Где деньги: «Вятавтодор» занижает прибыль?

16 февраля 2021, 15:10 | Дмитрий Истомин
5,2 млрд рублей - столько с НДС составила за 2020 год выручка АО «Вятавтодор». При этом чистая прибыль - всего 3 млн рублей. Это дало повод депутатам Заксобрания Кировской области потребовать проверку предприятия. В свою очередь, минтранспорта региона считает, что если бы не лизинг, прибыль АО «Вятавтодор» могла быть в 75 раз выше.
Где деньги: «Вятавтодор» занижает прибыль?

За 2020 год АО «Вятавтодор» получил выручку с НДС в размере 5,2 млрд рублей, при этом чистая прибыль составила всего 3 млн рублей. На предприятии работает 1815 человек, а среднемесячная зарплата составляет 32 431 тысяч рублей. То есть фонд заработной платы предприятия за год составляет 706,3 млн рублей.

Всего за прошлый год «Вятавтодор» уплатил 314 млн рублей налогов во все уровни, в казну региона из них поступило только 108,5 млн рублей.

В 2020 году предприятие заключило более 150 контрактов (государственных и муниципальных) на 3,4 млрд рублей.

«Вятавтодор» увлекся лизингом

В прошедшем году, согласно официальным данным, «Вятавтодор» приобрел в лизинг 19 единиц дорожной техники на 114,8 млн рублей. Оборудование и механизмы приобретались из собственных средств, на них было потрачено 54,8 млн рублей.

На 372,9 млн рублей куплены в лизинг 22 мусоровоза в рамках начала освоения еще одного вида деятельности - сбор и транспортировка ТКО. «Это социально значимое направление, связанное с экологической безопасностью жителей Кировской области. При этом уровень конкуренции в данном сегменте рынка низкий, а разветвленная сеть филиалов АО «Вятавтодор» в районах Кировской области позволяет наиболее полно удовлетворить потребности в услугах. В 2021 году Обществом будет продолжено осуществление деятельности по сбору и транспортировке ТКО», - дословно говорится в информации о работе «Вятавтодора», которую получили депутаты ОЗС.

В 2021 году «Вятавтодор» планирует получить 4,7 млрд рублей выручки от дорожной деятельности. И продолжать покупать в лизинг технику: предполагается приобрести 28 единиц техники на 200 млн рублей и еще плюсом потратить на оборудование 40,3 млн рублей.

Инвестиции в новый полигон отобьют за счет тарифа

Также в текущем году «Вятавтодор» планирует начать строительство межмуниципального полигона ТКО для Свечинского и Шабалинского районов, рассчитанного на прием и захоронение ТКО. Строительство ведется в две очереди, в ходе эксплуатации первой очереди «производится параллельное перезахоронение существующих отходов».

По предварительным расчетам ежегодный объем захорнения ТКО на этом полигоне составит 97,856 кубометров. Общий объем инвестиций - 146,6 млн рублей. Полигон предполагается ввести в эксплуатацию в 4 квартале 2021 года, а принимать мусор - с 2022 года. Отбивать вложенные инвестиции будут через тариф.

Субподряды: КСП сомневается в эффективности «Вятавтодора»

В тоже время, согласно отчету КСП, на середину декабря прошлого года ведомство нашло немало нарушений в работе предприятия. Например, на протяжении последних лет «Вятавтодор» неэффективно осваивает бюджетные ассигнования дорожного фонда региона, а это часто не позволяет в конце года перераспределить средства на другие направления расходов областного дорожного фонда.

Как следствие, при наличии потребности бюджетные ассигнования остаются не израсходованными в течение финансового года, а запланированные результаты не достигаются, что является нарушением принципа эффективности использования бюджетных средств. Так, например, если в 2017 году не освоено 39,8 млн рублей, то на конец 2020 года - уже 215,4 млн рублей.

Как отмечает ведомство, один из главных негативных факторов по строительству сельских дорог - это ненадлежащее и несвоевременное выполнение подрядчиком контрактных обязательств. Эти факты выявлены во всех проверенных районах. КСП делает вывод, что причина - в низкой конкуренции и недостатке квалифицированных и ответственных дорожных подрядных организаций. По мнению КСП, «Вятавтодор» как подрядчик имеет значительный объем других крупных заказов, а подряды на сельские дороги либо выполняют не в приоритетном порядке, либо отдают на субподряды. Согласно данным КСП, порой просрочка работ достигает полутора лет.

Например, по капремонту дороги «Зуевка-Октябрьский-Городище» стоимостью 210,5 млн рублей «Вятавтодор» заключил договор субподряда с ООО «АКСИОС-ТЕХНО», но уже на 115,5 млн рублей. Из-за недостатка финансирования, специалистов и техники КСП отметили низкие темпы выполнения работ.

Или, например, работы по капремонту дороги «Нижнеивкино-Воронье» в Верхошижемском районе стоимостью 190,8 млн рублей «Вятавтодор» отдал на субподряд ООО «КировТрансСтрой», но уже за 113,9 млн рублей. На середину декабря 2020 года КСП отмечала, что работы не выполнены.

Что-то не сходится

Вопросы качества исполнения дорожных контрактов, нового вида деятельности, за которое взялся «Вятавтодор» и, конечно же, подозрительно низкая чистая прибыль были подняты на заседании комитета по промышленности, энергетике, жилищно-коммунальному и лесному комплексам, строительству, транспорту и связи ОЗС.

Так, например, депутат Федор Киселев удивился финансовым показателям «Вятавтодора» и задал представителям организации и минтранспорта логичный вопрос: «Где деньги? Это во-первых. И во-вторых: у вас чистая прибыль 3 млн рублей, как вы взяли в лизинг на 370 млн «Мерседесов»? Ответьте пожалуйста! У меня что-то не сходится...».

««Вятавтодор» находится в программах лизинга и на сегодня лизинговые платежи и обновление парка у «Вятавтодора» идут двумя путями: либо кредитные ресурсы, либо лизинговые платежи», - заявил представитель минтранса. И добавил, что годовой лизинговый платеж «ложится на себестоимость, другого варианта нет».

«Лизинговый платеж за 2020 год составил 224 млн рублей. Но переоснащение техники делать нужно и необходимо, поэтому понятно, что лизинговый платеж на финансовый результат уходит. Если не делать переоснащение, то да, рентабельность мы могли бы с вами увидеть не 3 млн, а 227 млн, но на сегодня «Вятавтодору» необходимо данное переоснащение», - заключила представитель министерства.

«Мусоровозов?», - удивился в свою очередь депутат. «Я говорю про дорожную технику», - парировала представительница минтранса.

«Подождите! Вы купили мусоровозов на 370 миллионов», - попытался вернуть разговор в нужное русло Киселев. Но не получилось. «В 2020 году мусоровозы были приобретены, в октябре лизинговый платеж не был насчитан. Это про дорожную технику», - заявила чиновница минтранса.

Стабильно работающее предприятие?

Но депутат решил все-таки добиться ясности: «Я вам говорю, на каком основании вы покупаете за 370 млн мусоровозы? Вы показываете прибыль 3 млн рублей. Я так понимаю, всю прибыль, чтобы не платить налоги, вы просто закладываете в зарплаты и раскидываете на все эти траты. Хорошо, здесь мы не добьемся. Теперь вот ваш «положительный» пример «Среднеивкино-Воронье». На 190 млн заключил «Вятавтодор» контракт, сразу же скинул на субподряд за 113 млн, то есть заработал практически 80 млн. Субконтракт до сих пор не исполнен. Это положительная динамика? А вы еще и мусором хотите заниматься...».

Но чиновники настаивали на своем: лизинговые составляющие на приобретение именно дорожной техники. А то, что компания занимается мусором, так «согласно действующему законодательству данный вид деятельности не запрещен для «Вятавтодора»». Также было отмечено, что «Вятавтодор» на сегодня успешно получает все банковские гарантии, а это уже говорит о том, что это финансово стабильное предприятие, а остальные виды деятельности - это все в рамках действующего законодательства.

Однако Федор Киселев не оставил попыток вернуть докладчика к теме обсуждения и вновь спросил про ремонт дороги в Верхошижемском районе, который не исполнен, а минтрансом отмечен как положительный. «Какая работа ведется, чтобы был исполнен субподряд?», - спрашивал депутат. На что представитель минтранса сообщила, мол, речь шла о крупных договорах и передала слово представительнице «Вятавтодора».

«Вы искажаете информацию», - начала было оправдываться она, но получила жесткий ответ: все - в отчете КСП.

«Но дело в том, что «Вятавтодор» выполнял там работы еще и собственными силами... Была поставка материала. Нельзя говорить о том, что эта разница, которую вы считаете между стоимостью объекта и переданного подрядчику - это наша прибыль», - заявила представительница «Вятавтодора».

КСП снова проверит «Вятавтодор»

«Да, у вас прибыли нет! 3 млн рублей при выручке 5,2 млрд! Речь о рентабельности, об эффективности управления бизнесом!», - возмутился депутат.

Пока шел разговор, минтрансу предоставили отчет о расходовании денег конкретно по названной дороге: «Докладываю, на 31 декабря текущего года выполнен в полном объеме. Возможно, отчет КСП на более раннюю дату». На что Федор Киселев отметил - отчет на 16 декабря 2020 года и в нем по конкретной дороге ведомство отметило 70 дней отставания.

По всей видимости, министерство не было готово предоставить информацию оперативно и депутату пообещали ответить по данной дороге письменно. Однако присутствовавшие на заседании представители КСП подтвердили: на дату отчета, а это декабрь, срыв сроков был.

Помимо этого также был поднят вопрос о проблемном активе - приобретенном за 100 млн рублей асфальто-бетонном заводе в Омутнинске, который до сих пор, по информации депутатов, простаивает. На этот вопрос профильное министерство также оперативно ответить не смогло.

В итоге депутаты приняли решение направить запрос в КСП о проверке деятельности «Вятавтодора» - начиная от исполнения нацпроектов и заканчивая текущей хоздеятельностью.

«В любом другом предприятии при наличии таких показателей работы налоговая бы сидела уже в кабинете генерального директора!», - прокомментировал ситуацию Ньюслер.ру Федор Киселев. Он подчеркнул, что его возмутил тот факт, что к депутатам не явились ни руководитель «Вятавтодора» Сергей Сморкалов, у которого вдруг именно в этот день якобы появилась потребность срочно уехать, ни министр транспорта Кировской области Николай Соколов, который в ОЗС не появляется уже год.

Комментарии (22)К последнему
Гость_Отлично | 16 февраля 2021, 15:50 #
Вот так вот драть Вятавтодор в хвост и гриву! Браво! Покупают все без торгов, по прямым договорам! Конкуренции при снабжении нет! Творят что хотят. А Сморкалов где? Высморкался что ли уже?
Гость_кремль | 16 февраля 2021, 20:46 #
Народ чо шумим Нам откат за ваши нп нужен Голодаем мы тут
Гость_Непонимаю | 16 февраля 2021, 15:56 #
Как интересно! Мусоровозы получены, а лизинговый платёж не произведён! Разве так бывает? Или им кто-то ворожит?
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ