Доронин о «В двух шагах от вечности»: что за порогом нашего мира

29 ноября 2019, 13:36 | Алексей Сидоров
Писатель-фантаст Алексей Доронин в эксклюзивном интервью Newsler.ru рассказал о работе над новой книгой «В двух шагах от вечности» (16+).
Алексей Доронин
Алексей Доронин

- Алексей, добрый день! Поздравляю с выходом книги «В двух шагах от вечности», но предлагаю начать издалека: как лично вы пришли в литературу? С чего все началось?

- Спасибо за поздравление, Алексей! Первые идеи, связанные с творчеством, пришли ко мне еще в школе (как и ко многим), но тогда я хорошо осознавал свою недостаточную зрелость и неготовность к этому занятию. Такого писательского зуда, графомании, которые бы обуревали меня – не было. Поэтому идеи в моей голове вызревали, а я спокойно дождался поступления в университет (я, как знают мои постоянные читатели, филолог по образованию), и только курсе на втором начал набирать первые страницы. Постепенно из них сложились черновики первого романа. Это и был «Черный день». Ну а потом я выложил их в сеть, на Самиздат (samlib.ru) – там на меня и наткнулось издательство «Крылов». А дальше мой путь уже был прямой линией, с некоторыми заминками, вызванными жизненными обстоятельствами, но без особых поворотов в сторону. Однажды, задумав написать Максимально Подробный Роман про Ядерную Войну, – я от этой идеи уже не отступал.

- Сколько на данный момент уже написано и издано книг? Какие циклы и о чем они?

- У меня два цикла. Основной - «Черный день».

В нем шесть написанных и изданных книг:

  1. «Черный день» (2009 г.),
  2. «Сорок дней спустя» (2010 г.),
  3. «Утро новой эры» (2011 г.),
  4. «Призраки Ямантау» (2015 г.), 5. «Поколение пепла» (2015 г.) (в одном томе)
  5. «Дети августа» (2017 г.).

Последующие две пока в процессе:

  • 7. «Час скитаний».
  • 8. «Время жатвы».

Я не буду подробно останавливаться на содержании серии. Это надо читать. Скажу только, что это попытка написать относительно правдоподобное постапокалиптическое произведение про ядерную войну, где акцент сделан на описании выживания населения на территории, подвергшейся применению данного оружия. Именно выживание. Не спасение мира и не борьба со злом. Действие происходит в Сибири. Кто-то из героев выживает почти в одиночку, кто-то в группе. Заодно показаны гипотетические климатические последствия мировой войны («ядерная зима»). Также исследуется влияние глобальных катастроф на психологию личности, микрогруппы и относительно больших социальных единиц (поселений). И столкновение таких групп в борьбе за оставшиеся ресурсы. Никаких мутантов, никаких супергероев, никаких попаданцев. В общем-то все это по отдельности мы уже видели и в книгах, и на экране. Я не считаю себя новатором. Просто это мое видение. Сюжет книги придуман был практически сразу, но, чтобы воплотить его в жизнь, понадобилось много лет.

Помимо этого, мной написан роман для межавторского цикла издательства АСТ «Вселенная Метро-2033» под названием «Метро-2033: Логово» (2017), который также представляет собой постапокалиптическую фантастику. Это уже более далекий от реальности ужастик с мутантами. Но и там я старался отталкиваться от некой научной основы. В частности в книге показано, что мутанты возникли не от радиации (это невозможно), а являются продуктом генной модификации организмов, которые разрабатывались как биологическое оружие накануне ядерной войны, во время которой они и им подобные вырвались на свободу, уничтожили и преобразовали почти всю биосферу Земли.

Кроме того, с 2017 г. и по настоящее время я работаю над созданием научно-фантастической дилогии в поджанре киберпанка с рабочим названием «На пороге вечности». Она посвящена переломному моменту в развитии человечества ближайшего будущего и технологическим прорывам в области создания искусственного интеллекта, нано- и биотехнологий.

В ней будет три книги:

  • «В двух шагах от вечности» (2019),
  • «В шаге от вечности» (2020),
  • «Врата вечности» (202?)

События всех трех книг происходят в 2059-2060 годах. В них несколько основных сюжетных линий и персонажи из разных стран и социальных слоев.

Алексей Доронин
Алексей Доронин

- Почему решили переключиться с постапокалипсиса на киберпанк? Чем вас привлек именно этот жанр?

- Тем, что киберпанк – это сбывшееся пророчество. Я про это много раз говорил (и не только я), но то, что называют сегодня киберпанком, почти точно описывает сегодняшнюю реальность с Big Data, дронами, распознаванием лиц... да просто соцсетями и смартфонами.

Да, государства, которым предрекали смерть от лица глобальных мегакорпораций, не умерли… но в чем-то сами приобрели черты таких корпораций. А завтра это сходство может стать еще более полным. Уточню, что «киберпанк» - упрощенное определение. То, что я пишу, довольно далеко стоит от первых западных образцов жанра 70-80 годов. Если быть точным, то у меня это научная фантастика ближнего прицела с акцентом на перспективные технологии NВIС.

НБИК-технологии – это аббревиатура, составленная по первым буквам таких дисциплин как: N–нано; B–био; I–инфо и C–когито. То есть прорывные технологии в важнейших сферах, которые могут изменить и всю техносферу, и природу самого человека, и его сознание. А заодно породить то, что может человека заменить.

Эта книга имеет и социально-политический аспект. Это не эскапистское, далекое от жизни литературное развлечение. Она о мире, похожем на реальный тем, что в нем бушуют конфликты, связанные с вопросами власти, собственности, идеологии, а не только столкновения «плохих» и «хороших» людей. Ну а героев и избранных тут тоже нет. Просто каждый пытается выплыть в этом море как может, в соответствии со своими жизненными установками. Ну а персонажи – от повстанцев и хакеров-отщепенцев до миллионеров-депутатов и защитников старого порядка из спецслужб.

- Также слушал ваше недавнее выступление в Кемерово. Там прозвучала мысль, что жанр постапа себя исчерпал. Неужели, на ваш взгляд, нельзя придумать ничего нового в постапокалипсисе?

- Слово «исчерпал» - не совсем точное. Хотя сами по себе сюжетные ходы – очень даже исчерпаемые. Их ограниченное количество. Они еще со времен Шекспира повторяются, а сегодня их почти все каталогизировали, разложили по полочкам и наклеили ярлыки.

Почитайте сетевую энциклопедию тропов: https://posmotre.li/. Там все это есть.

Поэтому так много сегодня римейков. Потому что из этих жил, месторождений, добывают миллионы авторов, режиссеров, игроделов, сценаристов. А любой новый сеттинг (даже если это не римейк) сразу вызывает в памяти у читателя или зрителя от двух-трех, до нескольких десятков своих подобий.

Так вот, постапокалипсис из литературы предупреждения все больше превращается в безобидные страшилки, призванные помочь убежать в выдуманный мир. Как фэнтези. Которые, конечно, можно комбинировать и дальше. И это может быть неплохим развлечением. Это тоже нужно, и я не отношусь к этому свысока. Полезные находки все равно будут.

Но придумать в нем что-то новое, не отрываясь при этом от жизни далеко, становится все проблематичнее. Все фабулы, все сюжетные ходы, начиная от взрыва сверхновой и заканчивая выходом из-под контроля саморазмножающихся нанороботов – уже были. Даже апокалипсис динозавров или голодных призраков из ада. Не говоря уже про банальные ядерные войны и зомби-апокалипсисы. Все сценарии возможного поведения людей перед, во время и после катастрофы уже так или иначе использованы. Да, можно что-то еще добавить. Но в этом мало прогностического. А мне хочется, чтоб в книге была попытка заглянуть за горизонт. В «Черном дне» это было обычное – «попытаемся построить прежнюю жизнь на руинах». А в киберпанковской серии будет именно попытка увидеть что-то новое за порогом нашего реального мира со странами, классами, стратами, социальными институтами. Построить на его основе что-то новое с коренным преобразованием человека. И отследить конфликты, которые этот раскол породит.

Научная фантастика – более широкое поле, если не замыкаться в жанре. Особенно если она опирается на реальные тенденции, на научную картину мира и социальное моделирование, на сложный социум реального мира, экстраполированный в будущее (хотя этот перенос и чреват ошибками). Но это все равно не должен быть образ картонного «далекого будущего», где почему-то в звездных империях или федерациях среди «чужих», среди оружия Предтеч и станций размером с планету живут такие же люди, как мы, у которых даже психология ничем не отличается от нашей.

При том что мы сами отличаемся от людей XIX века. А уж про средневековье я и не говорю. Даже поколение тех, кому сейчас двадцать, отличается от тех, кому сейчас сорок, очень сильно.

При этом никто не запрещает автору брать отдельные элементы из разных поджанров, даже и постапокалипсиса. Например, крах цивилизации, может быть локальным, региональным. И соседствовать с высокотехнологичным социально поляризованным обществом.

В двух шагах от вечности, 16+
В двух шагах от вечности, 16+

- Как пришла идея для романа «В двух шагах от вечности»? Как долго проходила работа? Сколько времени ушло на написание и корректуру книги?

- Идея блуждала где-то рядом давно. Возможно, она появилась еще до идеи «Черного дня» и моей постъядерной вселенной. Еще лет в двенадцать мне хотелось написать что-то такое, где будут высокие технологии, космические корабли (во втором томе они будут), роботы, экзоскелеты, футуристическое оружие. Но для «Черного дня» и его реализма все это совсем не к месту. Потом эта идея ко мне снова пришла, когда я был уже взрослым и имел опыт шести изданных романов. Я эту идею несколько переработал в сторону «ближнего прицела» и приближенности к нашим дням. Потому что космооперы про супер-мега-империи мне как-то сейчас не по нраву, как я уже говорил. Хочется работать над чем-то, что имеет отношение к нашей жизни. А что еще имеет к ней большее отношение, чем процесс социального перелома и трансформации, через который человечество неизбежно пройдет в ближайшие десятилетия? Если, конечно, не погибнет (тут должен быть смайлик).

- Раньше книги издательства «Крылов» можно было встретить в каждом книжном магазине. Сейчас ситуация поменялась, даже на крупных сайтах онлайн-магазинов их не на всех можно найти. С чем это связано? Какие сейчас тиражи у ваших книг, насколько они изменились с 2009-го года?

- Книжный рынок, если брать фантастику, все больше превращается у нас в олигополию. Помните такое понятие из курса экономики. Издательства, массово и регулярно издающие фантастику, можно по пальцам пересчитать, причем по пальцам того, кто много и без знания техники безопасности работает с «болгаркой». Но дело тут не в заговорах, ИМХО, а в самой неумолимой поступи прогресса. У людей все больше развлечений, а книги, особенно фантастика, становятся узкой нишей, одним из многих хобби. А это хобби стоит денег. И книги все больше перетекают в электронный формат. Не хочу никого огорчить (есть люди, для которых бумажные страницы – предмет культа), но лично я уже почти не читаю бумажных.

Тиражи упали у всех. Да, кто-то, кто высоко сидел, погрузился не так глубоко. А кому-то держать голову над волнами помогают титанические усилия по гребле (это все относится к сфере маркетинга, пиара, селф-промоушена и прочих иностранных веяний, хотя писателю часто приходится совмещать эти профессии в одном лице, и это нормально). Кто-то даже взмывает на гребне цунами. Периодически. Влияет смесь учета конъюнктуры, таланта (да, он тоже важен), упорства… и обычной удачи.

Но цунами это – и надо называть вещи своими именами – электронное! Не бумажное. И за этой формой подачи будущее. Если посчитать честно, сколько читают с бумажного листа и сколько с экрана (неважно какого), если добавить «веселых Роджеров» пиратов – в фантастике рубеж 50 на 50 рынок миновали давно, и не в пользу «ретро».

Поэтому, да, тиражи небольшие. Они стали чуть меньше с 2009 года. Я не стесняюсь сказать, что даже начальные 3 тысячи – это хорошо. Но главная проблема касается именно допечаток старых книг у издательств, которые не входят в «топ-5» или даже «топ-3». Я думаю, причины тут финансово-организационного свойства. А может, рентабельности самого процесса допечатки. Вот поэтому их тяжело найти. Впрочем, касательно моей серии «Черный день» - допечатки как раз сейчас делаются. И скоро все тома серии будут в продаже.

Но я не считаю такие тиражи провалом, поскольку давно получаю от электронных книг больше, чем от бумажных. И сознательно отвожу последним нишу некоего коллекционного, подарочного варианта. Для любителей старины. Да, эта ниша тоже важна и будет сохранять значение на протяжении нашей жизни. Но основные продажи книг не здесь.

Все мои книги продаются на litres.ru, продаются в «Магазине «Миры Андрея Круза», а чуть позже будут продаваться и на Author.Today. Включая новую.

Серия
Серия "Атомный город", издательство "Крылов" (16+)

- Серия «Атомный город» долгое время не издавалась (на «Фантлабе» до сих пор значится, что она закрыта). Сейчас снова вот возвращается, с вашей новой книгой. С чем связано возвращение серии? Наверняка ведь не только с тем, что вы написали что-то новенькое для нее?

- Я думаю, серия периодически замораживается, а потом снова реанимируется. Поскольку тема ее достаточно популярна и является своего рода «визитной карточкой» т.н. проекта «Мужской клуб» издательства «Крылов». Поэтому я не думаю, что она в будущем будет ликвидирована.

Да, эта реанимация может быть связана с выходом моей книги. Но это не точно. Я писал ее не на заказ, хотя держал в голове публикацию именно в этой серии. В последнее время в ней действительно высок процент моих книг. Но я уверен, что и книги других авторов в ней еще выйдут.

- Не мог не спросить, почему на обложке книги «Черный день» вдруг появился Алексей Навальный (или человек, как две капли воды на него похожий)?

- Лично я не вижу большого сходства, и меня очень удивляет живучесть этой легенды. Сейчас уже невозможно сказать наверняка, много времени прошло. Из чистого любопытства я допытывался у издательства. Но мне говорили, если я ничего не путаю, что моделью для персонажа послужил один российский актер с постера какого-то боевика. Кто именно – история, покрытая мраком.

Логово, 16+
Логово, 16+

- Не планируется ли продолжение книги для «Вселенной Метро 2033»?

- Недавно мной написан спин-офф к моему роману «Метро 2033: Логово». Но его пока нет в планах издательства АСТ на публикацию. Надеюсь, что он будет рано или поздно издан в одном из их сборников повестей. Но это зависит не от меня. Сама книга - небольшое дополнение к истории «серых» мутантов из биологической лаборатории возле Сергиева Посада, рассказанной мной в «Логове». В ней совсем другие персонажи, и это короткая история выживания и столкновения с опасностями по дороге через радиоактивные пустоши Европейской части России. Как и «Логово» - это скорее ужасы, чем боевик. Не ищите в этих историях особой глубины. Это мои страшные сказки на ночь. Что-то вроде Стивена Кинга в постъядерном мире.

- Какие книги впечатлили лично вас в последнее время? Что бы вы посоветовали нашим читателям?

- Во-первых, это Джеймс Кори - «Пространство» («The Expanse», по нему недавно сняли сериал).

Это динамичный развлекательный книжный блокбастер без особой глубины, но с большой широтой охвата. Приближенная к нашим временам космическая опера без сверхсветовых путешествий и сверхтехнологий. Нет там и изменения человеческой природы. Люди показаны такие же, как в нашем непростом времени, со всеми людскими пороками и несовершенствами. События происходят в пределах ближайших к Земле планет и пояса астероидов. Никаких Галактических Империй, как у Азимова. И это плюс. Зато это история с политикой, детективной интригой, хорошим психологизмом… Рассказывать что-то еще будет спойлером.

Во-вторых, это Питер Уоттс («Ложная слепота» и «Эхопраксия») и Лю Цысинь («Задача трех тел»).

И если Джеймс Кори не скрывает, что пишет развлекательную литературу (как и я, в общем-то), то канадец Питер Уоттс и китайский фантаст номер один Цысинь пишут более серьезные и глубокие книги. Они не очень ровные и по психологическому аспекту, и динамичности проигрывают тому же «Пространству». Герои в них слегка картонные и функциональные. Но зато их научная, техническая, прогностическая и философская сторона на большой высоте (особенно у Уоттса). Хотя, возможно, прочитав их, вы захотите поспорить с авторами (как захотелось и мне). Но прочитать их стоит.

- Насколько важно писателю много читать? Сколько книг в месяц читаете лично вы? Только ли художественную литературу или и практическую тоже?

- Довольно многие коллеги по перу признаются в интервью, что читают фантастики не очень много. Наверное, дело тут не только в цейтноте. Многие из творцов имеют еще основную работу, и российского фантаста можно увидеть где угодно. Хоть программистом, хоть кассиром или охранником «Пятерочки».

Но и в том еще дело, что глаз профессионала совсем по-другому смотрит на конечный продукт своей деятельности. Думаю, это касается и режиссеров, и сценаристов, и художников, и изобретателей, и шеф-поваров… кого угодно. Видишь не только чужие огрехи, и внутреннюю структуру шедевра (или антишедевра), но и наоборот, чужие удачи, находки, которые неплохо бы скопировать… а нельзя. Для некоторых авторов чужие произведения того же жанра могут казаться ненужным информационным шумом, сбивающим с толку и уводящим не туда.

Судя по интервью, некоторые из маститых писателей (которых в «Пятерочке» уже не увидишь) не читают беллетристику совсем. Читают другое. Non-fiction, прежде всего. И соцсети. Смотрят котиков в них (шутка). А может, не шутка. Нервы-то надо расслаблять.

Безусловно, читать нужно. Но в целом я сейчас потребляю гораздо больше сетевой периодики и публицистики, чем фантастики. Например, для работы над киберпанковской трилогией перечитал тысячи статей с научных порталов. Читал и специальную литературу. Думаю, у многих людей львиную долю в объеме прочитанных за день страниц занимают Facebook и другие соцсети. И это не грехопадение, а примета времени.

Больше двух романов в месяц я вряд ли читаю (по сравнению с тем, сколько я читал фантастики подростком – это вообще «ни о чем»). Причем чаще это не новые произведения, а что-то старое. Вот сейчас перечитываю Станислава Лема.

- И под занавес не могу не спросить про планы: что ждать от Алексея Доронина в ближайшее время? Каких книг?

- Тут все просто. Две книги из киберпанковской трилогии «На пороге вечности» уже написаны, одна выходит до конца этого года, другая в следующем году. После этого вернусь к серии «Черный день», тоже напишу две книги, которые призваны завершить эту серию. Навсегда. Итого в ней будет восемь, и это окончательная точка. Никаких больше продолжений и ответвлений. Это вам не «Терминатор».

Эти две книги уже существуют в набросках и подробных планах. Уточню, что все книги этой серии, начиная с тома «Дети августа», описывают события уже через 50-60 лет после ядерной войны, случившиеся с потомками уцелевших в первых книгах «Черного дня» (хотя несколько старых героев там есть). Ну а потом будет третья книга киберпанковской трилогии (это событие может потерпеть пару лет, поскольку и первые две завершаются промежуточным финалом).

В среднем на каждую из этих книг уйдет год. Да, пишу я довольно медленно. Может, в перерывах между этим какие-то рассказы или короткие повести. А дальше пока не заглядывал.

Читайте по теме Обзоры книг и комиксов
Стивен и Оуэн Кинг «Спящие красавицы»: спи, моя радость, усни!
Джейсон Паммент «Потерянный город»: история одного затопления
Сунь-цзы «Искусство войны»: древний трактат в новом оформлении
Комментарии (1)
Гость_Очки | 29 ноября 2019, 20:06 #
Литература совсем в другой стороне... примерно где ценники в магазинах...
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ