«Кировавиа» ушел в штопор
В отчете Контрольно-счетной палаты области (КСП) значится, что предприятие в 2008-2009 гг. работало со значительными убытками. И если по итогам 2008 года эти убытки составляли 3 млн 62 тыс. руб., то к концу 2009 года увеличились аж в 16 раз (!) и на 1 января 2010 года составили 49 млн 60 тыс. руб. Причем потери получены и по воздушным перевозкам, и по деятельности аэропорта.
По договору от 1 февраля 2005 года ОАО «Кировавиа» арендовало у ООО «Валар» воздушное судно АН-26. При этом размер арендной платы менялся чаще 1 раза в год (нарушение ст. 614 ГК РФ). А сама плата начислялась исходя из гарантии налета не менее 80 часов в месяц. Фактический же среднемесячный налет за 2009 год составил 72,8 часа. Аренда на таких экономически нецелесообразных условиях привела к тому, что только за 2009 год убыток от аренды составил 1 тыс. 469 руб.50 коп. Причем при расчете стоимости летного часа в большинстве случаев закладывалась рентабельность 20%, а у самолета ООО «Валар» - в размере 10%, что экономически необоснованно.
По информации КСП, «Кировавиа» также невыгодно работало с поставщиками нефтепродуктов: рядом договоров и соглашений аэропорт поставил себя в зависимость от ООО «Кировнефтепродукт» как от единственного поставщика без возможности приобретать нефтепродукты по наиболее выгодным условиям у иных поставщиков.
Поили чиновников за счет «Кировавиа»
КСП обратила внимание, что при списании запасных частей часто не указывались номера воздушных судов. Поэтому невозможно подтвердить, что средства были необходимы и использованы непосредственно для ремонта того или иного судна. А это тоже может вести к излишним необоснованным расходам. Проверка показала, что компанией допускались расходы, не относящиеся к производственной деятельности: например, на приемы представителей различных организаций (в том числе и облправительства), «сопряженные с оплатой дорогостоящих продуктов питания, алкогольных напитков, подарков и т. п.».
В нарушение Бюджетного кодекса РФ и областного законодательства госгарантия Кировской области (75 млн руб.) была предоставлена «Кировавиа» при наличии долгов по обязательным платежам в бюджет на сумму 1,9 млн. руб. Решение о предоставлении госгарантии было принято несмотря на неустойчивое финансовое состояние компании.
Нештатные должности и высокие зарплаты
«Генеральному директору и руководящему составу Общества, принятым на работу в 2009 году, установлены должностные оклады, значительно превышающие оклады работников, занимающих сопоставимые должности либо занимавших аналогичные должности в предшествующий период», - значится в отчете КСП. - На предприятии регулярно нарушаются нормы трудового права». Кроме несвоевременной выплаты зарплаты сюда относится принятие новых сотрудников на должности, отсутствующие в штатном расписании. «Указанные многочисленные нарушения допускаются вследствие отсутствия контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества со стороны его органов управления», - резюмируется в отчете КСП.
С итогами проверки правительство согласно
Как отметил зампред Сергей Щерчков на комитете ОЗС по бюджету и налогам, правительство согласно с итогами проверки КСП. Что касается договора с ООО «Валар», то, по словам Сергея Владимировича, эта фирма была аффилирована бывшим руководителем Кировского аэропорта. Новому руководству была поставлена задача расторгнуть этот договор, что и было сделано. Одним из вариантов выхода из кризиса Сергей Владимирович назвал «эффективный менеджмент».
Кстати, КСП также проведены проверки в ОАО «Кировская областная типография» и ОАО «Аптека № 1». Серьезных нарушений в деятельности этих обществ не выявлено. Что касается Аптеки №1, чистая прибыль предприятия в 2008 году составила 14 млн 884 тыс. руб., а в 2009-м - 24 млн. 570 тыс. руб. «В условиях высокой динамики бюджетной доходности и прибыли предприятия, по мнению Контрольно-счетной палаты, нецелесообразна продажа акций ОАО «Аптека №1», - значится в отчете. Напомним, что по недавнему решению департамента госсобственности 75+1% акций Аптеки №1 будут выставлены на торги.