Алексеев о «Метро 2033. Кочевник»: Восток - дело тонкое

16 июля 2019, 15:19 | Алексей Сидоров
Дебютант в серии «Метро 2033» Сергей Алексеев в эксклюзивном интервью для Newsler.ru рассказал о национальном колорите в своем романе «Кочевник» (16+).
Сергей Алексеев
Сергей Алексеев

- Сергей, добрый день! Поздравляю с выходом романа «Кочевник», но уже по традиции предлагаю сначала познакомить наших читателей с вашими первыми шагами в литературе. Расскажите, пожалуйста, с чего началось ваше увлечение литературой. В каком возрасте начали писать?

- Здравствуйте, Алексей. Большое спасибо за поздравление.

Писателем я решил стать в первом или втором классе. Тогда в книге для внеклассного чтения прочитал рассказ Сергея Петровича Алексеева. Подумал: «О! У меня такое же имя, значит, я тоже могу стать писателем». Первый рассказ написал где-то в шестом или седьмом классе. «Раз поставил себе цель, значит, к ней нужно идти». После этого пытался еще что-то корябать в тетрадке, но, став постарше, вдруг осознал, что не хватает жизненного опыта для такого серьезного дела - решил его поднабраться. Набирался долго, считая, что времени еще достаточно, жизнь-то длинная. И, наверное, это решение так и осталось бы нереализованным детским желанием из серии «хочу быть космонавтом, летчиком, врачом», если бы не компьютерная игра S.T.A.L.K.E.R. В 2009 году разработчики объявили Третий литературный конкурс, я написал повесть, продолжающую сюжет оригинальной истории, и отправил. В состав победителей не попал, но некоторые члены жюри повесть отметили, указали в категории «Немного не дотянули до победы», о чем и известили на официальном сайте. Иногда захожу туда поностальгировать, вспоминая, насколько волнительно было найти свою фамилию, пусть и не в победителях, но среди сорока человек, выбранных из семисот попытавшихся.

История компании-разработчика вам известна - они закрылись и под новым именем стали разрабатывать игру Survarium, а прошлый опыт использовали не только в разработке, но и в рекламе будущего детища. Чтобы подогреть к новой игре интерес игроков, они объявили литературный конкурс, где я снова попробовал силы, написав рассказ. Долгие пара месяцев ожидания… -и вдруг я в числе победителей. Все казалось интересным: обсуждения рассказов, критика, общение с новыми людьми, новые друзья, с некоторыми с тех пор дружим. Потом еще участвовал в сетевых конкурсах. Они очень отрезвляют. Вначале думаешь, что написал что-то стоящее, а на деле, оказывается, нет, значит, над собой нужно больше работать. С тех пор к тому, что пишу, отношусь очень критически. Даже в «Кочевнике» не особо уверен. Насколько он получился хорошим - решать читателям.

- Читал, что в школе вам не особо нравился русский язык. Почему? Есть ли сейчас из-за этого проблемы (тс-с-с, по секрету, чтобы редакторы серии не услышали)?

- Ха, они уже увидели! А не нравился, потому что скучно. Интересней было из-под парты на уроке читать книги Жюль Верна, Дюма или Ефремова, чем вникать в правила. Проблем сейчас особых нет, читал много, зрительная память хорошая, поэтому пишу без ошибок, «-тся» и «–ться» не путаю. Могу увлечься и насыпать лишних запятых, и вроде бы все. Надо у редакторов спрашивать. Впрочем, литред прямо указал на запятые, так что постараюсь исправиться. Наверное.

- Как лично вы попали во «Вселенную Метро 2033». Слышал, что все началось с игры «S.T.A.L.K.E.R», правда ли?

- Как ни странно, да. Тогда я жил еще в Казахстане, и в нашем поселке подключение к интернету всегда являлось технической проблемой, поэтому о книге Дмитрия Глуховского «Метро 2033» ничего не слышал. Однажды один из друзей скачал большое количество дополнений к игре «S.T.A.L.K.E.R». Наверное, штук пятьдесят. И вот долгими зимними вечерами принялся я их проходить. Чем же еще заниматься в деревне после расчистки снега и завершения дневных дел по хозяйству. В одном из дополнений, в компьютере персонажа, нашел три книги, и одна из них была «Метро 2033». Начал ее читать там же, в игре, и вдруг очень понравилось. Отыскал в папках мода файл xml, скопировал оттуда текст в «ворд» и долго правил, избавляясь от непонятных кодовых символов, потому что из-за них читать было невозможно.

Потом стал интересоваться этой темой -как раз появились первые книги «Вселенной», вышла игра… В серии открывались новые города, в которых имелось метро, где спрятались выжившие в ядерной войне. И примерно с 2011 года у меня мелькала идея написать об Алматинском метрополитене, что на тот момент только строился. Даже начал писать. Но, как это обычно бывает, то пятое, то десятое, то лень, то не охота, в общем, роман я свой забросил. Может, пугала большая форма, может, опыта не хватало, а может, ограниченные пространства метрополитена, хотя они имеют, конечно, особую атмосферу. Хотелось простора, но простор открылся позже. Несколько лет подряд я иногда возвращался к этой идее, начинал новые романы, снова бросал. И чувствовал, что пока прохлаждаюсь и культивирую свою лень, меня кто-нибудь опередит, что с успехом и продемонстрировал мой земляк и товарищ Шамиль Алтамиров, написав «Степного дракона». Я еще два года думал и все же написал, что задумывал. Сюжет, правда, получился совсем не таким, что планировался изначально, но кое-что из старых наработок в роман все же вошло.

Кочевник, 16+
Кочевник, 16+

- В биографии написано, что «за десять лет литературного «стажа», кроме «Кочевника», имеется всего двенадцать рассказов и одна повесть». А почему так вышло? Не было времени писать?

- Как я уже понял, пока писал «Кочевника», время найти можно всегда, нужен только соответствующий настрой и умение заставить себя работать. Но я всегда могу найти занятие, лишь бы не писать, как бы мне это ни нравилось. Мне нравится создавать персонажей, вживаться в них, думать за них, но шевелить пальцами по клавиатуре иногда не позволяет банальная лень. Мечтаю о приборе, что умел бы делать мыслезаписи, как в книге Э. Гамильтона «Звездные короли». Хорошо же - придумал всякого, а электроника записала, и делать больше ничего не надо. Но такое случится не скоро, так что пока «клава – наше все».

- Как родилась идея для «Кочевника»? Какие события послужили отправной точкой для истории?

- Я не помню, как она родилась. Перебрал столько идей, что уже и запутался. И как бы ни пытался изобрести велосипед, а все давно уже придумано за нас. Французский театровед Жорж Польти в девятнадцатом веке определил тридцать шесть драматических ситуаций, на которых основываются все драматические произведения. Вот я и попробовал некоторые из них смешать. Взял банальную, или, если можно так сказать, классическую завязку – месть и пустил героя по этому пути, наблюдая, куда его выведет судьба и что он будет делать, пытаясь выпутаться. До седьмой главы у меня даже не было синопсиса. Все держалось в голове, а события бежали вперед на три главы. И чтобы окончательно определиться в правильности своих действий, написал синопсис и отправил главному редактору. Ждал или отказа, или существенных правок. Но получил одобрение именно на эту историю, совсем без изменений. Правда, финал я немного все же изменил, спросив разрешения у редактора.

- События происходят в Казахстане. Это нынче заметно даже по обложке романа. А какие национальные изюминки удалось вставить в книгу? Чем отличается Казахстан от остального «метрошного» мира?

- Кроме упоминания национальных обычаев, я ненавязчиво вплел в текст казахские поговорки. Они встречаются или в диалогах, или в описании ситуаций, для которых подходили идеально. И кое-какие факты из древней истории народа и страны. А от остального мира «Метро 2033» Казахстан отличается колоритом, бескрайними просторами и обычаями, что пришли из глубины веков и остались до сих пор. Восток - дело тонкое, это все знают.

Сергей Алексеев
Сергей Алексеев

- Вы работаете диспетчером в городских электросетях. Достаточно ответственная должность, от которой зависит, будут ли гореть лампочки в жилых домах огромного города. А когда удается писать? Выделяете специальные часы для этого?

- Если быть точным, я старший диспетчер оперативно-диспетчерской службы, в которую помимо диспетчеров входят и электромонтеры, и водители оперативно-выездной бригады, работающие по сменам. Т.е. бесперебойным электроснабжением и устранением аварий в сетях занимаются они. Да и город у нас маленький. Я осуществляю общее руководство и хожу на работу каждый день. Но, когда кто-то из диспетчеров в отпуске или на больничном, выхожу в смену. В общей сложности где-то полгода нахожусь в сменах, что мне нравится больше, потому что тогда появляется больше времени для литературы. Вот в выходные между сменами и удается писать. Ну, а если работаю каждый день, то пишу вечерами, они зимой очень долгие. Летом на это времени меньше – дача, к примеру, не способствует литературе.

- Стивен Кинг в свое время говорил, что любому писателю нужно делать две вещи регулярно — много писать и много читать. Удается ли следовать советам маэстро? И что читаете в свободное время?

- Чтобы много писать, нужно только этим и заниматься. По крайней мере, я пока не умею распределять свое время так, чтобы его хватало и на писательство, и на все остальное. Читать сейчас удается меньше, чем раньше, когда не писал. Люблю фантастику, как отечественную, так и зарубежную. Нравится историческая литература. Не нравится фэнтези. Наверное, потому что слишком много его стало в последнее время. Из этого жанра признаю только «Хроники Амбера» Роджера Желязны. Вместо историй про эльфов, помогающих гномам тырить магическую морковку у орков, лучше почитаю Ю. Семенова, В. Пикуля, О. Дивова или С. Алексеева. Не себя. Сергея Трофимовича, творчество которого очень люблю.

- В конце не забуду спросить о планах: стоит ли ждать от вас новинок во «Вселенной Метро 2033» да и не только в ней?

- Не люблю распространяться о планах. Почему-то, когда расскажу о них, теряю к ним интерес. Лучше сначала сделать, а потом представлять результат на суд окружающих. Скажем так, планы есть, но история о них пока умалчивает.

Читайте по теме Обзоры книг и комиксов
Стивен и Оуэн Кинг «Спящие красавицы»: спи, моя радость, усни!
Джейсон Паммент «Потерянный город»: история одного затопления
Сунь-цзы «Искусство войны»: древний трактат в новом оформлении
Комментарии (1)
Гость_Пади | 18 июля 2019, 17:30 #
Поздравляю Сергея с дебютом. Вместе с ним застали начало Survarium'а, читал многие его рассказы и совершенно уверен в авторе. Читается легко, приятно, присутствует определённая доза юмора (по крайней мере, в рассказах, книгу, к сожалению пока не приобрёл). Но уверен в качестве книги на все 100, так что любителям серии могу заочно советовать её к прочтению.
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ