Русские православные церкви не поделили прихожан

9 марта 2017, 11:32 | Ирина Шабалина
Вятская епархия, священнослужитель Русской православной церкви за рубежом и администрация чепецкой деревни третий месяц ведут столетний спор о благодати и правильной вере. В это время местные жители за свои деньги строят себе храм.
Русские православные церкви не поделили прихожан

Два главных действующих лица, два объекта недвижимости и вечный спор о том, у кого посох длиннее и правильнее. Сложные отношения «кланов», если совсем коротко, начались после революции 1917 года, когда единая Русская церковь раскололась, и часть духовенства уехала за границу, образовав Русскую православную церковь за рубежом. Желание сохранить культуру Российской империи характерно вообще для всей первой волны эмиграции, но священнослужители, в отличие от писателей, от традиций в дальнейшем не отошли.

В 1927 г., объявив власть Московской патриархии несвободной в своих решениях и «находящейся в порабощении у большевистского режима», РПЦЗ заявила об окончательном выходе из подчинения ей. В 2008 году было решено считать РПЦЗ «одной из самоуправляемых церквей Московского патриархата». Несогласные организовали свои собственные церкви.

На православных рассчитайсь!

Сергей Криулин (или, как называют местные, отец Сергий) приехал в знакомую деревню Чуваши Кирово-Чепецкого района, где жили его бабушка с дедушкой, в июне 2016 года. Заявляя о себе как о священнослужителе под юрисдикцией РПЦЗ, он начал проводить богослужения: зимой молились в его двухкомнатной квартире, летом - у поклонного креста, на месте старого храма Михаила Архангела.

«Никаких различий в «философии» с РПЦ МП нет, - живо объясняет Сергей Сергеевич. - Но в то же время смотрите: у них ненастоящее крещение. Ведь что это такое: обвели вокруг чего-то, водой брызнули еще и деньги взяли. Крещение - это три погружения, по-другому у нас запрещено крестить. К тому же фиксированной суммы за таинства у нас нет, мы живем только на пожертвования. Да и как можно назначать цену: ведь таинства мне спускает Господь, я не могу знать, сколько они стоят. Мы же не в магазине, в самом деле...»

19 января во время проведения богослужения грянул гром в виде священнослужителя Вятской епархии отца Александра и ее секретаря Виталия Лапшина в сопровождении главы администрации деревни. Застать на месте Лапшина не удалось, поэтому приходится довольствоваться противоречивыми пересказами очевидцев. Пойдем по нарастающей.

Так, в администрации религиозно-организационный переполох скромно охарактеризовали как «отец Виталий просто громко сказал, что это неправильное освящение воды». Прихожанка Валентина запомнила иначе: «Они с главой забежали, мы в шоке просто были! Я ему потом сказала: «Вы всех бабушек напугали!» Отец Виталий так кричал, а ведь он человек духовный, как он может так себя вести?.. Они сказали, у нас комната по принуждению организована. Но какое же принуждение?..»

Отец Сергий обратил внимание на персональные оскорбления: «Люди понимают все, и они идут к нам. Ведь отец Лапшин им мало того что нахамил, так они еще и сорвали богослужение, то есть показали себя не с самой хорошей стороны... Лапшин говорил, что мы не православная церковь, что я безблагодатный, начал такими каноническими кидаться...». - «Хотя, - не удерживается священнослужитель, - если по-хорошему разобраться, Московская патриархия сама безблагодатная, тем более с 43 года, когда им Сталин поменял название».

Вне конкуренции

На волне событий с Исаакием я не удержалась и спросила о реалиях отношений РПЦ МП и РПЦЗ, к которой причисляет себя отец Сергий. Священнослужитель не стал отказывать себе в удовольствии дать свое видение ситуации:

«...По закону церковь отделена от государства, но, как видим, Московская патриархия влезает во все дела. Они считают, что только они православные, только они представляют православие в России. Но мы тоже православные, только не подчиняемся МП».

«...Нас нет в Минюсте РФ - не регистрируют. В Вологодской области на местном уровне зарегистрировали и в Ленинградской, а в остальных - нет, отказывают под разными предлогами. В Чувашах мы действуем как религиозная группа, но я хочу регистрацию на уровне области: у нас есть и другие приходы в регионе, и они хотят выйти из катакомб. Но, видите, какое отношение у МП, а власть этому способствует: когда мы между собой решаем проблемы, - это одно, а когда вмешивается власть, - это совсем другое. Мы-то с ними и сами можем разобраться, а вот когда они привлекают тяжелую артиллерию...»

«...Почему меня оскорбляют? По мнению МП, раз епископ не подписал Акт о воссоединении, то это считается расколом и ересью. Но такое отношение только здесь, в России, на Западе к нам нормально относятся, никаких конфликтов нет».

Однако больше священнослужителя беспокоит судьба храма, который строят местные жители и на который якобы положила глаз Вятская епархия.

Бедная епархия

Валентина, взявшая на себя все финансовые вопросы создания храма, рассказала: строить начали в 2013 году, когда прихожанам предложили арендовать или выкупать помещение магазина, в котором они собирались. «Отец Николай (Федько) сказал: давайте строить небольшой храм, - вспоминает женщина. - Мы несколько лет подряд собирали деньги, люди давали по 100-200 рублей, всего получилось 90 тысяч рублей».

Отец Сергий присовокупляет от лица местных жителей: «Епархия не хотела строить здесь храм - мол, нерентабельно и невыгодно, денег с этого не получишь. Они молились в комнатке, а после 19 января там оперативно поставили иконостас и сделали церковь». Несмотря на официальное заверение епархии в обратном, Криулин считает, что она «претендует на наше здание».

Спрашиваю, сколько человек из тысячного населения ходит на его службы. «15 пришло 19 января, - с гордостью отвечает Криулин, - а к МП 8 человек пришло, и тех администрация согнала...». - «Пусть народ сам сравнит, где лучше», - рассуждает он, как бы между прочим добавляя: «Они народ начали ставить на деньги: говорят, надо иконы покупать, церковную утварь, мол, епархия бедная, сама не может... Даже цены уже выставили. У нас немного другая система, все делается за пожертвования, кто сколько даст. Вот только на свечи цены установили: люди сказали, 20 рублей за восковую свечу - это нормально».

Вообще, отмечает священнослужитель, храм в Чувашах будет бедным, чтобы «соответствовать деревне»: «Купол скоро поставим, заказали железо, останется только внутреннее убранство. Нашелся человек, который готов сделать это сам, ему только материал нужно купить. Содержать храм будем на пожертвования от богослужений, на деньги от свечей - там средств, в общем, немного надо. А потом будем расширяться - люди узнают, поедут из Чепецка, Кирова».

В чем разница?

Вздыхая, глава Чувашевского сельского поселения Елена Жуйкова аккуратно поправляет мое «А вот отец Сергий...»: «Ну, я бы его прямо так, «отец», не называла...» Разницу между двумя православными церквями женщина, кажется, осознает не до конца, но отсутствие официальной бумаги сверху ее порядком напрягает: «Он принес мне бумагу, уведомляющую, что на территории Чувашевского сельского поселения создана православная организация, действующая по такой-то статье... Ну что это такое? Он не уполномочен на проведение никаких обрядов...»

Понимая, кому в этой идеологической борьбе светит победа, Елена Ивановна также занялась пропагандой: «Он вводит людей в заблуждение, и мы говорим им об этом... Сергей Сергеевич в своих речах нелицеприятно высказывается о церковных начальниках. На каждое мое слово он пишет заявления в СК, в прокуратуру, а иногда и мне на стол. Я лично считаю, что должна быть метрика от его руководства, что он направлен к нам».

Но на этом противодействие его деятельности заканчивается: заявку Криулина на покупку земли под храмом приняли и уже отправили в район, который проведет торги. Епархия вопрос о намерении участвовать в них оставила без ответа.

Вообще-то нужно сказать, что Вятская епархия к заданным вопросам подошла творчески. Посудите сами: изначально мы просили подтвердить или опровергнуть информацию о конфликте Виталия Лапшина и Сергея Криулина как священнослужителя РПЦЗ. И вот первый ответ, образец логичности: «По информации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области, на территории Кировской области не зарегистрировано религиозной организации под названием РПЦЗ. В связи с этим данная информация не соответствует действительности».

(Не)верный

Когда о случае 19 января рассказали и в администрации, мы повторно обратились в епархию. Тут и оказалось, что она проблему видит в личности Криулина. Так, не желая втягивать руководителя миссионерского отдела Вятской епархии Андрея Лебедева в обсуждение конкретной ситуации, я поинтересовалась у него разницей в «философии» РПЦ МП и заграничной православной церкви. Отметив, что последних много, он, однако, начал политкорректно объяснять суть проблемы в чепецкой деревне: «Этот человек к нам приехал, насколько мне известно, с Украины, и путешествует из региона в регион... Он к кому только не хотел присоединиться, даже к староверам, но не приняли. Есть канонические правила, и если он реально относится к РПЦЗ, чтобы здесь служить, то должен иметь бумаги на руках, иметь разрешение...»

По его словам, если бы приехал официально уполномоченный основной РПЦЗ человек, то проблем с РПЦ МП у него бы не возникло, и практика Москвы, где есть такой епископ, это доказывает.

Второй ответ пресс-службы епархии определенно стоил первого. Продолжая настаивать, что никакого конфликта не было, региональное церковное руководство также заявило: дело конкретно в отце Сергии, являющемся, по их мнении, чадом РПЦЗ под руководством митрополита Агафангела, которая откололась от основной РПЦЗ в 200г году.

«В четверг, 19 января 2017 года, в деревне Чуваши был назначен водосвятный молебен в честь Крещения Господня. Его служил клирик Вятской епархии, священник из храма Кирово-Чепецка. По прибытии в Чуваши было обнаружено, что гражданин Криулин С.С. в одеждах, похожих на священническое облачение, совершает действие, похожее на чин освящения воды. Священнослужитель, прибывший из Кирово-Чепецка, сообщил людям, что гражданин Криулин С.С. не является священником Русской православной церкви. С позиции канонического права Криулин С.С. является раскольником», - значится в присланном в редакцию документе. Помериться, само собой, не забыли: в конце ответа указывалось, что «большая часть людей покинула мероприятие, а гражданин Криулин С.С. с небольшим количеством людей (3-4 человека) продолжил совершать свои действия».

Пока эскалации конфликта не наблюдается: определившиеся прихожане продолжают ходить в свои церкви, а на месте поклонного креста растет новый храм. В чью юрисдикцию он в итоге попадет - это большой вопрос...

Читайте по теме Церкви в Кирове
В Лузе начали строительство храма
В российских храмах призвали не ставить свечи онлайн
На месте сгоревшей церкви освятили поклонный крест
Комментарии (5)К последнему
Юрист Антон Долгих | 9 марта 2017, 12:09 #
Великолепно!

С удовольствием стал бы представителем гражданина Криулина С. С.

Конечно, надо регистрировать религиозную организацию.
Гость_митя. | 9 марта 2017, 12:26 #
почему у нас так много власти отдано церкви? церковную пропаганду упорно тащат в гос.школы,закрывают светские учреждения для передачи зданий церкви,в том числе такой величайший памятник-музей истории и архитектуры,как исаакиевский собор,передают ей в собственность земли. объясните мне,простому человеку,чем эта религия отличается от прочих вер во всяких боженек,божков,идолов или от гонимых этой же церковью сектантов?неужели действительно под знаменами православной церкви,уже превратившейся практически в коррупционный чиновничий аппарат,собираются объединить расколотое огромной разницей в правах и возможностях богатого меньшинства с бесправным обворованным большинством? похоже,на это ставка. "религия-дурман для народа".
Юрист Антон Долгих | 9 марта 2017, 22:11 #
Именно поэтому. Отличный инструмент для управления. Умные люди придумали тысячи лет назад.
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ