Пусть меня не мучат

22 августа 2017, 18:10 | Репортеръ
От идей минобра плачут, кажется, все: школы, вузы, родители, дети. На областном педсовете в Кирове замминистра образования и науки РФ Ирина Кузнецова показала приглашенным педагогам их настоящее и будущее. Приводим самое главное: чем будут мотивировать учителей и студентов и почему вся система напоминает театр абсурда.
Фото: Правительство КО

На минувшей неделе в Кирове прошел областной педсовет, где подвели итоги минувшего учебного года и обрисовали цели на приближающийся. Для начала Newsler.ru приводит выдержки из доклада, который замы министра образования и науки РФ читали педагогам в регионах.

Чего хочет федеральный центр

Рост вширь

«Труд учителя на местах - это ответственная, сложная работа, благодаря которой качество российского образования остается одним из лучших в мире, - начала замминистра Ирина Кузнецова. - На встрече Владимира Путина с классными руководителями были обозначены основные задачи, стоящие перед нами. Это социальная защищенность учителей, повышение качества образовательного процесса и воспитание подрастающего поколения».

Сейчас в России формируется национальная система учительского роста. Процедура аттестации учителей в итоге должна стать более объективной и открытой, а уровень квалификации зависеть не от стажа работы, а от конкретных достижений. Для этого будут разработаны единые федеральные оценочные материалы. Уже этой осенью новую шкалу опробуют на учителях русского языка и математики.

При этом в минобре осознают, что оценка квалификации напрямую не решает проблему профессионального роста. Поэтому, заявила Кузнецова, предстоит выработать стимул для повышения профессионального уровня учителей.

С этой целью разрабатывается подход, ориентированный на профессиональное движение не вертикальное, а горизонтальное. Так, наряду с должностью «учитель» предполагается ввести должности «старший учитель» («учитель-методист») и «ведущий учитель» («учитель-наставник»). Существующие квалификационные категории и почетные звания при этом сохранятся.

Все эти меры направлены на то, чтобы учителя сами постоянно хотели повышать свою квалификацию, не допуская полного или частичного ухода из профессии.

Ирина Кузнецова

Непрестижно

Здесь мы должны сделать важную ремарку и рассказать, что по поводу получения категорий думают сами учителя. Кристина, например, отработав в школе чуть меньше года после окончания вуза, уже считает это нецелесообразным: «В учительской висит распечатка листов на 10 или больше, в ней прописано, сколько для получения первой категории ты должен провести открытых уроков, публичных выступлений, сколько у тебя должно быть публикаций и какой средний балл обязаны иметь твои дети. Ты смотришь на список, осознаешь, что прибавка к зарплате за это будет смехотворной, снова смотришь на список... Конечно, никто тебя не обязывает получать эту категорию, можешь всю жизнь быть просто учителем, а не учителем-уровня-повыше. Но так в школе не выжить - затравят свои же, потому что не подтверждать свою квалификацию считается непрестижным. Кто-то по этой причине уходит - они сопоставляют ценность этой категории и затраченный на ее получение труд. Ведь никто не оплатит ночи, когда ты готовишься к открытым урокам, не вернет нервы, время, потраченное на подготовку всех бумаг».

Еще один учитель и человек, близкий к педагогическому коллективу, подтвердили наличие другой проблемы, которая ставит под сомнение логичность выстроенной системы образования. Сами посудите - зачем учителю категория повыше, если он физически не успевает учить детей?

«Категории, звания, встречи с Президентом как отдельная награда - это все, конечно, прекрасно. Только нужно помнить об обратной стороне медали. Все хвалят, поздравляют, но никто не кричит, как именно таких результатов удалось добиться, - рассказали Newsler.ru. - На подготовку ко всем конкурсам нужно немало времени, и бывает так, что свои уроки учитель просто раскидывает по коллегам, сам занимаясь именно формальной стороной дела. Понятно, что это вопрос престижа школы, но напряжение в коллективе здорово возрастает. Более заметно это в маленьких школах, где на какую-либо номинацию могут выдвинуть только одного педагога. И снова вопросы - почему именно он, почему мы должны разгребать его дела?.. Обычно такая ситуация имеет место, если у учителя большой стаж - ради новичка заморачиваться никто не будет».

Фабрики - рабочим, школы - регионам

Престиж профессии растет, считают в ведомстве - дефицит в кадрах составляет менее 1% вакансий для учителей и в городских, и в сельских школах - но говорить о подъеме зарплаты не прекращают. Сейчас долю окладов в структуре заработной платы планируют увеличить до 70%, чтобы разрыв уровней дохода молодых учителей и специалистов с большим стажем становился меньше.

На самом высоком уровне обсуждается вопрос единства образовательного пространства страны. Третьим шагом в перспективе должно стать постепенное переподчинение школ регионам. Выгода здесь - по плану - в том, что содержательная часть будет выстраиваться жестче и четче, и финансовая сторона станет более прозрачной.

Драмкружок, кружок по фото...

С 2017/18 учебного года в российских школах вводится изучение астрономии как обязательного предмета. Кузнецова отметила, что дата - 1 сентября 2017 года - обозначена только как ориентир, по факту во главе стоит готовность школы к качественному преподаванию этого предмета. В каком классе вводить изучение астрономии, также решит само заведение. Важно лишь, чтобы объем изучения за весь период составлял не менее 35 часов. Всероссийские проверочные работы по астрономии проведут не ранее 2019.

«Важно, чтобы наполнялась и факультативная, внеурочная часть: кружки, дополнительные занятия. Сегодня в каждой школе обязательно должен быть минимум из пяти кружков: шахматный, спортивный, литературный, музыкальный и научно-технический, - заявила Ирина Владимировна. - Для нас важно обеспечить доступность дополнительного образования для каждого ребенка - имею ввиду и детей, проживающих в сельской местности, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Образование в Кировской области

И снова о зарплате

«В системе образования региона более 1,2 тыс. образовательных организаций, порядка 260 тыс. обучающихся, - рассказал министр образования Кировской области Михаил Исупов. - Ключевая задача сейчас - омоложение преподавательского состава, привлечение молодых специалистов. Для этого, например, поступившим на педагогическую специальность выпускникам выплачивают стипендию правительства Кировской области, а вышедшим на работу в школу оказывается финансовая поддержка. За 2 последних года в образование пришло свыше 400 молодых специалистов. Сейчас в образовательных организациях насчитывается более 500 вакансий».

Как следует из его доклада, после принятия майских указов средняя зарплата педагогов была увеличена в 1,5 раза и превысила 20 тыс. рублей. «И на этом мы не останавливаемся, - заявил Исупов, - в мае 2017 года правительство увеличило заработную плату педработникам дошкольных образовательных учреждений, организаций дополнительного образования детей и учреждений для детей-сирот».

Опорные школы

Опорный вуз на Вятке уже есть, а с 1 января 2018 года в каждом районе Кировской области появятся еще и опорные школы, в которых будут «сконцентрированы материально-технические ресурсы». Правда, при каком оснащении останутся все прочие школы, не уточняется.

Итак, в рамках этого проекта планируется передать 29 муниципальных школ в областную собственность, придав им статус образовательных центров. На их базе будут сконцентрированы все виды ресурсов и предусмотрен дистанционный формат работы. В районах, где нет возможности использовать дистанционные технологии, планируется реализовать проект «Мобильный учитель» - педагогу, работающему в нескольких школах, для передвижения предоставят автомобиль. Так намерены решить проблему территориальной удаленности.

Напомним, в 2014 году Никита Белых предложил решить этот вопрос кардинально. Выступая на «Лекциях в Политехническом», он заявил, что из 600 школ региону нужны только 120. «У нас есть школы, где число учителей больше количества учеников, школы, где в выпускных классах учится один человек. Нам необходимо укрупнение школ: у единственного ученика не будет здоровой конкуренции, что, в свою очередь, негативно отразится на результатах образования», - объяснил он.

Тогда, предвидя негативную реакцию, Никита Юрьевич поспешил добавить: «Я не буду говорить о конкретных датах, но приведу вам такой пример. Вспомните, несколько лет назад мы боролись с маленькими роддомами. Общественный протес того времени я никогда не забуду: писали массовые письма президенту, выходили на пикеты. Но мы выстояли, повторяя, что рождение ребенка - это процесс, к которому человек готовится. Это не так просто, если бы он шел на работу и по дороге решил зайти родить. Здесь нельзя обходиться заведениями, где в год принимают только 20 родов, хотя, чтобы не терять квалификацию, необходимо 100. Мы построили Перинатальный центр и несколько межрайонных центров. В результате Кировская область вошла в пятерку «лучших» регионов по младенческой и материнской смертности».

Детей сориентируют на школы

Сейчас в Кировской области ведется работа по привлечению выпускников школ на педагогические специальности - школьникам прививают интерес к этой профессии, а «перспективных молодых специалистов» стараются закрепить в районах.

В рамках реализации данного плана с 1 сентября 2017 года в 5 районах региона начнут работать педагогические классы, в которых будет вестись ранняя профориентационная работа. С этого же времени учреждаются социальные выплаты в виде стипендий правительства области для обучающихся, подписавшихся на обязательную 3-летнюю работу на предприятиях и организациях области. Максимальный размер выплат для студентов вузов - 4 тыс. рублей, техникумов - 3 тыс. рублей.

В августе этого года будет открыт областной центр помощи в трудоустройстве обучающимся профессиональных образовательных организаций. Центр должен помогать налаживать контакт с работодателями, курировать студентов в период прохождения практики, обеспечивать выплаты стипендии правительства области и отслеживать трудоустройство выпускников.

Выступая, министр отметил сложившуюся тенденцию: «5 тыс. 623 ученика сдавало ЕГЭ, и самым востребованным предметом по выбору является обществознание. Всего 24% учеников выбирают физику и 12% - химию. Это отражает ориентированность учеников на гуманитарные специальности, хотя у региона существенная потребность в специальностях технических».

«Наш регион - пограничный, - заключил Михаил Васильевич. - Число поступивших в вузы примерно соответствует числу выпускников школ, но по окончании обучения из региона уезжают 4 из 10 подготовленных специалистов. Чтобы не перейти в категорию регионов-экспортеров, нам важно закрепить молодежь в области, создать инструменты удержания. Необходимо, чтобы выпускник был конкурентноспособен и востребован на региональном рынке труда, нужно научиться выяснять запросы и планы выпускников и их семей. В дальнейшем нужно закреплять молодежь на предприятиях в районах».

Читайте по теме Школы в Кирове
Глава города Кирова и депутаты гордумы побывали в обновленной школе №51
Кировская школа предложила градоначальнику оферту
В Кирове учитель ИЗО оказался преступником
Комментарии (1)
Гость_111 | 23 августа 2017, 09:08 #
С нашим поколением не получилось в 93-м.Отложили,
Мы передохнем,наши внуки с таким "Образованием" вырастут--вот и пиз%%% стране
Слава ЕДРО-Ельцинскую идею уничтожения страны планомерно воплощают в жизнь
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ