Гори, Этна, гори: кировчане стали свидетелями извержения вулкана

27 декабря 2018, 13:18 | Виктор Винокуров
В канун католического рождества на Сицилии проснулась Этна — самый большой действующий вулкан в Европе.
Этна.
Этна. Фото: Виктор Винокуров

Это случилось на закате 23 декабря 2018 года. Ничего не предвещало пробуждения спящей стервы.

Пробуждение

Словно баба со скверным характером, настроение Этны поменялось в сторону разрушения. Сначала это была робкая, будто слеза, тонкая красная полосочка лавы. Она контрастировала с белобрысым склоном, по которому все еще катались любители снежных удовольствий. Солнце уже собиралось уйти за горизонт, когда раздался гром. Это было похоже на начало грозы.

Но небосклон был чист, если не считать дым, исходящий из горы. И тогда склон разрезали первые потоки лавы. Этна начала плакать кровавыми слезами. Может оттого, что натворил буквально день назад ее «сородич» в Индонезии — вулкан Анак-Кратау (в переводе - сын Кратау), а иные потусторонние силы заставили продолжить этот вулканический «концерт» уже здесь, на Сицилии.

Этна.
Этна. Фото: Виктор Винокуров

Всю ночь Этна не могла успокоиться. Однако это не несло разрушений — местные службы и вулканологи, а также жители близлежащих городов — Мессины и Катании — оставались спокойны. Наши встревоженные возгласы они встречали улыбками, мол, все в порядке вещей, ничего серьезного, бывает.

И, такое здесь и правда бывает. Причем «бывает» катастрофически разрушительно. Так, например, в конце 17 века в Катании из 20 тысяч населения погибло 16 тысяч. Вулкан буквально поглотил город. Но парадокс в том, что Этна дает больше, чем забирает: лава превращается в стройматериал, из которого здесь строят дома и дороги; земля, напитанная вулканическим пеплом, настолько плодородна, что, как говорят местные, воткни палку и она зацветет.

Этну называют кормилицей и терпят ее взбалмошный характер.

Жизнь на вулкане

Рандаццо (Randazzo) — город на северном склоне Этны, всего в 15 км от ее центрального кратера. Мы приехали туда на поезде — старом, смердящем и маленьком, состоящим из одного вагона. Эта железнодорожная ветка построена вокруг Этны и опоясывает гору странным ожерельем.

По ходу движения — лимонные, мандариновые и апельсиновые сады. Деревья усыпаны сочными плодами. Кажется, протяни руку в окно и можно их сорвать. Чем выше — тем суровее пейзаж, сказывается близость к вулкану. Земля становится чернее, усыпана остатками лавы, образующей, порой, причудливые композиции. То и дело по пути встречаются небольшие предприятия, занимающиеся обработкой вулканического камня.

Еще выше и на смену лимонно-апельсиновым садам приходят оливковые рощи и виноградники. Зимой они не впечатляют. Кажется, будто из земли торчат уродливо изогнутые палки, правда, посаженные в тройном порядке. Это старые лозы, их возраст достигает ста лет. И скоро они дадут урожай винограда Нерелло Маскалезе, из которого создадут прекрасный «виноградный сок».

Юных лоз здесь не меньше. Тонкие, голые и хрупкие они спят, вбирая всю мощь земли, на которой растут. Через пару месяцев их обнаженные и тонкие стволы оденутся нежной кудрявой зеленью, а чуть позднее появятся и ароматные гроздья.

«Виноградный сок» с Сицилии отличается по вкусу от того же тосканского. В каждой капле оставила свою подпись сама Этна: расписалась немного сернистым привкусом и будоражащей терпкостью.

И вот конечная остановка — Рандаццо. Этна так близко, что можно достать рукой и провести ладонью по огромному разразстающемуся облаку. Но ощущение обманчиво. Несколько мужчин с серьезным видом смотрят на происходящее. Облако, которое на самом деле не облако, а дым от вулкана, зловещей тучей угрожающе нависает над городом.

Рандаццо.
Рандаццо.
Фото: Виктор Винокуров

А в Рандаццо люди уже поймали дух рождества, что витает здесь с каждой открытой бутылкой «виноградного сока». Веселье и расслабленность не уходят даже под угрозой извержения Этны. А ведь здесь каждый камень напоминает, что все в этом мире - ничто перед силами высшими, более сильными чем любая дамба, построенная для сохранения спокойствия обитателей этого небольшого городка.

Возможно, работает привычка и доверие сейсмологам: Этна напоминает о себе подобным образом раз в год. Но в 2018-м году она делает это уже во второй раз — буквально с разрывом в 4 месяца: она просыпалась уже в конце августа.

Этна ограничилась предупреждением

К вечеру 24 декабря, в канун католического рождества, Этна вновь напомнила о себе. Только на сей раз это выглядело еще более тревожно чем сутки назад. Издалека, из небольшого городка Таормина, что буквально напротив северного склона горы, было видно два извержения. Алые всполохи, дым, потоки лавы стекали по склонам.

Этна.
Этна. Фото: Виктор Винокуров

Но этим вулкан не ограничился: еще до полуночи Этна выплюнула лаву еще несколько раз. А склон так и остался тлеть до утра. На следующий день, буквально на несколько часов прекратилось движение поездов. А аэропорт Катании закрыт. Деревни на склоне горы встретили рождество в пепле и жителям пришлось прибирать свои жилища и чистить улицы.

На ум приходят услышанные ранее легенды, которые связаны с вулканом и его характером. По одной из них, бог ветров запер внутри горы ветры. По другой — наиболее эксцентричной и навязанной англо-саксами — внутри горы заперта душа королевы Англии Елизаветы. Той самой королевы-девственницы. Мол, она заключила пакт с дьяволом, который при жизни позволил ей удачно править государством, ознаменовав Золотую Эру. Но после смерти дьявол запер ее душу в Этне. Может быть, Елизавета недовольна историей с Брекзитом?

К вечеру, 25 декабря, Этна начала успокаиваться. Дым, напоминающий хвост дракона, слабое (по крайней мере, издалека) алое свечение склона и «плевки» потоков лавы на вершине говорили о ее все еще скверном настроении.

Этна.
Этна. Фото: Виктор Винокуров

Но, хвала небесам, это настроение все-таки менялось. В лучшую сторону.

Закат на Сицилии.
Закат на Сицилии. Этна.
Фото: Виктор Винокуров
Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ