Желтые уточки приносят перемены

22 июня 2018, 18:26
Помочь ребенку с ДЦП освоить велосипед, детям-аутистам - понимать и выражать эмоции, ответить малышам на их совсем не детские вопросы... Эти и многие другие проекты благодаря фонду «Навстречу переменам» делают детство лучше, радостнее, светлее.
Желтые уточки приносят перемены

26 мая в Москве в парке Красная Пресня прошел ежегодный благотворительный утиный заплыв. Средства, собранные в ходе мероприятия, будут направлены Фонду поддержки социальных проектов в сфере детства «Навстречу переменам».

Маленькая уточка решает большие проблемы

Фонд «Навстречу переменам» работает в России с 2012 года, а его партнером и идейным вдохновителем все это время является мобильный оператор Tele2. Этот фонд ищет проекты, которые улучшают жизнь детей в регионах. Детей самых разных - разного возраста, состояния здоровья, социального положения и творческого потенциала. Чтобы выбрать и поддержать самые полезные проекты, каждый год фонд проводит конкурс для социальных предпринимателей.

Помимо средств на реализацию своих проектов, а это 1,2 млн рублей, победители получают нечто гораздо более важное: поддержку, обучение, консультации специалистов, наставников... Под их руководством идеи превращаются в полноценные рабочие бизнес-проекты, которые приносят детям вполне реальную пользу. Сейчас идет сбор заявок на очередной конкурс, а уже 22 ноября будут объявлены результаты.

Казалось бы, при чем здесь резиновые уточки? Благотворительный утиный заплыв — это одно из мероприятий фонда. Настоящий семейный праздник: сотни резиновых уточек выпускают в водоем Краснопресненского парка и с помощью брандспойта гонят к финишу. Но мероприятие не только развлекательное: каждая уточка – это маленький вклад человека в общее дело. Уточек можно купить на сайте фонда или прямо на месте, в парке. «Все полученные деньги идут в фонд, который в основном формируется из корпоративных пожертвований и помогает маленьким людям, помогает детям. Утиный заплыв — это один из способов собрать средства в поддержку социальных предпринимателей. А значит, решать проблемы детства в стране, до которых государство не всегда дотягивается», - рассказывает исполнительный директор фонда «Навстречу переменам» Евгения Телицына.

Кроме того, есть проблемы, которые сложно решить директивным способом, просто дав «команду сверху» - их нужно решать нетривиальными способами. Поэтому во время утиного заплыва фонд много общается и с бизнесом, и с частными лицами. Здесь понимают, что невозможно социальным предпринимателям действовать одним, важна поддержка и социальной среды, и конкретных людей.

Пока идет общение, к палаткам, где продают желтых уточек, подходят гости праздника и их дети, выстраивается очередь. Малышам, конечно же, интересно, чтобы именно их утенок победил. Не потому, что победителям обещают отличные призы, за что отдельная благодарность Tele2 (владельцы первых трех уточек и последнего резинового пловца получили смартфоны от оператора), а потому, что есть азарт. А взрослым важно не только порадовать своих детей, но и внести свою лепту в улучшение жизни других детишек. А может быть, и своих тоже – даже здоровому ребенку из благополучной семьи порой бывает сложно раскрыть свой творческий потенциал, а некоторые проекты направлены как раз на это.

Киров отличился

О том, насколько в регионах много людей, готовых заниматься социальным предпринимательством, людей, чей опыт может и должен быть использован, чтобы сделать жизнь детей лучше, говорят цифры.

С 2015 года на каждый конкурс подавалось около 300 заявок от предпринимателей из разных регионов. Самый активный Северо-Запад: отсюда поступило в совокупности более 200 заявок. Второе место за Сибирью — почти 200 заявок; 161 заявку подали с Урала.

Не отстает и Киров: 14 заявок, начиная с 2015 года, подали кировчане. А в 2015 году одним из победителей конкурса стал кировский проект «Верю в тебя», который два года пробыл в программе Фонда «Навстречу переменам» и получал консультационную и организационную поддержку. В рамках проекта в детских домах региона создаются кружки и секции, в которых наставники - музыканты, фотографы, художники и спортсмены - обучают воспитанников азам своих профессий. Дети получают и применяют на практике новые знания, а дальнейшем самым талантливым из них центр оказывает помощь в трудоустройстве

Как ответить на сложные вопросы маленького «почемучки»

Родители знают: как только малыш начинает говорить, он начинает задавать вопросы. И чем старше становится ребенок, чем больше общается, тем сложнее становятся вопросы, и родители не всегда знают на них ответы.

Именно со сложных, ставящих в тупик вопросов собственных детей начался мультимедийный проект Натальи Ремиш «Детям о важном». Проект включает в себя серию книг и мультсериал о том, как говорить с детьми на сложные темы. Как относиться к детям с особенностями развития, почему дети гонят ребенка с площадки, если он другой национальности, как поговорить с ребенком о смерти... Этот проект Наталья начала для собственной семьи, а благодаря фонду он вырос в мультсериал и серию книг.

«Идея проекта пришла, когда мои собственные дети начали задавать вопросы, которые затрагивают совсем не детские проблемы. Например, однажды они спросили меня: «Мы бедные мы или богатые? Ты нас когда-нибудь бросишь? Занимаетесь ли вы с папой сексом?» И я поняла, что с подобными вопросами сталкиваются многие родители», - рассказывает Наталья Ремиш.

Чтобы не нанести хрупкой детской душе психологическую травму, Наталья брала паузу и думала, как сказать правду и при этом не травмировать ребенка, консультировалась с психологами. Так появились первые тексты ответов и мысль о том, что эти знания нужно куда-то перенести. Сначала тексты легли в основу книги, а затем на ее базе родился мультфильм про Диму — мальчика с особенностями развития, с которым девочка Мира знакомится на детской площадке и не знает, как себя вести. Именно с этим проектом Наталья обратилась в фонд «Навстречу переменам», поняла, что нужно продолжать дальше.

«Информацию я черпаю не только из личного опыта. Я задаю вопросы в пабликах, где общаются мамы, получаю массу ответов и писем, иногда просто душераздирающих. Отсюда рождаются истории, - рассказывает Ремиш.

В результате авторы проекта планируют снять большой мультсериал на 26 серий, а также выпустить 6 книг. Первая книга уже продается в книжных магазинах и онлайн, а в Казахстане стала лидером продаж и заняла третье место на выставке «Нон-фикшн». Мультфильм уже вышел на ряде телеканалов, в том числе на канале «Россия», а на YouTube только за первые полтора месяца набрал больше миллиона просмотров.

Наталью консультирует группа психологов. Из их совместной работы рождаются ответы на самые сложные, порой табуированные, но все-таки детские вопросы. Сейчас благодаря фонду «Навстречу переменам» у родителей есть возможность сделать общение с детьми еще богаче и полнее, воспитать целостную личность.

Угадай эмоцию

Как выяснилось, многие проекты социального предпринимательства рождаются из личного опыта их авторов. Так, например, получилось еще с одним проектом-финалистом 2017 года - мобильное приложение, обучающее детей с расстройством аутического спектра (РАС) распознавать и выражать эмоции. Его авторы - Кира Меснянкина и Александра Сарелайнен - из Ростова-на-Дону.

Кира, практикующий специалист-психолог, поняла, что не хватает инструментов и технологий, которые помогали бы решать эту проблемам особенным детям и их родителям. Поэтому возникла идея разработать такие инструменты. Был создан прототип программы, но он, скорее всего, так и остался бы на локальном уровне, если бы проект не стал участником конкурса «Навстречу переменам» - и не оказался в числе финалистов!

«Сейчас мы получаем то, на что рассчитывали: обучение, менторов, консультантов, ответы на свои глупые вопросы, - рассказывает Кира. Скоро программа выйдет в продажу, а в планах - дальнейшее улучшение приложения с применением технологии нейросетей. «В первую очередь это анализ 10 тысяч детских фотографий, которым занимаются шесть экспертов-волонтеров. И продвижение по стране, где мы будем собирать специалистов, работающих с особенными детьми. Ведь приложение должно стать действующим инструментом решения проблемы», - рассказывает автор.

Так, благодаря приложению дети с расстройствами аутистического спектра могут лучше общаться и безболезненно влиться в общество, что позволит заметно повысить качество их жизни – и жизни их родителей.

Говоря об особенных детях, нельзя не вспомнить проект-победитель 2016 года - особый велосипед для особенных детей, авторы которого - Анна и Анатолий Вощиковы - из Каменск-Уральского. Дети с поражениями опорно-двигательного аппарата обычно воспитываются малоподвижными, мало общаются со сверстниками, им тяжело обходиться без посторонней помощи. Авторы проекта разработали специальное универсальное устройство, которое позволяет делать любой велосипед устойчивым и доступным для катания детей с ограниченными возможностями передвижения. Обучаясь катанию на таком велосипеде, ребенок получает полноценное и доступное средство реабилитации, социализации, а самое главное – передвижения.

«В прошлом году наши велосипеды уехали в 22 города, - рассказывает Анна. - Грант фонда позволил закупить оборудование и улучшить технологию производства мостов. В итоге только за 2017 год мы продали 65 велосипедов. А это значит, что еще 65 детей с ДЦП стали чуточку счастливее, ощутили прелести беззаботного детства». В этом году продано уже около ста таких устройств. Как рассказывает Анна, это обычный велосипед, на который устанавливают специальные конструкции. Все они — индивидуальные, «заточенные» под каждого конкретного ребенка. К слову, аналог от американской фирмы Rifton стоит от 260 тысяч рублей, велосипед Вощиковых - от 18 тысяч рублей. География бизнеса широкая: от Московской области до Забайкалья. А причина успеха в том, что авторы проекта принимают близко к сердцу проблему каждого ребенка.

Пожалуй, лучше не выразить сам смысл социального предпринимательства. Ведь все финалисты смогли так или иначе пропустить проблему через себя и сделать из нее полезный, востребованный проект.

Поплыли!

Благотворительный заплыв, который помогает собрать средства на эти и другие проекты, стартовал в 16.00. Страсти накалялись, у водоема собиралось все больше людей, каждый из которых болел за свою уточку. Интересно, что пока 2018 год — рекордсмен по количеству участников заплыва: около двух тысяч утят было продано с начала старта этой акции.

Организаторы под радостные возгласы собравшихся выпустили утят. Уточки превратились на воде в большое желтое пятно, медленно движущееся к финишу. Не обходится и без казусов: несколько прытких уточек все время выбивались из общей компании и пытались плыть в обратном направлении, но были пойманы и возвращены в стаю.

Накаляются страсти и на берегу. Ребятишки пытаются подобраться поближе к воде, будто бы знают, где и чья уточка. Кто-то кричит, кто-то смеется и снимает все происходящее на камеру мобильника. Кто-то комментирует, подражая Уткину. Утки ускоряются и уже через десять минут доплывают до заветного финиша.

Судьи извлекают трех победителей и объявляют их номера: 1845, 222 и 108, последняя уточка под номером 1829 также получает специальный приз от Tele2 — фирменный смартфон и комплект SIM-карт с красивыми парными номерами. Не обошлось и без поощрительных призов от партнеров заплыва: обладатели 33 уточек, которых выловили из водоема случайным образом, также получили подарки. Но главный результат заплыва – это, конечно, почти 200 тыс. руб., которые участники заплыва собрали в пользу лучших социальных проектов, поддерживающих российских детей.

Узнать больше о том, как получить поддержку от фонда «Навстречу переменам», можно на сайте.

Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ