Молоко с новой судьбой

30 июля 2009, 12:49 | Герцен Салтыков
22 июля запустили Яранский молочный комбинат. Перед запуском акционеры завода, его руководство, главы молочных хозяйств региона и представители департамента сельского хозяйства собрались вместе. Впервые за многие месяцы. Для того, чтобы поставить жирный крест на слухах о банкротстве комбината и обозначить пути развития.
Елена Чеснокова, Александр Скрипка, Николой Ганжела в президиуме.
Елена Чеснокова, Александр Скрипка, Николой Ганжела в президиуме. Фото: Герцен Салтыков

Кому это было выгодно?

Всеми - Николаем Ганжелой, акционером завода; Еленой Чесноковой, главой Яранского района; директором комбината Галиной Родыгиной - признавалось, что позиция власти по отношению к комбинату и его собственникам была «странной», «жесткой», «непонятной». Построенный для производства сухого молока, Яранский комбинат испытал на себе все «прелести» открытия границ для белорусской продукции: 43 миллиона убытков (!) за 2008 год. Акционеры (в первую очередь, Николай Ганжела) вложили более 30 миллионов, чтобы сохранить производство. Удержать штат. Сохранить связи. Комбинату предрекали банкротство еще 1 января 2009 года. Объем перерабатываемого молока снизился, долги росли: удар кризиса заставил «изобретать» схемы оплаты, минимизировать, подтягивать пояса. В этой ситуации парадоксально выглядели две позиции: Кировского молочного комбината и власти.

КМК, владеющий 28% акций Яранского комбината, пальцем о палец не ударил, чтобы поддержать. Ни финансово, ни технологически, ни методически, запрашивая при этом 200 миллионов кредитов под гарантии Правительства области на «расширение производства» - хотя гораздо меньшими средствами этим «расширением» могло стать использование яранской площадки. Тем более что яранские молочники были готовы выпускать продукцию под брендом КМК...

В критической ситуации, когда «Мегаполис» (структура, ответственная за канализацию и выросшая из Яранского МУПа) и «Энергосбыт» (монополист в снабжении электроэнергией) «отключали» комбинат - достаточно было одного звонка. Одного росчерка пера... Ничего этого не было сделано. Комбинат, в годы расцвета (т.е. до 2007 года) кредитовавший всех и вся (Елена Чеснокова не удержалась и сравнила эти годы со «сладким сном»), не получил не то что финансовой, но ни административной, ни моральной поддержки. Сейчас, когда месяцы кризиса позади, у всех возникает один вопрос: кто? Кому было выгодно доводить ситуацию до критической? Если это было попыткой найти нового собственника для Яранской молочки, то игра на судьбах людей, работавших на комбинате и с комбинатом, - не слишком «социально взвешенная» позиция. Если это был пример конкурентной борьбы - то кто был ее заказчиком? Сомнительно, чтобы кировские игроки были заинтересованы в банкротстве Яранского завода. Конкуренты из соседних регионов? Переработчики сельхозпродукции, рассчитывавшие «вырасти» за счет Яранска? Мы не знаем точно. Впрочем, это уже в прошлом.

Где же Котлячков?!

Кроме воспоминаний о борьбе с трудностями, от «кризисного» времени остался еще один след. Слухи о том, что предприятие «на грани банкротства», не опровергаемые властью. Они дали свои плоды - особенно в среде руководителей сельскохозяйственных предприятий. Не секрет: чем дальше человек от власти и СМИ, тем активнее он пытается «читать между строк» и угадывать ход событий по жестам власть придержащих.

Виталий Татаринов (замглавы Арбажа) выступил на собрании с пламенной речью, закончившейся возгласом: «Где же Котялчков?!». Отсутствие на собрании главы департамента сельского хозяйства Кировской области было для него «знаком»... Не помог ни Николай Ганжела, объяснявший, что Котлячков не смог присутствовать из-за объективных причин (совещание, организованное федералами), ни Елена Чеснокова, пытавшаяся дать понять, что департамент не в состоянии целиком решить местные, яранские проблемы... Осталось только одно - постфактум спросить самого.

100 миллионов - после анализа и аудита

Они запоздали - масштабную и квалифицированную оценку Яранского комбината планировали провести еще осенью 2008 года. Помешал кризис. По словам Николая Ганжелы, необходимо было понять, какая именно модернизация необходима комбинату - ведь выходить на рынок с «традиционной» продукцией означает выходить на него медленно.

Анализ и аудит прошел весной 2009. Группа «Вестер» (одна из крупнейших торговых сетей в Московском регионе) готова торговать яранской молочкой по России. Более 100 миллионов дополнительных средств будет использовано по трем направлениям: 1) полностью использовать имеющиеся мощности; 2) максимально развивать цельномолочное направление; 3) закупить новое оборудование для производства современных молочных продуктов. Весной 2009 произошло еще одно знаменательное для Яранска событие: ввоз белорусского сухого молока в Россию вновь прекращен. И покупатели начали напрямую звонить на завод, требуя поставок, поставок, поставок... Руководство Яранска и Яранского района получило гарантии: завод будет по-прежнему отапливать микрорайон города, готовить специалистов - как в колледжах, так и в вузах.

И, несмотря на разность подходов и мнений, в одном все собравшиеся были едины - в оценке качества. Все, что производится комбинатом, пользуется стабильным спросом. Получены штрих-коды (позволяющие яранской молочке оказаться в сетевых магазинах), закуплена пленка, новая упаковка яранской продукции разрабатывается на Слободском СВЗ, около двух месяцев (до конца сентября) руководство завода планирует разворачивать производство, переходя от приемки 70 тонн до приемки 140 тонн молока в сутки. Фраза Николая Ганжелы: «Только вперед - с завтрашнего дня завод будет работать!» завершила собрание.

Справка
Алексей Котлячков, глава департамента сельского хозяйства Правительства Кировской области:
– Да, Яранский комбинат молочных продуктов запустился 22 июля. Они погасили все долги перед энергетиками, водоотведением; заключаются договора на поставку молочной продукции. Сейчас все зависит от руководства комбината: за время неурядиц и остановки Яранский комбинат накопил «кредит недоверия» у молочных хозяйств региона... Но молоко в области есть! И теперь у Яранска одна задача: наладить стабильную, каждодневную его приемку. Если в течение нескольких месяцев (учитывая традиционный дефицит средств у хозяйств во время летних полевых работ) яранская площадка восстановит свой статус крупнейшего переработчика молока на Юго-Западе области – мы будем только рады.
Комментарии (2)
Гость_ирен | 2 декабря 2009, 19:34 #
КМП не работает.Стыдно за руководство КМП .
Гость_МатФей | 15 декабря 2009, 15:27 #
да вы посмотрите кто правит заводом... Отдним не до пустяков Н.Г,а другим не до того Н.С. А что до других?.....
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ