«Искусство монтажа»: следи за глазами!
Серия «Мастер сцены» от «Бомборы» продолжает радовать новинками книг, ориентированных на людей, работающих или желающих работать в киноиндустрии. В домашней библиотеке есть уже почти все из вышедших изданий, но книга Мерча впервые открыла лично для меня мир профессии, которая почти всегда остается за кадром — режиссера монтажа. Обычно те, кто смотрели какое-либо кино, обсуждают после сеанса работу режиссера, который ответственен за весь проект целиком, или игру актеров. Максимум еще пройдутся по «потугам сценариста» или ракурсам оператора, но про монтажера не вспомнит никто - и зря!
В своей книге Мерч, обладатель трех «Оскаров, рассказывает, почему, на его взгляд, по-настоящему фильм рождается только на монтаже. И как можно склеить отснятые сцены так, что они будут иметь совершенно разный посыл для зрителя. Многие из нюансов, например, ориентир на моргание актеров, как «отбивку» завершенной мысли, вообще встречаю в литературе впервые. Заодно Мерч добавил экскурс в историю — о том, как работали профессионалы с аналоговыми монтажными столами, когда на один фильм требовалось порезать и склеить в нужных местах почти 7 тонн пленки.
Также Мерч сводит и звук. Именно его работу в «Люди дождя» легендарный Френсис Форд Коппола назвал «саунд-дизайном», после чего термин вошел в киношный слэнг по всему миру. Так что методы «оскароносного» монтажера будут интересны и профи, и любителям, тем более что специально для российского издания автор сделал поправку на современную действительность, когда часть фильмов снимают прямо на «Айфоны». Ведь нужно не просто снять хорошее кино, а еще и детально освоить «Искусство монтажа» - тут и книжка вам в помощь!