Экологическая инициатива оказалась ядовитой?

20 июля 2020, 15:34
Входящие в холдинг «Экоин» компании, подконтрольные кировскому бизнесмену Анатолию Ушакову, на протяжении многих лет не «утилизировали» опасные отходы, а избавлялись от них любым доступным и дешевым способом. В том числе, «пряча» на своих базах в Костино и в Кирове. К тому же Анатолий Ушаков приобрел комплекс на берегу Карского моря и его тщетно ищут ямальские экологи. Сотрудники предприятий, опасающиеся за свое здоровье, называют ситуацию критической. И выход, надо полагать, у него сейчас один: поскорее и подороже продать комплекс в Харасавэе подрядчику «Газпрома» со всем «добром» в виде химотходов на складах и претензий экологов.
Это лишь малая часть сваленных на площадке компании Экоин в Костино отходов.
Это лишь малая часть сваленных на площадке компании Экоин в Костино отходов.

Тонны покрышек, химических и медицинских отходов, бракованных и просроченных таблеток и многое другое на протяжении многих лет захоранивалось на площадке в Костино, складировалось в Кирове или просто сжигалось в 500 метрах от жилья компаниями, подконтрольными кировскому эко-предпринимателю Анатолию Ушакову. По рассказам сотрудников, ситуация стала критичной.

Семейная «инициатива»

На сегодня Ушаков, в том числе, через сына, дочь и бывшую супругу, контролирует несколько компаний, занимающихся сбором и утилизацией отходов. Это, в том числе ООО «Экологическая инициатива» («ЭкоИн»), «Экоин Плюс», «Север Сити» и «Экопресс».

Знакомые с ситуацией источники твёрдо убеждены, что так называемая «утилизация» ведется с вопиющими нарушениями, а сотрудники жалуются на регулярные задержки зарплаты и якобы ставшие невыносимыми условия труда, которые заставляют их всерьез опасаться за здоровье. По их наблюдениям, из-за проблем с налоговой и накопившимися долгами «хозяин» компаний Анатолий Ушаков, видимо, в спешном порядке выходит из бизнеса.

Одна из его компаний — ООО «ЭкоИн» с уставным капиталом в 7 млн рублей, основным учредителем (85% уставного капитала по данным ЕГРЮЛ) в лице, по слухам, бывшей супруги Анатолия Ушакова Татьяны Гарбузовой и под руководством Ольги Пироговой, как утверждают сотрудники компании, приходящейся Ушакову дочерью, балансирует на грани существования.

Долги по налогам (почти 900 тысяч рублей) и отсутствие «признаков жизни» заставили кировских налоговиков выйти в арбитраж с иском о банкротстве отсутствующего должника. Однако по документам суда к марту текущего года компания все-таки погасила львиную часть долга. А с учетом, что за «ЭкоИном» числится земельный участок в Костино (2,7 га, предварительная оценка 1,5 млн рублей), суд отказал налоговикам в удовлетворении иска.

Заплатить долги фискальному ведомству, как предполагают знакомые с бизнесом Ушакова источники, заставил еще и факт того, что на этой компании числится актив на берегу Карского моря, в поселке Харасавей.

Кинцлер-Ушаков-Газпром

Огромная, на вид заброшенная территория, с множеством ангаров встречает редкого гостя проржавевшим порталом, на котором все еще крепится надпись, хоть и потерявшая букву: «УМ ТРЕСТ Я <с> ГД».

Когда-то этот объект входил в имущественный комплекс ныне обанкроченного «Треста Ямалстройгаздобыча» (ЯСГД). В разгар разбирательств по уголовному делу его владельца Юрия Кинцлера, харасавэйский актив был «слит» фактически за бесценок неким заинтересованным лицам. Несколько лет назад по этому поводу даже заводилось уголовное дело на конкурсного управляющего, но недвижимость к тому времени благополучно «уплыла». Кому именно, следствие так и не выяснило. Но в итоге объект оказался у Ушакова. Сумма сделки не превысила и 15 млн рублей.

Сейчас перед Анатолием Витальевичем стоит, можно предположить, главная задача: перевести целевое назначение земли под этими ангарами, ставшими еще одним «отхожим» местом, где, как считают местные экологи, хранятся растворители, протекшие контейнеры с краской и прочая вредоносная химия, в «земли промышленности». Утвердить границы участка, дабы избежать дробления, и реализовать интересанту, коим, по данным источников, может быть компания «Стройгазконсалтинг», на базе активов которого создавалось «Газстройпром» для обустройства Харасавэйского месторождения на Ямале.

Разработкой месторождения занимается «Газпром», а сама стройка оценивается в сумму около $10 млрд. Работы, в том числе, с привлечением волонтеров, экологов, при участии специалистов Российского центра освоения Арктики, в Харасавэе ведутся больше года.

Есть сведения, что, якобы, у местных экологов уже давно были серьезные претензии к тому, что происходит на этом объекте. И если бы не вмешательство некоего «покровителя» Ушакова в Москве, ситуация грозила стать критической. Но, вероятно, на кону здесь стоят большие деньги и интересы не менее «больших» людей.

Источники считают, что как только сделка по активу в Харасавэе завершится, Ушаков мгновенно избавится и от своих кировских активов.

Экологическая инициатива обернулась проблемой?

Несколько лет назад в одном из рекламных изданий Анатолий Ушаков, еще будучи директором «Экологической инициативы» (сменил на этом посту Виталия Пересторонина) хвалился «комплексной системой по утилизации медицинских отходов, разработанной «ЭкоИн». На участке в Костино, где должен был быть построен мега-современный мусорозавод, проект которого отвергло правительство региона в 2011 году, действительно занимаются приемом медицинских, химических и прочих отходов, которые нельзя захоранивать на полигонах ТБО. Проблема в другом — как их утилизируют.

Например, согласно предоставленным нам фото с этого объекта и со слов сотрудников ушаковских компаний, якобы, здесь брались за утилизацию всех этих отходов не имея реальных и легальных на то возможностей.

По словам рабочих якобы красные бочки были увезены на базу в Кирове на улице Сормовская.
По словам рабочих якобы красные бочки были увезены на базу в Кирове на улице Сормовская.

Как рассказывает один из сотрудников предприятия, сжигали отходы «с колес». Будь то таблетки или какие-то другие «вещества». Вспоминают они и как привезли на утилизацию в мешках непонятно откуда останки скота — головы и части туш.

Печь, хотя по их словам, и лицензированную, до 1000 градусов Цельсия «разогнать» так и не смогли. И труба, как поясняют собеседники, должна быть как минимум на 30 метров выше: выбросы несут в себе не только зловоние, на которое постоянно жалуются жители поселка Костино, но и мелкие фракции сожженных здесь отходов. Сами работники компаний не скрывают: в зависимости от ветра, эта черная «сажа» оседала на их же личном транспорте, оставляя после себя такие следы, которые не подвластны ни одной автомойке. И опять-таки, в зависимости от ветра миазмы могли накрыть не только Костино, но и добираться до Кирова.

Рассказывают работники и о том, как была вырыта на глубину 20 метров скважина. По их предположению, это также прошло без каких-либо согласований.

Что не сжечь, то зарыть?

«Компания «Нанолек» за утилизацию, видимо, платит хорошие деньги и у них большие объемы, - рассказывает один из подчиненных ушаковских компаний. - То ли это брак все время идет, то ли еще по какой-то другой причине, но мы видели явно новые таблетки, нескольких видов, один из них, по-моему, «глюконат». А однажды пришла целая фура из Германии. Все препараты были в коробках, которые прямо там и сжигали».

Но возникла проблема: «Оно не горит! Блистер выгорает, но таблетки просто плавятся, образуя вещество, по составу как битум, который мы потом долбили вручную». Со слов собеседника становилось понятно: последующие партии, как он предполагает, таблеток, складировались в технические мешки (так называемые «бигбены») и погрузчиком отвозили на другую часть территории, где это и оставалось без утилизации.

«Или, например, один раз партия пришла 3 тысячи штук ртутных термометров от поликлиники. Их просто складировали, наверно, в одном из боксов до сих пор так и лежат, - предполагает собеседник. - Раньше работники в резиновых перчатках в воде изымали ртуть, но потом все отказывались этим заниматься».

«Не знаю, понимал ли он это, но эти вопросы поднимались, а воз и ныне там. Бокс обрабатывали специальным составом дважды. Получается, мы берем отходы, нам платят за утилизацию, а потом это просто все складируется...», - предполагает собеседник.

Если не открывать, то все нормально...

Скорее всего брался Ушаков и за контракты, подразумевающие работу с химическими веществами, которые предприятие, по словам работников, также не имело возможности исполнить. «У забора до сих пор стоят канистры двухсотлитровые. Там же химия, кислоты...», - предполагает собеседник.

А между тем, как делятся собеседники, около трех лет назад компания Ушакова начала принимать отходы с промышленных и химических предприятий. «Вещества с химзавода поступали в пластмассовых кубах (весит 1 тонну), что там было — мы не знали. Первые 20 таких кубов пришли и мы поинтересовались, что с ними делать. Говорят - выливайте, территория большая. В общей массе принято порядка 100 кубометров. Также эти отходы складировали, стояли они года два, а потом внезапно пропали. Могу только предполагать: вывезли на базы в Киров на Сормовскую, 7 «а», возможно, вылили».

Вспоминают источники и то, как однажды была некая проверка, которая брала пробы непосредственно из этих кубов. В другие разы перед приходом проверяющих возводили преграды, за который те и не заглядывали.

«Ушаков брал контракты на самые разные вещества, но уничтожать в таких условиях их просто невозможно. Поэтому и образовывались кучи», - предполагают собеседники. По их словам, якобы, часть отходов зарывалась непосредственно на территории. Равно оставались на территории площадки в Костино и тонны автомобильных покрышек.

Аналогичная ситуация может быть на базах Ушакова в Кирове, что на улице Сормовская, 7 «а». Здесь жилые массивы расположены прямо через дорогу.

«Привозились двухсотлитровые бочки с «химией», если не открывать, то все, наверно, нормально. В таких бочках, вероятно, находится вещество, похожее на монтажную пену, которое привезли на утилизацию строительные компании. Однажды одну такую повредили и оттуда что-то очень напоминающее монтажную пену выходило два часа, - вспоминает собеседник. - Да чего только не везут! Удивлялись тогда, что от Росплазмы привезли утюги, холодильники, а из одного санатория - бытовую технику, компьютеры, кондиционеры. Сдавали на металлолом, все были очень довольны».

Касаемо того, что именно находится на базах Ушакова на Сормовской, собеседник называет это «производство»: «Перерабатываются растворители, которые затем продаются типографиям. Никто, конечно, не задавался вопросом, а куда, например, уходят отработанные газы?».

Как предполагает источник, частично твердые отходы (в том числе, медицинские), якобы, перемалывались в дробилке до порошкообразного состояния и ссыпались в контейнеры, предназначенные для ТКО. А, значит, можно предположить, их захоронили ничего не подозревающие операторы, на полигонах ТКО.

Интересно, что за все эти годы ни сам Анатолий Ушаков, ни подконтрольные ему компании не фигурировали в сводках контролирующих эту сферу деятельности ведомств. Знакомые с бизнесом Ушакова объясняют это тем, что якобы ему могут покровительствовать местные чиновники, которые, случись чего — вовремя информацию перекроют, а то и вовсе предупредят.

Если верить источникам, в настоящее время идёт процедура для подготовки к комиссии по выдаче компаниям Ушакова лицензии, после получения которой все накопленное добро будет находиться на его площадках почти легально. Ведь в этом случае никто не мешает, например, организовать соответствующий документооборот на ту же приемку отходов, да и вопросов, можно предположить, у контролирующих органов к его компаниям по ведению деятельности практически не будет. При этом остается открытым вопрос уже с теми «запасами», которые имеются на данный момент — каким образом от них избавятся и избавятся ли вообще.

Комментарии (8)К последнему
Гость_дурак | 20 июля 2020, 17:33 #
УТИЛИЗАЦЫЕЙ ОПАСТНЫХ ОТХОДОФ ДОЛЖНЫ ЗАНИМАТЬСЯ ВАЕННЫЕ ХИМИКИ ПОД ИНОСРАННЫМ НАБЛЮДЕНИЕМ - НАБЛЮДЕНИЕМ А НЕ РУКАВОСВОМ . грёбаные гражданские пижнаки вместе с чиновниками просто очень корумпированы . и ващще - нада отходы в кетай продавать - имям фсёрамно скора крышка
Гость_Гость | 20 июля 2020, 20:02 #
Похоже, явный заказ конкурентов.
Гость_Живу в Костино | 20 июля 2020, 23:08 #
Да, это конкуренты нам тут воняют и гадят! Сколько жалоб мы писали!! Спасибо ребятки, вы крутые, единственное нормальное издание, кто наконец-то попаду написал! Все жители Костино вам благодарны!
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ