Новые методы госрегулирования – следующий этап развития электросетевого комплекса страны

3 декабря 2009, 07:41 | Евгений Мальцев
Темпы экономического развития России диктуют необходимость формирования государством благоприятных условий функционирования инфраструктурных отраслей экономики. Одна из проблем на пути решения этой задачи – высокая степень износа электросетевого комплекса.
Директор филиала «Кировэнерго» Олег Харивский.
Директор филиала «Кировэнерго» Олег Харивский.

Необходимо решить вопрос сбалансированности интересов потребителей, инвесторов и сетевых компаний. В случае электросетей, которые остались под контролем государства, лучшим механизмом для стратегического развития мощностей стал новый метод тарифного регулирования - метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала (RAB - Regulatory Asset Base). О том, как идет внедрение нового метода в Кировской области, и о многом другом мы решили поговорить с директором филиала «Кировэнерго» Олегом Любомировичем Харивским.

- Как к внедрению нового метода относится Правительство РФ?

- Метод новый, к нему достаточно долго присматривались, изучали опыт зарубежных стран. Фактические меры по переходу начали приниматься в 2008 году. Появилась правовая основа, стартовал запуск пилотных проектов по регионам. Сейчас, проанализировав их деятельность, Правительство РФ приняло решение о переводе на RAB Федеральной сетевой компании (ФСК), а также рекомендовало субъектам федерации обеспечить в 2010 году переход на новый метод всех распределительных сетевых компаний «Холдинг МРСК». Более того, согласно утвержденной программе развития конкуренции в РФ на 2009-2012 годы, внедрение RAB ложится в основу реформирования электроэнергетической отрасли в РФ, основной целью которого(?) предусматривается установление долгосрочного тарифа, обеспечивающего приемлемую норму доходности на вложенный капитал, а также механизм, стимулирующий снижение издержек сетевых компаний и поддержание определенного уровня качества услуг.

- Расскажите простым языком, почему новый метод более выгоден для инвесторов?

- Если вспомнить традиционный механизм формирования тарифа, мы увидим, что при нем у сетевых компаний, во-первых, не закладывается серьезной прибыли, а во-вторых, нет адекватной отдачи на инвестированный капитал. Это несет серьезные риски для инвесторов! Одним же из ключевых параметров нового метода RAB-регулирования является долгосрочность устанавливаемых тарифов - пять лет. Это позволяет сетевым компаниям осуществлять «длинные» займы, достаточные для развития региона. И снижает риски для инвесторов. Регулятор, то есть орган госрегулирования, будет формировать тарифы таким образом, чтобы компании имели возможность постепенно возвращать инвестированные средства и проценты на привлеченный капитал. При этом заемные средства возвращаются через тарифы не за один год, как сегодня, а в течение длительного периода - аналогично механизму ипотечного кредитования. И это значительно уменьшит тарифную нагрузку.

- А для вас, энергетиков, в чем польза?

- Зная, какой тариф установлен и что он не будет кардинально пересматриваться в течение нескольких лет, компания сможет составлять обоснованные планы текущей работы и развития как минимум на среднесрочную перспективу. Но это лишь во-первых. Во-вторых, большая польза RAB заключается в том, что с применением этого механизма впервые возникает заинтересованность сетевых компаний в результатах своей хозяйственной деятельности. В том числе и в снижении издержек. Если энергокомпания снижает свои операционные расходы ниже уровня, установленного регулятором, полученная экономия остается в компании на период регулирования.

- Насколько у нас в Кировской области есть необходимость в применении этого метода? С практической точки зрения...

- Мы давно подсчитали, что при существующем износе только на поддержание оборудования в нормальном состоянии ежегодно требуется 1,5 млрд. рублей. Расчистка просек под линиями (без чего тоже не прожить) - еще 246 миллионов. И это без расходов на новое строительство, которое необходимо осуществлять в целях энергосбережения и снятия имеющихся «мощностных ограничений»! Кроме того, по Соглашению с Правительством Кировской области филиал «Кировэнерго» выполняет функцию по приемке и содержанию бесхозных и ветхих сетей. Тарифных средств достаточно лишь на приемку и аварийный ремонт, но ведь учитывая, что данное имущество десятилетиями никем не обслуживалось и не ремонтировалось, требуется, как правило, проведение полной реконструкции! Региональные власти все это прекрасно понимают, но существующая система тарифообразования не способна изменить ситуацию к лучшему. На средства, утверждаемые в тарифе «в рамках одного года», невозможно осуществить широкомасштабную инвестиционную программу. Рост тарифа окажется запредельным! Решить эту задачу сможет только RAB - регулирование. Только оно поможет привлечь в отрасль капитал и гарантирует кредиторам возврат средств с заранее известной доходностью.

- Какой объем инвестиций вы планируете освоить при утверждении нового метода?

- В течение первого долгосрочного периода филиал «Кировэнерго» планирует реализовать инвестиционную программу в размере 7,3 млрд. руб. Данные инвестиции позволят сохранить надежность электроснабжения региона, а также помогут энергетике не стать преградой для развития промышленных предприятий сопутствующих отраслей экономики.

- Вопрос, который интересует всех: что при этом будет с конечным тарифом? На сколько вырастет?

- Этот вопрос действительно волнует всех. Отвечаю: за счет привлечения «длинных» инвестиций при равных объемах инвестиционных программ и равных прочих издержках метод RAB обеспечивает достижение меньшего роста тарифа, чем при существующем методе. К снижению тарифа ведет и снижение операционных издержек энергетиков: в последующем периоде при установлении тарифа операционные издержки устанавливаются ниже на объем экономии. Более того, потребители получают не только снижение тарифной нагрузки, но и возможность беспроблемного подключения к электросетям из-за ликвидации мощностных ограничений.

- То есть польза, по сути, для всех? Потребители получают более низкий рост тарифа и гарантии новых подключений; инвесторы - гарантии возврата и справедливый уровень доходности инвестированного капитала; сетевая компания - модернизацию оборудования?

- Да, получается именно так. В целом региону будет обеспечен дополнительный приток инвестиций. Кроме того мы предлагаем уже с 2010 года при установлении тарифа по методу RAB отказаться от тарифа на технологическое присоединение, куда включена инвестиционная составляющая, сохранив только так называемый «бумажный тариф» с низкой ставкой.

- Вы говорили, что в России уже существует опыт работы с новым методом? Все ли там так благополучно, как вы рассказали?

- Новая система тарифного регулирования уже действует в девяти регионах:  в Астраханской, Белгородской, Липецкой, Ростовской, Рязанской, Тверской и Тульской областях, а также в Пермском крае. Результаты применения говорят сами за себя - в Тульской области впервые за 15 лет была введена в действие подстанция 110кВ «Стечкин», в Рязанской области, также впервые за последние десятилетия, введена подстанция 220-110кВ «Факел».

- И, наконец, как относятся к новому методу наши региональные власти?

- Сейчас вопрос в стадии рассмотрения и обсуждения. Мысли высказываются разные. Но мы, энергетики, уверены: затягивать с принятием решения о переходе на новую систему тарифообразования опасно. Износ электросетевого оборудования растет, часть оборудования отработала два и более нормативных сроков. Отрасль столкнулась с серьезным дефицитом инвестиционных средств. Все мы знаем, что недофинансирование электроэнергетики в 1990-е годы привело к тому, что отрасль в начале 2000-х стала основным тормозом для развития экономики. Если вновь пустить дело на самотек, история может повториться. ®

Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ