Лисьев о «Метро 2033: Зима милосердия»: это одиннадцатый по счету чистовик!
- Андрей, многим нашим читателям ваше творчество пока незнакомо. Предлагаю исправить эту досадную оплошность. Расскажите, пожалуйста, немного о себе: кто вы, откуда, что писали до этого?
- Родом я из Минска, окончил военное училище в Питере, последнее образование – финансовое, я управляю портфелями на фондовом рынке, живу в основном в Москве. Литературное творчество – результат кризиса среднего возраста. Ответ на него. Мою дебютную книгу «Сатир и муза» о героях нашего времени выпустило издательство «Книговек» в 2012 году. Под псевдонимом. Есть три рассказа, включенные в сборник «Точки» в 2015 году. И год назад моя повесть «Копье прозрения» вошла в 1 том сборника «Русская фантастика 2018». На самом деле, получается, что пишу я медленно. Первая книга – 8 лет работы, вторая - два, «Зима милосердия» - результат пяти лет усилий. Я посчитал специально: в печать выйдет одиннадцатый по счету чистовик.
- Зачем так много?
- Переписываешь книгу обычно по двум причинам. Во-первых, дал книге три месяца отлежаться, вычитываешь свежим взглядом, начинаешь вносить исправления, и в конце концов переписываешь заново. Второй повод: мнение редакторов (в «Зиме милосердия» у меня было два редактора), после правки каждым, на выходе новый чистовик.
Многократное переписывание, это - на самом деле нормально. Сценаристы переписывают сценарии ещё больше. Кстати дефицит сценаристов для студий ещё острее, чем дефицит авторов для издательств. Там командная игра, написать текст так, чтобы устроил всех сложнее.
- Проект «Метро 2033» Дмитрия Глуховского - очень популярная книжная серия. Чем, на ваш взгляд, она так привлекает читателей?
- Наше сегодняшнее благополучие – во многом случайность, и читатели живут с ощущением хрупкости бытия. Очень легко стать жертвой геополитики подобно жителям Донбасса. И Дмитрий Глуховский заставил нас примерить на себя судьбу героев после гибели привычного мира. Пост-апокалипсис, как жанр, у нашей аудитории занимает нишу ужастиков, привычных западным читателям.
- Ваш роман — аж сотый в серии! Можно, наверное, поздравить, а заодно интересно спросить, а какую часть из остальных 99 книг вы читали? На кого из предыдущих авторов франшизы, может быть, ориентировались при создании своей?
- Я читаю все книги обеих серий. И «Метро-2033» и «Метро-2035». Понятно, что нравятся не все работы. На меня повлияли в первую очередь Сергей Антонов с «Темными туннелями» и Андрей Дьяков. Сам я в жанре «хоррор» писать не умею и искренне восхищаюсь Манасыповым и Врочеком. Героини Калинкиной мне нравятся тем, что это обычные люди, оказавшиеся в экстремальной ситуации.
- Как лично вы попали в серию «Метро 2033». С чего все началось? И вообще легко ли авторам, начинающим и не очень, туда пробиться?
- Примерно в 2014 году я заметил, что качество романов упало, и мне показалось, что смогу написать не хуже. Серию приостановили, потом возобновили. Мой первый вариант отвергли, второй сочли недостаточным, в издательство я попал с третьей попытки.
На счет «пробиться». Дело в том, что редакторам издательств отыскать качественную книгу адекватного автора сложнее, чем автору пристроить свою книгу. Потому стоит обратить внимание на те семинары, которые регулярно проводят издательства. Там немного народу, и всегда есть шанс, что ваш текст заметят и, может быть, даже запомнят.
- Главный герой книги — сталкер Женя обладает одним, назовем это так, супергеройским качеством — ударом милосердия. Откуда взялась идея вставить в сюжет именно такой навык, что натолкнуло?
- Сон. Экспозиция романа мне приснилась. Как кино.
- Главный герой спасает своего дедушку от ложного приговора. А вам в реальной жизни приходилось сталкиваться с «басманным» правосудием?
- С уголовным правом, к счастью, не пришлось столкнуться. Но что касается административных и хозяйственных споров, сталкивался неоднократно, и впечатления только отрицательные. Даже победа в суде ничего не означает.
- Ну и двух словах, если можно, почему нашим читателям обязательно стоит прочитать эту книгу, по вашему мнению?
- Мой герой – обыкновенный мальчишка. Уникальная мутация может сделать его супергероем, а может и не сделать. Это всегда драма выбора и болезненная ответственность. Как остаться человеком в атмосфере безысходности «Метро-2033»?
А вписать свою историю в сеттинг других авторов, описавших московское метро очень подробно, стало для меня интересным творческим вызовом.
Удалось или нет – решать читателям.