Электронные проездные для льготников будут стоить 510 рублей, студентов - 600, всех остальных - 720
С сентября в Кирове уйдут в прошлое все простые бумажные проездные (и гражданский, и студенческий, и для организаций). Им на смену придут обезличенные электронные проездные, единые для автобусов и троллейбусов.
В зависимости от срока действия проездные будут двух видов: бумажные (надо покупать каждый месяц новый) и пластиковые (надо каждый месяц пополнять счет через терминалы, банки и т.п.). И если стоимость проездных первого вида уже известна (см. ниже), то по стоимости пластиковых - вопрос открыт (по идее, сама пластиковая «болванка» стоит порядка 100 рублей). Продавать проездные будут в киосках печати и магазинах.
Кроме того, проездные будут различаться по цвету: красные - для обычных граждан, синие - для льготников, желтые - для студентов.
Если ты - гражданин...
Электронные проездные для граждан будут стоить 720 рублей и ограничиваться 60-ю поездками в месяц. То есть, стоимость поездки по такому проездному останется на прежнем уровне - 12 рублей. Но после того как гражданин использует эти 60 поездок, остальную часть месяца ему придется либо ездить по новой цене за наличную плату - 15 рублей, либо покупать еще один бумажный проездной, либо пополнять пластиковую карту еще на 60 поездок.
Если ты - льготник...
Электронные проездные для льготников будут стоить 510 рублей (тариф - 8руб.50 коп.) и не будут ограничиваться 60-ю поездками. То есть, проездным можно будет продолжать пользоваться и в следующем месяце. Правда, если льготник откажется от электронного проездного вовсе, ему придется ездить по новой цене, без всяких скидок - 15 рублей.
Тем самым (и чиновники заявляют это прямо) льготников будут стимулировать покупать электронные проездные. Глава администрации города Кирова Дмитрий Драный: «Это наша принципиальная позиция: чтобы учесть льготников, надо, чтобы все 100% льготников перешли на электронный учет. И 15 рублей - это стимулирующая цена, чтобы все покупали электронные карты. Так нам проще монетизировать льготы».
Студенты тоже смогут купить проездные. Они будут стоить 600 рублей и ограничиваться 60-ю поездками в месяц. Бесплатный проезд сохранится для школьников 1-4 класса и инвалидов по зрению первой группы.
Схема оплаты
Процедура использования проездного будет такова: заходите в общественный транспорт - предъявляете кондуктору проездной (и если нужно, документ, подтверждающий право на льготу) - кондуктор подносит проездной к специальному считывающему устройству - устройство печатает вам билетик. На билетике будут указаны и предприятие-перевозчик, и цена, и время оплаты.
О том, сколько осталось поездок на вашем проездном, можно будет узнать у кондуктора - через то же считывающее устройство. «Благодаря считывающим устройствам, вся выручка индексируется. В карман кондуктора ничего не уйдет, - уверяет Дмитрий Драный. - С сентября введут контрольную службу, которая будет проверять наличие билетов у пассажиров. Контролеры тут же смогут получить отчет, сколько билетов продано, сколько выручки у кондуктора».
Все под контролем
По мнению авторов «проездной реформы», у электронных билетов - множество плюсов. Во первых, отныне станет проще учитывать всех перевезенных граждан, прежде всего - льготников. «В целях поддержки 19 категорий граждан в Кировской области введен льготный проезд. Мы постоянно сталкивались с тем, что не находили взаимопонимания с перевозчиками по сумме компенсации за льготников, - говорит зампред правительства области Дмитрий Матвеев. - Мы считали, что переплачиваем перевозчикам, перевозчики утверждали обратное. Введение электронных карт - это выход из ситуации».
Власти особо отмечают, мол, сохраняя по карте проезд в 12 рублей, они проявляют заботу о постоянных пользователях общественного транспорта.
Считается, что система проездных дисциплинирует перевозчиков. Сегодня, по словам Драного, они грешат недовыпуском техники. Считывающие устройства позволят контролировать время работы транспорта. Более того, по мнению начальника городского отдела транспорта Олега Чичибабина, отныне «убирается человеческий фактор и мелочь».
За чей счет?
Внедрение системы электронных проездных в городе Кирове проводится за счет перевозчиков (читай - жителей города). По предварительным оценкам, нововведение потребует 40 млн рублей. Сами перевозчики, естественно, не рады такой перспективе. Ведь в словах Драного про то, что они «рисуют билеты на коленке», есть истина.
Вопросы без ответа
Уже сегодня у кировчан возникает множество вопросов по системе электронных проездных. Например, законно ли вынуждать льготников покупать проездные, дабы не платить по полному тарифу в 15 рублей? Почему не учтены интересы многих граждан, которым приходится ездить с несколькими пересадками? Как будет происходить обилечивание по картам в часы пик? Как справятся с электроникой пожилые люди? Будет ли возможность восстановить утерянную пластиковую карту? Не вынудит ли такая система определенную часть граждан совсем отказаться от регулярных поездок в общественном транспорте?
Ответов на эти вопросы пока нет даже у авторов нововведения. Они обещают, что будут дорабатывать «электронную систему» по первым результатам ее работы.
типа закинул минимум 720 рублей в месяц и катаешься по 12 рублей, заканчиваются денежки, докинул условно 120 рублей, и получил еще 10 поездок... а так пакеты по 60 это чистой воды бред.