеты почти не используют, справляются реанимобилями. А вот в Костромской области функционирует аж 24 вертолетные площадки. Месяц назад в костромских СМИ была озвучена информация о том, что в 2013 году планируется разработать региональную программу поддержки санитарной авиации, которая предусматривает создание вертолетных площадок на базе каждого крупного лечебного учреждения.
Комментарии (10)К последнему
Гость_так | 21 ноября 2012, 20:24 #
" Это два «форда» и шесть «газелей»" - на всю Кировскую область?

Всем чиновникам от Депздрава срочно нужен лор, они ничего не слышат. Хотя, наверное, он даже не поможет. Тут уже проблемы с мозгом. А еще больше - с совестью.
Гость_Муха | 21 ноября 2012, 20:37 #
Почитала письмо больницы. Как они могут называть своего коллегу, заслуженного врача Хромушина В.Н., неадекватным??? Вот уж кто "подрезает" свою репутацию, так это руководители КОКБ и департамента!

Хромушин стольким людям жизни спас!!! Ему есть, за что сказать спасибо. А много ли найдется тех, кто скажет спасибо Матвееву и Гайдар?
Гость_ГосДеп | 21 ноября 2012, 20:59 #
Мы скажем, огромный респект вам, коллеги.
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ