В деревне Васенево пройдут языческие купания
Имя неоязычника Доброслава известно далеко за пределами Кировской области. Алексей Александрович Добровольский родился 13 октября 1938 года в Москве. Был участником диссидентского движения СССР в 1950-60-е годы, активистом «Русского освободительного движения». В настоящее время он - уникальный в своем роде идеолог славянского неоязычества, «волхв» общества «Стрелы Ярилы», национал-социалист. С начала 90-х Доброслав живет в деревне Васенево Шабалинского района Кировской области.
Праздник для «своих»
У Доброслава узкий круг единомышленников. По словам очевидцев, собираются они у него дома. Один лишь его вид - отдельная история: стены расписаны наци-символикой, портретами «героев». Что происходит на празднике Купалы, подробно вам вряд ли кто-то расскажет. Участниками празднования становятся только «свои» люди. И делиться информацией о происходящем там они не стремятся.
Контингент на этот праздник собирается, надо сказать, особый. По словам очевидцев, представители запрещенных в судебном порядке «Славянского союза», ДПНИ, а также скинхеды и футбольные фанаты из числа молодежных националистических группировок составляют основную массу «гостей» Доброслава. Если говорить о социальном статусе, то на празднике Купалы бывают и студенты, и работающие люди (в том числе сотрудники администраций некоторых субъектов РФ), и пенсионеры. Приезжают из самых разных регионов России и даже ближнего зарубежья. В общей сложности до 60 человек.
Один из главных ритуалов праздника - обряд раскрещивания. По рассказам очевидцев, в этом обряде человек становится на колени, заявляет, что отрекается от церкви, от наложения креста, от Христа, от Святого Духа и т.д. Крестное знамение, наложенное когда-то на темечко православным священником, Доброслав смывает водой из кувшина. Отломленный кусок каравая, отрезанный локон волос, вырванные листы Библии (раньше - еще и российский флаг) летят в костры. Все кричат: «Слава!» новому соратнику.
Раскрещенному дают древнерусское имя (Ратибор, Болеслав, Воислав, Болемысл...) Причем имя - это не пустая формальность. Существует огромное количество исследований психологов и лингвистов о влиянии манипуляций с именем человека на его сознание.
Участники праздника Купалы также восхваляют матушку-природу (поговаривают, будто бы при этом проходят целые оргии), поклоняются «русскому Херу» (деревянному символу мужского начала). Славят «русских героев» и проклинают «врагов», в число которых традиционно записывают служителей церкви, евреев, руководителей государства, сотрудников правоохранительных органов (такая позиция подтверждается даже в названиях статей Доброслава: «Государство - враг народа», «Как хрестьяне стали крестьянами»).
Опасная игра?
«О празднике Купалы ничего сказать не могу, сам там не бывал. Но в целом могу сказать, что неоязычество не имеет никакого прямого отношения к славянскому язычеству. Славянское язычество изучается, и о нем мы знаем довольно мало, - рассказывает кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории ВГГУ Владимир Коршунков. - Неоязычество само по себе - игра, но, как правило, люди, которые увлекаются такой игрой, бывают и людьми определенной социально-политической ориентации, которая чужда большинству. Это та ориентация, которая, в частности, в Германии породила нацизм».
Как отмечают источники в правоохранительных органах, в действиях Доброслава можно усмотреть состав преступления: несмотря на неоднократные судимости, он продолжает призывать к экстремистской деятельности. Но встает вопрос в доказательности преступлений: нужны документальные подтверждения и свидетельские показания, а получить их весьма непросто.