Анна Гудкова: «Пяти минут достаточно, чтобы получить представление о человеке и проекте»

8 октября 2020, 13:39 | Алексей Сидоров
В эксклюзивном интервью Newsler.ru креативный продюсер телеканала ТВ3 и платформы Premier Анна Гудкова рассказала о первой в России книге, посвященной презентации кино- и сериальных проектов - «Питчинг. Как представить и продать свою идею» (16+).
Анна Гудкова
Анна Гудкова

- Анна, добрый день! На моей памяти это первая книга на подобную тему в нашей стране. Почему, как считаете, именно она стала первой, хотя на западе уже издано большое количество литературы по теории питчинга?

- Ответ простой — там питчингами занимаются на протяжении тридцати лет. И, конечно, за тридцать лет в странах Европы и в Америке появилась масса специализированных учебников. Второй момент — киноиндустрия на Западе представляет собой дорогостоящий, доходный бизнес для тех, кто в нем преуспевает. И, естественно, как только у людей возникает возможность не просто реализовать мечты, но и начать зарабатывать тем, что больше всего хочется делать, то появляется и желание научиться работать как можно быстрее и качественнее. В итоге спрос рождает предложение.

У нас, к сожалению, индустрия пока даже близко не находится на том уровне, что есть на Западе. Хотя творчески, думаю, что мы постепенно начинаем если не догонять, то хотя бы приближаться к западным коллегам. Но с точки зрения прозрачности финансирования проектов, отношений между людьми, да и в целом системности того, что происходит, - мы далеки не только от идеала, а вообще от какой-либо структуры. Из-за этого не очень понятно, какие навыки стопроцентно работают, а какие могут оказаться лишними. И по-прежнему каждый опыт успеха остается абсолютно индивидуальным, не системным. Ты не можешь взять чей-то механизм, воспроизвести его и точно быть уверенным, что у тебя всё получится так же. Каждый раз — как рулетка. Поэтому для начала обобщение системных знаний - очевидная вещь.

С другой стороны, не так много людей занимаются питчингами. Не у всех коллег есть опыт, который можно назвать системным, поэтому и книжек не так много. Как только появляются люди, которые достаточно много кейсов пропускают через себя и у которых есть возможность написать книгу, то, мне кажется, они уже ее пишут...

- Раз уж заговорили про рулетку. То есть нельзя сказать, что в питчинге должны быть некие конкретные моменты — и проект стопроцентно заинтересует продюсеров?

- Можно сказать только одно: если ваш проект выдающийся, оригинальный и неотделим от вас как от личности, то это стопроцентная гарантия успеха. Но успех будет не быстрым и не легким. К этому тоже нужно быть готовым.

- Сколько времени лучше выделить на подготовку проекта к питчингу и на что обратить внимание?

- Времени нужно ровно столько, чтобы успеть подготовить проект. И дело не в тренинге навыков презентации или ораторских способностей, а в готовности сценария. Если он стопроцентно готов и его можно сразу же дать кому-то прочитать, то, значит, вы быстро подготовитесь к питчингу. Максимум неделя на то, чтобы из больших материалов сделать короткие, собрать презентацию, если она вам нужна. Если же требуется тизер или трейлер (то есть то, что требует съемок), тогда нужно закладывать запас по времени, чтобы все это снять, смонтировать и украсить.

- Почему прижился именно формат пятиминутного выступления? Не десять, не пятнадцать минут?

- Пять минут - ровно столько, сколько нужно для того, чтобы рассказать о себе коротко и оставить пространство для вопросов. Что же касается подробного и предметного разговора, то он должен быть индивидуальным, когда ваш будущий партнер, если он заинтересовался, прочтет сценарий и посмотрит всю дополнительную информацию по проекту. Там уже можно разговаривать дольше. Но чтобы получить внятное представление и о человеке, и о проекте, пяти минут вполне достаточно.

Генеральный продюсер телеканала «ТВ-3» Евгений Никишов, креативный продюсер «ТВ-3» Анна Гудкова и руководитель кинокомпании «СТВ» Сергей Сельянов
Генеральный продюсер телеканала «ТВ-3» Евгений Никишов, креативный продюсер «ТВ-3» Анна Гудкова и руководитель кинокомпании «СТВ» Сергей Сельянов

- Как часто мнение продюсера о презентации совпадает с мнением о присланном следом сценарии, если, например, на питчинге проект понравился? Есть тут прямая взаимосвязь между шоуменством и сценарной работой?

- Почти никакой. Человек может плохо говорить, не уметь презентовать, но при этом быть блестящим писателем. Бывает, что присылают отличный сценарий, а презентация так себе. И наоборот. Вообще хуже всех обычно презентуют проект сценаристы.

- Почему? Потому что этому не учат в киношколах?

- С одной стороны, не учат, а с другой, это разные навыки мышления и оценки. Льва Толстого как-то попросили рассказать в двух словах, о чем «Анна Каренина», так он ответил: «Я для этого написал два тома». К сценаристам это тоже относится. Любой человек, который читает сценарий со стороны, не будучи автором, легче его структурирует. Автору же сложнее отказаться от подробностей, ему все важно в тексте. Навык мыслить коротко — вообще один из самых сложных на свете. Но при этом именно короткая форма демонстрирует наибольший талант и ясность мышления.

- Как я понимаю, питчинг – это сейчас главный, но не единственный вариант попадания идеи или сценария к вам? Как еще проекты попадают к продакшн-компаниям?

- Просто присылаются — и мы их читаем.

- То есть на электронную почту компании?

- Да.

- Насколько по сравнению с питчингом этот вариант работоспособнее?

- В принципе одинаково, но, конечно, питчинг удобнее. Там ты получаешь очень много информации за очень короткое время. Особенно — о людях. Когда ты читаешь сценарий, но не видишь человека, ты можешь подумать о нем хуже, увидеть меньше потенциала. За секунды личного общения мы считываем гораздо больше информации о личности, чем мы даже в состоянии проанализировать. И для меня удобнее сначала увидеться с человеком, а потом прочесть сценарий, чем наоборот. Бывает, что прочел сценарий и засомневался, а после встречи решаешь, что все-таки стоит попробовать сотрудничать. А если засомневался и не поговорил, то, как правило, у проекта нет будущего. Потому что самое важное — кто стоит за текстом, а не текст отдельно.

- Обязательно ли наличие кинообразования, чтобы заинтересовать студии, или можно, скажем, ознакомиться с работами Маки, Труби, Сегер, Воглера, Снайдера, и иже с ними, и пробовать продать идею, будучи самоучкой?

- Да. К сожалению, сейчас нет места, где бы вам давали бы стопроцентно качественное кинообразование. И человек с тем же самым успехом может составить для себя индивидуальный план обучения, пройти его и написать не менее прекрасно, чем дипломированный специалист.

«Питчинг. Как представить и продать свою идею» (16+).
«Питчинг. Как представить и продать свою идею» (16+).

- Хорошо, а как возникла идея и сколько времени заняла работа над книгой?

- Хотелось подвести итоги работы на «Кинотавре» и не только - все же занимаюсь темой с 2006-го года. Было понятно, что проблемы, которые возникают перед людьми, ищущими способ пробиться в индустрию, типовые, и нужно попытаться собрать ответы в одной книге. Сама идея возникла три года назад, но было трудно найти время именно на написание. Прошлым летом звезды сошлись — и я написала книгу за три месяца. Дальше вопрос с изданием осложнился коронавирусом, должна была выйти еще в марте, но в итоге книга дошла до читателя только сейчас.

- Карантин вызвал бурный рост сериального контента и, соответственно, спроса на него. Какие, на ваш взгляд, проекты будут востребованы на питчингах в ближайшее время?

- Разные, потому что с одной стороны людям захочется отвлечься от того, что происходит. Посмотреть что-то легкое, веселое и жизнерадостное. Но при этом никуда не денется интерес к большой драме, ведь людям нужны модели того, как справляться с теми проблемами, которые у них есть. Наблюдать за тем, как это делают другие.

И тот опыт, который мы, весь мир, переживаем одновременно, должен быть осмыслен и трансформирован в кинематографические образы. Поэтому фильмы и сериалы, которые будут помогать это делать, будут пользоваться спросом.

Думаю, будет постепенно уходить дешевое и бессмысленное кино в любом формате, потому что, глядя в экран ноутбука или экран кинотеатра, мы сравниваем фильмы не с отечественным рынком, а со всем остальным миром. В особенности на карантине, когда большая часть контента потребляется онлайн.

И если кино коснется безработица, а я думаю, она нас тоже затронет, то уровень профессиональных требований к авторам резко вырастет. И некоторые проекты, которые до карантина казались приемлемыми, в новых условиях умрут, так как окажутся слишком легковесными и неактуальными.

- Правда ли, что в кино может попасть любой, если у него достаточно настойчивости и таланта? Были ли в вашей практике случаи, когда выстреливали люди из глубинки?

- Когда мы делали программу «Культбюро» (лаборатория короткометражного кино — прим. автора), мы приехали в Краснодар. К нам пришел мальчик, абсолютный самородок. Без кинообразования. Сам узнавал технологию, отыскивал камеры, пленку. И снял на эту пленку маленький фильм, который произвел впечатление выдающегося авторского кино. Мы его увезли сначала в «Культбюро», потом он отправился учиться к одному из наших мастеров (А. Котту). И буквально пару недель назад этот режиссер, его зовут Григорий Коломийцев, показывал свой фильм в конкурсе крупного мирового фестиваля в Сан-Себастьяне. И это только одна такая история, а их очень много.

- Какой главный совет вы бы дали людям, которые очень хотят реализовать себя в кино и на телевидении?

Главное - быть уверенным в том, что тебе так же нравится процесс, как и результат. Жизнь очень короткая, чтобы мерить ее исключительно достижениями. Когда тебе интересно то, что ты делаешь, и не жалко ни одного дня, который ты потратишь на обучение, да и сам процесс постоянно радует, то тогда, безусловно, будут и призы на кинофестивалях, и долгая карьера в кино.

Справка
Питчинг (от англ. pitch — выставлять на продажу) — устная или визуальная презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать проект. Идею фильма или сериала обычно защищает сценарист, режиссер, продюсер или представитель студии.
Читайте по теме Обзоры книг
Стэн Ли «Шторм света»: последняя работа создателя Marvel
Алексей Лагутенков «Магия драгоценных камней»: удобно и красиво
Эдуард Овечкин «Акулы из стали. Ноябрь»: подводники поднимут с глубины депрессии
Комментарии (0)
Авторизуйтесь или войдите, как гость, чтобы оставлять комментарии. Также вы можете войти через социальные сети:
Читайте в СМИ